Структура философии. Философия подразделяется на: онтологию (учение о бытии, его формах и уровнях), гносеологию (учение о познании), социальную философию и историю философии.
• К онтологическим вопросам относятся вопросы обытии и небытии, о единстве и развитии бытия, о
законах этого развития, о соотношении пространства, времени, движения, системности и других
категорий бытия.
• Гносеология изучает познание, его возможности,типы и методы познания, виды и истинность знания, истину и ее критерии.
• Социальная философия исследует наиболее об щие законы и ценности общества, истории развитая человеческого социума, этики, эстетики, антропологии (учение о человеке). Важнейшие проблемы социальной философии - сущность общества, законы его развития, стадии и движущие
силы истории.
• История философии изучает исторические типы
философии, характерные для разных исторических периодов: древнеиндийская и древнекитайская философия, философия античности, средневековая философия, западная философия Возрождения (Ренессанса), Нового времени и философия XX в.
Философия древней индии ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Черты философии Древней Индии. Древнеиндийская философия обладает особенностями, характерными как для нее, так и для любой восточной философии. Главные из них: автохтонность (возникновение на собственной культурной почве); самобытность (отсутствие влияния иноземных идей); традиционность (существование тысячелетиями без серьезных изменений; сложившиеся в древности философские учения расцениваются как образцовые); религиозность (большинство философских учений представляли собой развитие религиозных вероучений); отношение к философии как к образу жизни; высокий общественный статус философии (философы в основном были брахманами, т. е. жрецами высшего сословия); принятие практически всеми школами учения о карме и сансаре (бессмертии душ и их перерождении по законам воздаяния); этико-философская направленность учений; отсутствие интереса к социально-политической проблематике и др. Периодизация. История индийской философии традиционно делится на три крупных периода: 1) Ведийский период (ок. Х-У в. до н.э.) - время становления индийской философии. В некоторых произведениях и частях Вед (особенно в Упанишадах, содержащих диалоги и рассуждения о бытии в целом) появляется трактовка мира; 2) Классический (буддийский) период (с V в. н.э. по X в. н. э.). Период формирования основных школ и острых религиозно-философ-ских споров, время возникновения и расцвета джайнизма и буддизма (ставшего в конце периода ведущим философским направлением); 3) Индуистский период (с XI в. н. э.). Влияние буддизма ослабевает, развитие философии протекает в рамках культуры индуизма. Ведущие школы - веданта и нанья.Основные школы древнеиндийской философии различают по их отношению к Ведам - первым священным книгам Индии, в которых содержатся представления о едином и многосоставном мировом порядке (Легенда о Буруши), целостной духовной субстанции (Брахман), индивидуальной душе (Атман), перерождении душ, согласно закону воздаяния (Карма). К первой группе относятся ортодоксальные школы, признающие традиции Вед и зовущиеся астика (утверждающие). Сюда входят шесть основных даршан (школ): санкхья, йога, ньяя, вай-шешика, пурва-ниманса, веданта. Во вторую группу входят школы неортодоксальные, не признающие себя последователями Вед - настика (отрицающие). В нее включают: буддизм, джайнизм, локаята, отчасти аджзеика.