Неоплатонизм как завершение античной философии. Учение о Едином, Уме, Душе и чувственном мире. Процесс христианизации эллинизма и эллинизации христианства

Неоплатонизм – синтез всех достижений античных философских традиций. Родоначальник Плотин Ликополитанский.

В качестве филос.системы сводится к учкению об иерархич.строении бытия и к мысл.конструированию его нисходящих ступеней, последовательно возникающих путём остабления высшей ступени в след.порядке: Единое, Ум, Душа, материя. Это структурное разделение аналогично внутр.стр-ре самопознания. Задача человека – осознание им своего «заключения» в матер.мире и и подг.к выходу из него путём внутр.восх.от телесной жизник жизни Души, потом Ума, и от Ума к общению с Единым. Единое – это единое первоначало бытия вешей. Оно непозноваемо, неизречённо, сверхмыслимо и сверхчувственно. Природа Единого творит все вещи – оно не есть что-либо из них, от него зависит всё, оно само ни от чего не зависит. 2 вида реальности – истинно сущее бытие(мир идей, объединённых в Уме – первом осуществлении мощи Единого) и мир природы.

Первая эманация внутр.мощи Единого – Ум. Он познаёт самого себя, Ум и об-ты его мышл-я(идеи) отождествл. Двойственность Ума. Ум – совокупность всех идей.

Душа – эманация Ума. Ум творит Душу в силу своего совершенства.

Душа произв.все живые существа, вдохнув в них жизнь. Душа сост.из 2х частей: высшая(разумная) и низшая(чувственная – «природа»).

Цель жизни – чтобы душа постепенно вернулась от вещного, материального, к Единому, сверхсущему принципу бытия.

 

 

Специфика средневековой философии. Этапы ее развития (апологетика, патристика, схоластика)

Основные черты:

· Теоцентризм (бог – центр философских изысканий)

· Изменение статуса философии: сомост обл знаний – служанка теологии.

· Изменение соц статуса философа. Меряне (жрецы – священносл, монахи)

· Изменение типа философствования. Размышление о космосе, человеке – стала экзегетической (толкование свящ писания). Люди записывали откровения Бога.

· Изменение конфигурации философской проблематики. Трактовка неясных и противоречивых мест в писании

· Замена приблем: проблема идеального общества, смысл жизни (ответ очевиден)

· Осн проблема – соотношение разума и веры (союзники, враги, паритетные вещи)

· Филос мировоззрение – образование стилей в архитектуре

· Попытка адоптировать воззрения Платона и Аристотеля для подкрепления веры

Периоды:

1. Апологетика (защита христианского вероучения от нападок язычника) 313г – Константин легализовал христианство. 392 – Феодосий 1 запретил все языческие культы. 529г – торжественное закрытие философской академии

2. Патристика (учение отцов церкви)

3. Схоластика (закат. Идея паритетности разума и веры парит в воздухе. Появляется первый университет в италии 12в. Конкуренция между университетами и монастырями)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: