Диалектическая система Г.Гегеля

Гегель — нем. философ, объективный идеалист, представитель немецкой классической ф. В молодости Г. отличался радикальным образом мышления, приветствовал французскую революцию, выступал против феодальных порядков прусской монархии. Философия Г. своеобразно отразила противоречивый характер развития Германии накануне буржуазной революции, в ней сказалась двойственная природа нем. буржуазии, идеологом кот. был Г. Отсюда, с одной стороны, прогрессивные и даже революционные тенденции его философии как выражение идейной подготовки буржуазной революции в Германии, а с др. — консервативные и реакционные идеи как результат непоследовательности и трусости нем. буржуазии. Анализируя категорию отчуждения, Г., хотя и в идеалистической форме, охватывает многие важные стороны предметной деятельности человека, рассматривает человека и его историю как “результат его собственного труда”. Он обосновывает тезис о субстанции как субъекте, как деятельном, активном начале. Исходное положение философии Г. — тождество бытия и мышления, т. е. понимание реального мира как проявление идеи, понятия, духа. Это тождество Г. рассматривал как исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя. В развитом виде содержание системы абсолютного (объективного) идеализма Г. состоит в следующем. В основе всех явлений природы и общества лежит абсолют, духовное и разумное начало — “абсолютная идея”, “мировой разум” или “мировой дух”. Это начало активно и деятельно, причем деятельность его состоит в мышлении, а точнее, в самопознании. В своем развитии абсолютная идея проходит три этапа: 1) развитие идеи в ее собственном лоне, в “стихии чистого мышления” — логика, где идея раскрывает свое содержание в системе связанных и переходящих друг в друга логических категорий; 2) развитие идеи в форме “инобытия”, т. е. в форме природы; 3) развитие идеи в мышлении и истории (в “духе”) — философия духа. На этом этапе абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности. Его собственной системой завершается, на взгляд Г., процесс саморазвития абсолютной идеи и вместе с тем ее самопознание. Г. создал завершённую систему абсолютного идеализма. Ему, как он считал, первому из мыслителей удалось раскрыть сущность мироздания, сущность всего происходящего в мире. Ключ к постижению этой сущности Г. нашёл в рациональном понятийном мышлении. Это мышление выступает у Г. само по себе существующим, вне сознания человека и человечества. Эту мысль саму себя мыслящую философ называет объективной идеей, абсолютным разумом, мировым духом. Г. считал, что его абсолютная идея тождественна идее христианского Бога. Но здесь нельзя не заметить существеннейших различий. Библейский Бог всегда равен самому себе. Гегелевская абсолютная идея находится в состоянии непрерывного развития. Источник этого развития — в ней самой. Объективная идея (понятие, дух, разум) есть тождество противоположностей — субъекта и объекта, их единство и борьба. Эта внутренняя противоречивость абсолютного понятия и является источником его саморазвития. Логика (учение о мышлении) превращается у Г. в диалектическую логику (принцип непротиворечия формальной логики им сознательно отбрасывается). Логика по сути дела совпадает с диалектикой как учением о развитии, то есть законы диалектики заключены в самой природе мышления. Г. онтологизирует логику — законы диалектического разума оказываются и законами всего сущего, законами развивающегося бытия. Абсолютным бытием обладает абсолютная идея (дух, разум). Саморазвитие абсолютного духа приводит на определённом этапе к возникновению природы, не как самостоятельной сущности, но как инобытия этого духа. Следующий виток развития порождает возвращение духа к самому себе в лице человеческого мышления, культуры человечества. При этом диалектика абсолютного понятия (идеи, логоса, духа) составляет общий закон развития как природы, так и человеческого мышления. Диалектика Г. (основной его метод) есть чистый и абсолютный идеализм. Согласно его философии, диалектика вещей представляет собой отражённую, "отчуждённую", форму диалектики понятий. Вместе с тем его философия есть и чистейший панлогизм, т.к. законы мироздания оборачиваются законами рационального мышления. Диалектика, будучи ценнейшим приобретением философии Г., изложена особенно полно в “Науке логики” (1812-16). Исключительно велик вклад Г. в теорию познания, в частности большое значение имеет его глубокая критика созерцательности, кантовского дуализма “вещей в себе”. Большой интерес представляют также такие работы Г., как “Философия права”, “Лекции по истории философии”, “Лекции по эстетике”, “Лекции по философии истории”. Во всех областях ф. он оставил глубокий след, применяя диалектику, глубоко анализируя актуальные проблемы науки. Однако диалектика Г. была облечена в мистическую оболочку, идеализм его философии привел к прямой измене его собственным диалектическим идеям (признание завершенности развития мира и познания, мистификация диалектики, распространение принципа развития только на идеальные явления и др.). После смерти Гегеля его школа раскололась на два лагеря: правых и левых гегельянцев. Первые принимали и развивали политически- и религиозно-консервативные мотивы гегелевской философии, вторые пытались придать гегелевским идеям революционно-демократическое звучание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: