Оборудование: лекционные аудитории со звукоусиливающей аппаратурой, с регулируемым по высоте экраном, мультимедийной установкой, видеоаппаратурой для показа видеофильмов, учебная лаборатория.
Оснащение: анатомические ресурсы: муляжи, фантомы, трупный материал; наглядный материал: учебные видеофильмы, слайды, таблицы, электронные версии учебников, видеофильмы и СД-фильмы, комплекты тестовых заданий и ситуационных задач, тематические наборы раздаточного материала, доступ в Интернет.
7 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ*
На русском языке основная:
1. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека: учебник в 3-х томах.- М. 2008. - Т.1. - 680 с; Т.2. - 496 с; Т.З. -320 с.
2. Билич Г.Л. Крыжановский В.А. Атлас анатомии человека: атлас в 3-х томах. - М: 2008. - Т.1 - 800 с; Т.2 - 800 с; Т.З - 800 с.
3. Агаджанян Н.А. Нормальная физиология: учебник. - М: 2008.- 520 с.
дополнительная:
1. Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы студентов / Под ред. А.А. Утебергенова, Д.А. Адильбековой. - Шымкент: 2006. - 66 с.
|
|
2. Поспелов Н.И. Физиология пищеварения: Учебно-методическое пособие. - Караганда: 2003. - 107 с.
На казахском языке основная:
1. Ракышев А.Р. Адам анатомиясы атласы. I, II том, - Алматы: «Кітап»,2006.
2. Жұмабаев У., Эубэиров Э.Б., Досаев Т.М. ж.т.б. Адам анатомиясы, атлас. I, II, III, IV том. - Астана: «Фолиант», 2005, 2012.
3. Сәтбаева Х.К,., Отепбергенов А.А., НиунбаеваЖ.Б. Адам физиологиясы. (Окулык). -Алматы. Издательство «Дәуір», 2005. - 663 б.
дополнительная:
1. Эубэюров Э.Б., Жаналиева М.К. Адам анатомиясы, атлас. - Астана: 2012.
2. Нурмухамбетова Б.Н. Лимфа жуйесінің функционалдык. анатомиясы. Оку кұралы. - Алматы: 2007.
3. Организмның шартты-рефлекторлык әрекет1 және оньщ нейрофизиологиялык, тегершіктері Жоғарғы жүйке ic-әрекетінің типтері Ибраева С.С., -Астана: 2006,-52 6.
4. К,алыпты физиологиядан тәжірибелік сабактарға жетекшілік нұскаулар./ Сайдахметова А.С., Рахыжанова СО. - Семей: 2006. - 174 бет.
5. К,анкржа М.К,. Козгыш ұлпалар физиологиясы. - Алматы: 2004. - 78 бет.
Примечание * - список литературы может обновляться ежегодно.
АВТОРЫ
1. Аубакиров А.Б. - заведующий кафедрой анатомии человека с оперативной хирургией Медицинского университета Астана, д.м.н., профессор. Хамчиев К.М. - заведующий кафедрой физиологии человека Меди
цинского университета Астана, к.м.н., профессор.
2. Пульникова А.В. - заведующий кафедрой сестринского дела Медицинского центра «Эмили».
3. Сугурбаева Л.К. - преподаватель кафедры сестринского дела Медицинского центра «Эмили».
5. Калдыбаева A.M. - руководитель кафедры нормальной физиологии Западно-Казахстанского государственного медицинского университета имени Марата Оспанова, к.м.н., доцент.
|
|
6. Иванова Л.И. - и.о. доцента кафедры нормальной и топографической анатомии с оперативной хирургией Западно-Казахстанского государственного медицинского университета имени Марата Оспанова, к.м.н.
Досмамбетова К.К. - методист Республиканского центра инновационных технологий медицинского образования и науки Министерства здравоохран
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАСПИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВЫСШАЯ ШКОЛА (ФАКУЛЬТЕТ) ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
КАФЕДРА «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»
Утверждено
на заседании УМС
Председатель
______________ А.Ш.Курмангалиева
«____»______________20___г., № ___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине: «Физиология»
Код дисциплины: Fiz 1203
Образовательная программа – (5В 110100 «Сестринское дело»)
Объем учебных часов (кредитов) 90 (2)
в том числе: аудиторные часы -30
СРСП - 30
СРС -30
Курс: 1
Семестр: 2
2014г.
Составитель: Абильмажинова А.О. ____________________
подпись
Рабочая программа составлена на основе: Типовой учебной программы дисциплины (для обязательного компонента) «Основы сестринрского дела» для студентов специальности 5В 110100 «Сестринское дело»
Рассмотрено
На заседании кафедры «Сестринское дело»
Зав. кафедрой к.м.н. ________________________ Бейсенов А.Д.
подпись
Декан Высшей Школы (Факультета) Гуманитарных наук
к.ф.н., ассоциированный профессор __________________ Султанова К.Р.
подпись
от «___»_____________ 2014 г., №___
Введение
Настоящая программа предназначена для специальности «Сестринское дело». Дисциплина физиология является обязательной для изучения студентами всех медицинских специальностей.
Физиология является основой теоретической и практической медицины.
Физиология - наука о механизмах жизнедеятельности здорового человека. Оставаясь дисциплиной доклинического медико-биологического образования, физиология все в большей степени приближается к практи ческому здравоохранению. Прямое изучение организма здоровых людей позволит будущим специалистам быстрее приобщиться к овладению клиническими методами исследования.
Цель дисциплины: изучить функции органов тела человека, составляющих его систем, с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей и уметь применять полученные знания на клинических кафедрах.
Задачи дисциплины:
• дать знания об основных физиологических характеристиках здорового человека, с учетом половых и возрастных особенностей;
• научить применять знания об основных закономерностях, механизмах формирования целостных реакций организма и различных уровней их регуляции;
• привить студентам навыки физиологического мьпшления;
• сформировать системные знания о жизнедеятельности организма во-взаимосвязи с окружающей средой.
Конечные результаты обучения:
Студент должен:
Знать:
• предмет, объект исследования, значение физиологии для медицины;
• разделы, этапы развития физиологии человека;
• закономерности функционирования клеток, тканей, органов, систем, механизмы регуляции, рассматриваемые с позиций общей физиологии, частной физиологии;
• сущность методов исследования различных функций человека, широко применяемых в практической медицине;
Уметь:
• объяснять принципы наиболее важных методик исследова ия функций здорового организма (ЭКГ, ЭЭГ, основные методики тестирования для определения психологических свойств личности);
• объяснять информационную ценность различных показателей (констант) и механизмы регуляции деятельности целого организма;
• самостоятельно работать с научной, учебной и справочной литературой;
• анализировать информацию, полученную в ходе экспериментальных наблюдений, определять ее значимость для характеристики состояния организма и его отдельных систем;
|
|
• понимать сложность многоуровневой иерархической структуры физиологических процессов, их взаимосвязь и взаимовлияние.
Владеть навыками:
· проведения общего анализа крови;
· спирометрии, определения минутного объема дыхания;
· пальпации артериального пульса;
· измерения артериального давления по методу Короткова;
· определения должного основного обмена с помощью таблиц;
· термометрия
Пререквизиты и постреквизиты дисциплины:
Пререквизиты: школьный курс биологии, анатомии и физиологии человека.
Постреквизиты: основы общей патологии, микробиология, основы сестринского дела, оценка состояния здоровья, сестринское дело по направлениям.
Модульный план
№ пп | Тема | Количество часов | ||||
Лекции | Практика | СРСП | СРС | |||
Кредит 1 | ||||||
Введение. Опорно – двигательный аппарат. | ||||||
Пищеварительная система | ||||||
Дыхательная система. Кровь | ||||||
Рубежный контроль | - | - | ||||
Всего: | ||||||
Кредит 2 | ||||||
Сердечно – сосудистая система | ||||||
Мочеполовая система | ||||||
Нервная система. Органы чувств. Эндокринная система | ||||||
Рубежный контроль | - | |||||
Всего: | ||||||
Итого: | ||||||
Тематический план лекционных занятий
№ | Наименование темы | Методы проведения | Количество часов |
Кредит 1 | |||
Введение в курс нормальной физиологии. Функциональные особенности возбудимых структур. Возбуждение и торможение в ЦНС. | Обзорная | ||
Функции пищеварительного аппарата. Пищеварение в различных отделах ЖКТ. Обмен веществ и энергии Терморегуляция и ее механизмы регуляции | Обзорная | ||
Физиология дыхания. Функциональная система, обеспечивающая постоянство газов крови. Физико-химические свойства крови. | Обзорная | ||
ВСЕГО: | |||
Кредит 2 | |||
Физиологические свойства сердечной мышцы. Параметры гемодинамики. | Обзорная | ||
Физиология выделения. | Обзорная | ||
Общая физиология ЦНС. Физиология вегетативной нервной системы. Архитектура целостного поведенческого акта с позиций теории функциональных систем П.К. Анохина. | Обзорная | ||
Общие свойства анализаторов. Частная физиология анализаторов. Общая физиология желез внутренней секреции | Обзорная | ||
ВСЕГО: | |||
ИТОГО: |
Тематический план практических занятий
|
|
№ | Наименование темы | Методы проведения | Кол-во часов |
Кредит 1 | |||
Механизмы возникновения возбуждения | Теоретический разбор материала | ||
Механизмы проведения возбуджения | Теоретический разбор материала | ||
Нервно – мышечные синпсы. Медиаторы | Теоретический разбор материала | ||
Особенности пищеварения в ротовой полости и желудке | Теоретический разбор материала | ||
Особенности пищварения в тонком кишечнике | Теоретический разбор материала | ||
Сущность обмена белков, жиров, углеводов | Теоретический разбор материала | ||
Основной обмен и его значение | Теоретический разбор материала | ||
Дыхательный коэффициент и его физиологическое значение Регуляция процессов теплообмена и обмена веществ | Теоретический разбор материала | ||
Стадии дыхания и их харатеристики | Теоретический разбор материала | ||
Состав и свойства крови | Теоретический разбор материала | ||
Функции лейкоцитов | Теоретический разбор материала | ||
Принципы деления групп крови и Rh – фактор | Теоретический разбор материала | ||
ВСЕГО: | |||
Кредит 2 | |||
Гемодинамика | Теоретический разбор материала | ||
Функции проводящей системы сердца | Теоретический разбор материала | ||
Канальцевая реабсорбция | Теоретический разбор материала | ||
Клубочковая фильтрация | Теоретический разбор материала | ||
Механизмы мочеиспускания | Теоретический разбор материала | ||
Физиология спинного мозга | Теоретический разбор материала | ||
Физиология ствола мозга | Теоретический разбор материала | ||
Нервный центр. | Теоретический разбор материала | ||
Формирование и виды памяти | Теоретический разбор материала | ||
Физиология органов зрения, слуха и равновесия | Теоретический разбор материала | ||
Физиологическое значение ЖВС – гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, паращитовидные железы | Теоретический разбор материала | ||
ВСЕГО: | |||
ИТОГО: |
Тематический план СРСП
№ | Наименование темы | Методы проведения | Кол-тво часов |
Кредит 1 | |||
Общие свойства возбудимых тканей. Парабиоз | Составление графологической структуры | ||
Потенциал действия. Потенциал покоя | Зарисовка в альбом | ||
Особенности пищеварения в толстом кишечнике | Презентауия | ||
Пищеварительные соки и их физиологическое значение | Реферат | ||
Сущность обмена воды и минеральных солей | Составление сравнительной таблицы | ||
Регуляция обмена белков, жиров, углеводов | Составление графологической структуры | ||
Нейрогуморальная регуляция дыхательного центра | Реферат | ||
Давление в плевральной щели Траспорт газов кровью | Составление сравнительной таблицы | ||
Понятие свертывающей и противосвертывающей систем. Осмотическое давление крови | Работа в малых группах | ||
Пневмотахиметрия | Слайд шоу | ||
Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха | Презентация | ||
Основные принципы переливания крови | Презентация | ||
Коагуляционный гемастаз | Презентация | ||
Плазменные факторы свертывания крови. Фибринолиз | Зарисовка в альбом | ||
Рубежный контроль | Тестирование | ||
ВСЕГО: | |||
Кредит 2 | |||
Физиологические свойства сердечной мышцы | Зарисовка в альбом | ||
Механизмы потоотделения и его физиологическое значение | Зарисовка в альбом | ||
Роль юкста – гломерулярного аппарата в организме человека | Реферат | ||
Физиология промежуточного мозга | Составление сравнительной таблицы | ||
Координация движений | Работа в малых группах | ||
Механизмы образования условных рефлексов | Презентация | ||
Физиология вкусовой, обонятельной и тактильной рецепции | Составление графологической структуры | ||
Механизмы образования дальнозоркости и близорукости | Работа в малых группах | ||
Физиологическое значение ЖВС – надпочечники, поджелудочная железа, половые железы | Составление графологической структуры | ||
Роль эмоций, классификация биоритмов, сознание | Составление сравнительной таблицы | ||
Функциональные особенности деятельности отделов вегетативной нервной системы | Портфолио | ||
Мышечная и суставная рецепция (проприорецепция) | Тезисный конспект | ||
Переработка соматосенсорной информации | Слайд шоу | ||
Физиологическая роль ЖВС. Понятие гипо- и гиперфункции ЖВС | Составление сравнительной таблицы | ||
Рубежный контроль | Тестирование | ||
ВСЕГО: | |||
ИТОГО: |
Тематический план СРС
№ | Наименование темы | Методы проведения | Кол-тво часов |
Кредит 1 | |||
Биоэлектрические явления в живых тканях | Доклад | ||
Физиологические особенности скелетной мускулатуры | Тезисный конспект | ||
Обмен веществ при возбуждении | Тезисный конспект | ||
Утомление мышцы | Доклад | ||
Физиологические особенности гладких мышц | Потфолио | ||
Мышечные сокращения | Анализ литературных источников | ||
Химические медиаторы | Портфолио | ||
Методы исследования желудочно – кишечного тракта | Доклад | ||
Методы исследования энергозатрат | Анализ литературных источников | ||
Физиологическое значение метаболизма и его стадии | Доклад | ||
Рациональное питание и его физиологическое значение | Реферат | ||
Понятие о витаминах и их значение для организма | Реферат | ||
Особенности дыхания при пониженном атмосферном давлении | Портфолио | ||
Особенности дыхания при повышенном атмосферном давлении | Портфолио | ||
Спирометрия. Дыхательные объемы | Тезисный конспект | ||
ВСЕГО: | |||
Кредит 2 | |||
Сердечный цикл и его фазы | Тезисный конспект | ||
Механические и звуковые проявления сердечной деятельности | Доклад | ||
Механизмы движения крови и лимфы по сосудам | Доклад | ||
Нейрогуморальная регуляция работы сердца и сосудов | Доклад | ||
Состав и свойства мочи | Тезисный конспект | ||
Водное отравление и обезвоживание | Реферат | ||
Нейрогуморальная регуляция работы почек | Тезисный конспект | ||
Последствия удаления почки и искусственная почка | Доклад | ||
Возрастные особенности структуры и функции почек | Портфолио | ||
I – II сигнальные системы | Анализ литературных источников | ||
Типы высшей нервной деятельности | Анализ литературных источников | ||
Отличие условных рефлексов от безусловных рефлексов | Доклад | ||
Торможение условных рефлексов | Тезисный конспект | ||
Физиология сна | Портфолио | ||
Особенности физического и умственного труда | Анализ литературных источников | ||
ВСЕГО: | |||
ИТОГО: |