Секундомер, тонометр для определения артериального давления, фонендоскоп, спидометр, динамометры, спирт, вата.
Ход работы
1. Подготовка к эксперименту проводится в лабораторных условиях. Экспериментальная нагрузка выполняется в естественных условиях спортивных занятий (легкоатлетический стадион или манеж, плавательный бассейн, гимнастический зал и т.д.).
2. Студенческая группаразделяется на бригады по 2-3 человека, каждая из которых проводит исследования определенных показателей, в специфических условиях спортивной тренировки в изучаемом виде спорта.
3. Определить следующие показатели до работы, во время работы и в восстановительный период (сразу после работы и через 5 минут после окончания её):
а) частоту сердечных сокращений (ЧСС);
б) артериальное давление (АД) - систолическое давление (СД), диастолическое давление (ДД), пульсовое давление (ПД);
в) систолический объем крови (СОК);
г) минутный объем крови (МОК);
д) частоту дыхания (ЧД);
е) жизненную ёмкость легких (ЖЕЛ).
|
|
4. После окончания эксперимента студенты заполняют протокол и делают выводы о физиологических особенностях исследованных видах спорта.
(Организация исследований в условиях спортивных занятий и дополнительные показатели, характеризующие конкретные виды спорта, приведены в Приложении).
5. На итоговом занятии студенты демонстрируют результаты проведенных исследований в форме обработки полученных данных, графиков, таблиц, иллюстрирующих эти данные. Кроме того, каждая бригада представляет доклад по реферату, в котором раскрываются физиологические особенности данного вида спорта.
6. План подготавливаемого реферата может быть следующим:
а) общая характеристика вида спорта (педагогические и технические особенности);
б) физиологические особенности изучаемого вида спорта (по данным литературы и собственных исследований);
в) требования, предъявляемые к двигательным способностям для успешных занятий указанным видом спорта;
г) литература.
7. Итоговое занятие (№ 13) проводится в виде научной конференции по предварительно составленной программе. Один из членов каждой бригады выступает с докладом на 7-8 минут, другие демонстрируют таблицы и рисунки, отвечают на вопросы.
Контрольные вопросы
1. Какова физиологическая классификация видов спорта?
2. В чем физиологические особенности стандартных упражнений? В каких видах спорта они встречаются?
3. Дайте физиологическую характеристику ситуационных видов спорта.
4. Сравните физиологические особенности легкоатлетического бега, плавания и лыжного спорта. Чем они обусловлены?
|
|
5. Какие дополнительные показатели, характеризующие особенности функционирования организма во время занятий ситуационными видами спорта, нужно учитывать? Почему?
ПРОТОКОЛ
Изменение физиологических показателей в ходе спортивной тренировки
Испытуемый_______________________________________________________
(ф.и.о.)
Пол____________________Возраст____________________________________
Стаж занятий спортом_______________________________________________
Разряд_____________________________________________________________
Дата проведения тренировки__________________________________________
Место проведения___________________________________________________
Физиологические показатели | ЧСС | АД | СОК | МОК | ЧД | ЖЕЛ | ||
СД | ДД | ПД | ||||||
До начала тренировки | ||||||||
Во время тренировки | ||||||||
Сразу после окончания тренировки | ||||||||
Через 5 мин. |
Приложение
Организация исследований в условиях спортивных занятий