Иван IV решился на установление в стране диктатуры и сокрушение оппозиций с помощью террора и насилия.
Отречению Ивана Грозного предшествовали следующие события
1) в начале декабря 1564 года царская семья стала готовиться к отъезду из Москвы.
2) Оставшиеся в Москве бояре и духовенство находились в полном недоумении и неведении о замыслах царя.
Царский "поезд" достиг укрепленной Александровской слободы. Оттуда, 3 января 1563 года, царь послал в Москву два письма, в которых объявил, что оставляет престол, поскольку не может более терпеть нерадения и "изменных дел" служилых людей, бояр и церковных иерархов. Во втором письме царь заверял посадский люд Москвы, что против них гнева и опалы он не держит.
Историки считают, что все это поведение Грозного было хорошо продуманным тактическим маневром.
Руководство церкви и Думы просили царя сложить гнев и править государством как ему "годно". Грозный выдвинул условия:
1) Дать ему неограниченные полномочия - право без совета с Думой "опаляться на непослушных бояр, казнить" их и отбирать в казну их имущество.
|
|
2) Для "охранения" его жизни разрешить ему ввести опричнину с двором, армией, и территорией.
В середине февраля 1565 года вернулся в Москву и представил на утверждение Думе и Священному Собору текст указа (приговора) о введении опричнины (1565-1572 гг.).
Опричный террор:
Уже в первые дни опричнины Москва стала свидетелем кровавых казней. Казнили десятками, сотнями, целыми семьями и даже родами.
25.07.1570 года на рыночной площади были зверски казнены 116 человек "опальных". Не щадили даже сел и деревень, принадлежавших "опальным".
Продолжением, опричного террора стали набеги на крупные уездные города - Новгород и Псков, где по мнению Ивана Грозного гнездились его противники. В декабре 1569 года объявил есть о "великой измене" новгородцев опричному воинству. Не мешкая войска выдвинулись к Новгороду.
08.01.1570 года царь прибыл в древний город. В городе прошли повальные аресты. Опричники увезли арестованных в царский лагерь на Городище. Следом за Новгородом стал Псков.
Опричные санкции против этих городов преследовали две основные цели:
1) Пополнить опричную казну
2) Терроризировать низшие слои городского населения, подавить в нем все элементы недовольства, ослабить опасность народного возмущения.
В годы опричнины процветали, как никогда, политические доносы.
Разумеется Иван IV не поощрял прямой разбой. НО он создал опричные привилегии и подчинил им право и суд. Возвел кровавые погромы в ранг государственной политики. Следовательно, на нем лежала главная вина за беззакония опричнины. Понимая это, в 1572 году Иван Грозный отменил опричнину.
|
|
Последствия опричнины:
1) Основным политическим итогом опричнины стало установление неограниченной самодержавной власти Ивана Грозного
2) Серьёзно подорвала пережитки удельной старины и ликвидировало остатки феодальной раздробленности, ослабив политическое влияние аристократии.
3) Сильный удар был нанесён по феодальной обособленности русской церкви, окончательное включение которой в централизованный аппарат власти после столкновения Ивана Грозного с митрополитом Филиппом было делом времени.
4) Опричнина стала решающей силой в консолидации господствующего класса вокруг царя - самодержца. В обществе стала складываться система прямого подчинения власти.
5) В обстановке массового террора, всеобщего страха и доносов аппарат насилия, созданный в опричнине, приобрел совершенно непомерное влияние на политическую структуру руководства. В конце концов адская машина террора ускользнула из-под контроля её творцов
6) В борьбе с непокорной боярской знатью монархия неизбежно должна была опираться на дворянство. Но этой цели она достигла не путём организации мелкого и среднего дворянства в целом, а путем организации привилегированной опричной гвардии.
7) Возросло значение служилой дворянской демократии.
8) Опричнина дорого обошлась стране
9) Опричнина способствовала утверждению крепостного права, которое де-факто (де-юре только в 17 веке) становится типом экономического строя России. Нужен был выход из кризиса, и он был найден на феодально-крепостническом пути.