Архитектура Киевской Руси

Древ­ней­шие па­мят­ни­ки рус­ско­го зод­че­ства не со­хра­ни­лись до наших дней, так как были по­стро­е­ны из де­ре­ва. Мы можем лишь ре­кон­стру­и­ро­вать их образ по более позд­ним по­строй­кам. Обыч­но дома знати были мно­го­ярус­ны­ми, они вен­ча­лись ба­шен­ка­ми и те­ре­ма­ми. К ос­нов­но­му зда­нию при­мы­ка­ло мно­же­ство при­стро­ек – кле­тей, пе­ре­хо­дов, сеней. Мно­гие эле­мен­ты де­ре­вян­ных стро­е­ний были укра­ше­ны за­тей­ли­вой резь­бой. На­ча­ло пра­во­слав­но­му ис­кус­ству на рус­ской земле было по­ло­же­но в конце X в. В то время ма­сте­ра-гре­ки (так на­зы­ва­ли всех ви­зан­тий­цев, по­то­му что они го­во­ри­ли на гре­че­ском языке) при­ез­жа­ли на Русь це­лы­ми ар­те­ля­ми. Они воз­ве­ли много ве­ли­ко­леп­ных хра­мов, укра­шен­ных мо­за­и­ка­ми, фрес­ка­ми, ико­на­ми. Позд­нее в ико­но­пи­си даже воз­ник­ло по­ня­тие «гре­че­ский стиль». Ар­хи­тек­ту­ра Ки­ев­ской Руси впи­ты­ва­ла в себя все луч­шее, что со­зда­ва­ли ви­зан­тий­ские ма­сте­ра. Все храмы Киева XI в. были воз­ве­де­ны из пл­ин­фы (плос­ко­го квад­рат­но­го кир­пи­ча) в тра­ди­ци­ях ви­зан­тий­ско­го зод­че­ства. Одной из пер­вых зна­чи­тель­ных хра­мо­вых по­стро­ек Ки­ев­ской Руси была мно­го­гла­вая цер­ковь Успе­ния Бо­го­ма­те­ри, про­зван­ная Де­ся­тин­ной, по­то­му что князь Вла­ди­мир по­ве­лел де­ся­тую часть своих до­хо­дов от­да­вать на устро­е­ние этого храма. В се­ре­дине XI в. цер­ковь с трех сто­рон была окру­же­на га­ле­ре­я­ми, что было ха­рак­тер­но для древ­не­рус­ских хра­мов до­мон­голь­ской эпох Новый этап в ис­то­рии ар­хи­тек­ту­ры Ки­ев­ской Руси свя­зан с прав­ле­ни­ем Яро­сла­ва Муд­ро­го. Между 1017 и 1037 гг. по его ука­за­нию был воз­ве­ден самый ве­ли­че­ствен­ный и зна­ме­ни­тый из всех рус­ских хра­мов — собор Свя­той Софии (Пре­муд­ро­сти Бо­жьей) в Киеве. Для его ар­хи­тек­ту­ры ха­рак­тер­ны три­ум­фаль­ность и празд­нич­ность, свя­зан­ные с утвер­жде­ни­ем ав­то­ри­те­та князя и мо­гу­ще­ства мо­ло­до­го го­су­дар­ства. Огром­ный собор со­от­вет­ство­вал ви­зан­тий­ской кон­струк­ции кре­сто­во-ку­поль­но­го храма. В се­ре­дине храма — кре­сто­об­раз­ное сво­бод­ное про­стран­ство, увен­чан­ное ку­по­лом. Об­шир­ные хоры опи­ра­лись на мощ­ные стол­бы, де­лив­шие храм на пять ча­стей (нефов) с за­па­да на во­сток. В XI в. Со­фий­ский собор был три­на­дца­ти­ку­поль­ным, но позд­нее под­верг­ся се­рьез­ной пе­ре­строй­ке, и число ку­по­лов умень­ши­лось. Древ­ние фрес­ки едва за­мет­ны на сте­нах со­бо­ра, но мо­за­и­ки так же ярки, как и много веков назад. Ими укра­ше­ны глав­ные части храма: купол — сим­вол Церк­ви небес­ной и ал­тарь — сим­вол Церк­ви зем­ной. В ее от­дел­ке ши­ро­ко при­ме­ня­лась мо­за­и­ка. Еще одним па­мят­ни­ком эпохи Яро­сла­ва Муд­ро­го стали Зо­ло­тые Во­ро­та. Во­ро­та были ка­мен­ны­ми в силу того, что этому со­ору­же­нию при­да­ва­лось осо­бен­ное зна­че­ние. Стро­и­ли их в тех­ни­ке сме­шан­ной клад­ки, из­вест­ной еще со вре­мен Древ­не­го Рима: слои кам­ней пе­ре­ме­жа­лись с вы­рав­ни­ва­ю­щи­ми ря­да­ми пл­ин­фы. Вен­ча­ла Во­ро­та на­дврат­ная цер­ковь Бла­го­ве­ще­нья, чтобы каж­дый пут­ник, подъ­ез­жа­ю­щий к Киеву, мог ви­деть, что это хри­сти­ан­ский град. В ходе ар­хео­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ний Зо­ло­тых Ворот были об­на­ру­же­ны ку­би­ки смаль­ты, фраг­мен­ты фрес­ко­вой шту­ка­тур­ки, что сви­де­тель­ству­ет о том, что древ­няя цер­ковь была укра­ше­на фрес­ко­вой рос­пи­сью и мо­за­и­ка­ми. Во­ро­та пред­на­зна­ча­лись для це­ре­мо­ни­аль­но­го въез­да в сто­ли­цу и рас­по­ла­га­лись в южной части го­ро­да. Это глав­ные во­ро­та го­ро­да, одни из трех круп­ных го­род­ских ворот, со­ору­жен­ных при Яро­сла­ве Муд­ром. Со сто­ро­ны поля перед во­ро­та­ми про­хо­дил ров ши­ри­ной 15 мет­ров и глу­би­ной 8 мет­ров. Следы этого рва чи­та­ют­ся сей­час в пе­ре­па­де уров­ня Зо­ло­то­во­рот­ско­го про­ез­да. Стро­и­тель­ство ворот вме­сте с Со­фий­ским со­бо­ром упо­ми­на­ет­ся в ле­то­пи­си под 1037 годом. В 1240 году во­ро­та силь­но по­стра­да­ли во время осады и взя­тия го­ро­да пол­чи­ща­ми Батыя. В XII веке на­чи­на­ет­ся стро­и­тель­ство хра­мов в По­лоц­ке, Чер­ни­го­ве, Вы­ш­го­ро­де и Нов­го­ро­де. Самым за­ме­ча­тель­ным яв­ля­ет­ся Со­фий­ский собор в Нов­го­ро­де. Этот храм стро­же ки­ев­ско­го, здесь всего лишь пять ку­по­лов, рас­по­ло­жен­ных в чет­ком сим­мет­рич­ном по­ряд­ке. Мощ­ные стены сло­же­ны из из­вест­ня­ка. Внут­ри храма нет ярких мо­за­ик, а толь­ко су­ро­вые и спо­кой­ные фрес­ки. Со­фий­ский собор стал сим­во­лом Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да.

Семинар 3. Основные тендении в развитии русской культуры во 2 пол. 13-15 вв.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: