Этапы средневековой философии

1. Патристика (отец) (II-VIII вв.). Вершина - Августин Блаженный (354-430) «О Троице», «О Граде Божьем», «Исповедь». Совокупность теологических, философских, политико-социологических крестьянских мыслителей, так называемых отцом церкви.

2. Схоластика (школьный ученый) (IX-XII вв.). Пик - Фома Аквинский (1223-1274) «Сумма теологии», «Сумма против язычников». Усматривал главную роль философии в обосновании теологическими методами рационального мышления. В средние века произошел отказ рациональных методов античной философии в объяснении мира. На 1-м этапе - осмысление, разработка христианской догматики. Элементы платонизма.

На 2-м этапе - окончательное рациональное оформление догм христианства в систему под влиянием Аристотеля.

Философия и культура эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения (или Ренессанса), возникнув в Италии (конец XIV – XVI вв.) превращается в явление общеевропейской культуры. Коренной перелом в духовной жизни европейских народов имел глубокие корни в социально-экономических изменениях, вызванных формированием раннебуржуазных отношений. Возрожденческое движение начинается в Венеции, Флоренции, Генуе (север Италии), где интенсивно развивалась торговля, происходили процессы первоначального накопления капитала, господствовали республиканские политические режимы.

В узком смысле Возрождение означал активное изучение философии литераторами, учеными богатых традиций античного направления. В широком, стал синонимом новой европейской культуры. Его существенным принципом становится антропоцентризм, напряженный интерес его деятельности, место в мире, предназначение и т. д. Индивидуализм как принципиальная установка при рассмотрении человека становится средством обоснования его самоценности, необходимости освобождения от социально-политических и духовных оков средневековья. Возрастание личностного фактора находит свое выражение и в социальной психологии, что, например, проявляется в отношении к фактору времени. Именно в этот период на башнях итальянских городов-государств появляются первые механические часы. Виднейший гуманист Дж.Манетти утверждал, что всемогущий бог, подобно банкиру, раздает людям время как деньги, а затем строго спрашивает с каждого о целесообразности его использования. Время становится активным фактором личностной, индивидуальной деятельности.

В эпоху Возрождения возрастает запрос на умственный, интеллектуальный труд, быстро растет число так называемых "свободных профессий", формируется светская интеллигенция. В распространении и развитии новой культуры большую роль сыграли "гуманистические кружки" — сообщества прогрессивно мыслящих представителей искусства, науки, религии, активно выступающих против засилья схоластики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: