Глава VIII. Концепция Д. Б. Эльконина. Период детства

1. Дошкольный возраст.</b>

Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей.

Велик разрыв между реальным уровнем развития и идеальной формой, с которой ребенок взаимодействует, поэтому единственная деятельность, которая позволяет смоделировать эти отношения, включиться в уже смоделированные отношения, и действовать внутри этой модели,-- это сюжетно-ролевая игра.

Игра ---ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности. Игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Д. Б. Эльконин называл игру "гигантской кладовой-настоящей творческой мысли будущего человека".

Что же составляет предмет этой деятельности? Это -- взрослый человек как носитель определенных общественных функций.

На протяжении своего развития ребенок постоянно "овладевает" взрослым человеком. Сначала он овладевает им как орудием. В ситуации человеческих отношений приходится внутренне проигрывать не только всю систему своих действий, но и всю систему последствий своих действий. Поэтому необходимость формирования внутреннего плана действий рождается именно из системы человеческих отношений, а не из системы материальных отношений.

Игра и есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра -- это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.

Структура развернутой формы сюжетно-ролевой игры:

Единица, центр игры -- роль, которую берет на себя ребенок. В детском саду в игре ребят есть все профессии, которые имеются в окружающей действительности. Но самое замечательное в ролевой игре то, что, взяв на себя функцию взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность очень обобщенно, в символическом виде.

Игровые действия -- это действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер.

В детской игре происходит перенос значении с одного предмета на другой (воображаемая ситуация), поэтому, возможно, дети и предпочитают неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого действия.

В игре нужен товарищ. Смысл человеческих действий рождается из отношения к другому человеку. В игре происходит рождение смыслов человеческих действий (оно для другого человека) -- в этом, по мнению Д. Б. Эльконина, величайшее гуманистическое значение игры.

Последний компонент в структуре игры -- правила. В игре впервые возникает новая форма удовольствия ребенка -- радость от того, что он действует так, как требуют правила.

Итак, игра -- это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности.

Под научным руководством Д Б. Эльконина и Л. Ф. Обуховой аспирантка из Колумбии К. Оталора выполнила уникальное исследование, в котором проанализированы особенности игры у детей индейской общины Аруако. Аруако до сих пор сохраняет свою культурную самобытность.

Орудия труда -- топор, лопата, мотыга, нож, веретено, вязальный крючок, кирка; оружием служит мачете.

Основной критерий при разделении труда -- пол и возраст.

Между матерью и младшим ребенком существуют тесные отношения, она дает ребенку грудь максимально возможное время Отношения между братьями и сестрами очень ласковые, старшие присматривают за малышами и обучают их новым навыкам.

Представление о возрасте аруаков отлично от нашего Его развитие определяется тем, как он участвует в деятельности. На этой основе выделяются периоды или этапы роста, которые имеют свое название.

· Зизи-- период с момента рождения до того, как дети научаются самостоятельно ходить и могут покинуть "зичу" (сумку)

· Абиру-- период, когда дети делают первые шаги В этот период ребенка начинают упрекать или наказывать, если он испражняется на накидку матери. Упреки всегда шутливы и лишь иногда сопровождаются легким шлепком

· Ганусина-- примерно с трех лет ребенок получает маленькую сумку (мочилас) из простого волокна -- символ работы и экономической помощи семье.

· Кумаситу -- в этот период дети отдаляются от матери и начинается дифференциация работы по полу

· Купма -- примерно в 12-18 лет подросток уже хорошо владеет орудиями труда, он уже научился всему у своих родителей

Девочка-подросток входит в новое общественное состояние и считается взрослой, когда у нее начинается первая менструация

В этой общине К. Оталора проанализировала особенности детских игр Опираясь на концепцию Д. Б Эльконина, она выявила наиболее характерные для детей разных возрастов игры:

· Игра-развлечение-- игра, в которой полностью отсутствует сюжет. Ее цель -- развлечь, развеселить участников.

· Игра-упражнение -- отсутствует сюжет, преобладают физические действия, при этом одно и то же действие повторяется несколько раз подряд.

· Сюжетная игра-- есть игровые действия и воображаемая ситуация, хотя и в зачаточной форме. Наиболее частыми сюжетами были приготовление пищи и сбор фруктов.. Сюжетные игры никогда не воспроизводили существующие в общине социальные отношения, в играх отсутствовали роли отца, матери. Одна из местных женщин объяснила экспериментатору, что дети не играют во взрослых, потому что в таких играх проявляется неуваженье к ним. Взрослые не учат детей играть, а, наоборот, отвергают игру Раннее приобщение детей к труду и взрослой жизни препятствует развертыванию игры.

· Процессуально-подражательная игра-- воспроизведение действий или ситуаций, которые ребенок наблюдает в настоящий момент Игра-подражание наиболее часто встречается у маленьких детей.

· Традиционная игра-- та, которая передается из поколения в поколение, в нее играют взрослые и дети, она имеет правила, но в ней отсутствует воображаемая ситуация В общине Аруако это игра в волчок.

Особенности игры индейских детей, определяются прежде всего тем, что дети с самого раннего возраста вынуждены работать и нести ответственность как взрослые

Работа К Оталора еще раз показывает, что детская игра имеет историческую и социальную, а не биологическую природу Среда выступает по отношению к игре как источник ее развития.

В современном индустриальном обществе игра не является единственным типом деятельности детей. Другие типы деятельности в дошкольном возрасте: изобразительная деятельность; элементарный труд; восприятие сказки;учение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: