Социально-экономическое развитие област и в первой половин е 80- х годов 3 страница

труда одного рабочего по добыче не

только не а, напротив, снизи почти на 1 /3 по с г., составив в 28 т Подобные сложности с внедрением новой техники воз-

и о хозяйс гва.

как в

явилось

часть их была

 

 

Треьожным


С целью обеспечения выпуска

ных, качественных товаров решено было так на- государственну ю Н а

предприятиях области она начала внедряться с янва­ ря 1987 г. Пионерами в этом стали Ново­ краматорский машиностроительный завод, Донецкий и Енакиевский металлургические Донецкий завод горного машиностроения. предпо­ лагающа я создание органов

ственного контроля, должна была заслон расточительности и браку на произв ве. Однако она имела и неожиданные социальные повсе­ местно выявлялось стандар­ там качества, в результате чего

лишались премий. Так, на

в условиях госприемки, в I 1989 г. почти на 145 млн. руб. продукции было о доработки и предъявления; 0,8 л: руб

— окончательно забраковано.

Опосредованным стало

фактическое сокращение гы

тысяч грудящихся области. Это еще более усиливало социальную в регионе обра-


зом, к середине 1987 года попытки стабилизировать экономику области традиционными методами выяви­ лись малорезультативными.

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ Постепенно С. ГОРБА ЧЕВА И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ усиливаетс я

п р о я в л е н и е второй тенденции, связанной с попытками М. С. Гор­ бачева провести экономические реформы. Прийд я к власти в апреле 1985 г., новый лидер заявил об изме­ нении экономической политики государства. Стремясь вывести экономику из кризиса, руководство страны сделало ставку в первую очередь на расширение само­ стоятельности государственных предприятий. В соот­ ветствии с объявленной радикальной экономической реформой начался постепенный переход на хозрасчет промышленных предприятий Донбасса. Одним из пер­ вых в порядке эксперимента в 1986 г. начал работать в новых условиях металлургический комбинат

сталь». В 1988 г. на хозрасчет перешло уже более по­ ловины предприятий области (243 предприятия), а с 1989 г. — вся донецкая промышленность. Однако го­ ворить об успехе начинания некорректно, так ка к пе­ рехо д к экономически м метода м регулировани я становится обязательным, навязываетс я «сверху». Дело в том, что с целью ускорения проведения рефор­ мы 30 июня 1987 г. был принят «Закон о государствен­ ном предприятии». Он долже н был стимулировать переход на самофинансирование и хозрасчет, расши­ ря я права отдельных предприятий и устраняя посред­ ничество Госплана в отношениях со смежниками. С 1 января г. этот Закон вступил в силу для всех пред­ приятий. Таким образом, хозрасчет, который задумы­ валс я ка к добровольны й перехо д отдельны х


предприятии к модели превра­ тился в очередную кампанию. Хозрасчет в угольной промышленности вообще оказался в значительной сте­ пени формальным, поскольку действуюш;ие цены на уголь не соответствовали реальным затратам и в любом случае оставляли предприятие в категории планово- убыточных. Производительность труда в отрасли была ниже, чем за рубежом в раз. Дотации составили в 1988 г. 5,5 млрд. рублей. Крометого, контроль государ­ ства сделал фиктивной обещанную законом финансо­ вую самостоятельность, поэтому результаты реформы в нашей области оказались очень скромными. Иначе и быть не могло, поскольку госзаказ, ничем не отлича­ ющийся от директивного плана, охватывал 100% про­ дукци и на шахта х и металлургически х завода х Донбасса.

Другое направление экономической реформы П-ой половины 80-х гг. предусматривало расширение сфе­ ры деятельности частного сектора, поощрение частной инициативы. Принятым 19 ноября 1986 г. и дополнен­ ным 26 мая 1988 г. Законом частная деятельность была легализована более чем в 30 видах производства това­ ров и услуг. Трудовые коллективы (прежде всего в лег­ кой, пищево й промышленност и и сфере бытовы х услуг) получили право выбора: либо остаться в государ­ ственном секторе, либо перейти в разряд кооператив­ ных, государственно-кооперативных или частных.

В Донбассе, где преобладающая часть населения была занята в тяжелой промышленности, создание производственных кооперативов тормозилось выше­ стоящими организациями и ведомствами. К середи­ не 1989 г. в Донецкой области лиш ь 6 предприятий были переданы в аренду их коллективам. Значитель­ но активнее шел процесс создания торгово-закупоч­ ных, посреднических кооперативов. На них


возлагались большие надежды в деле улучшения си­ туации на потребительском рынке, пораженном дефи­ цито м товаров. Однак о в действительност и последствия развития кооперативного движения ока­ зались далеки от ожидаемых, поэтому оно получило негативную оценку у части граждан. Большинство на­ селения, со значительным перепадом цен в государственном и кооперативном секторах, с утечкой товаров из государственной торговой сети в кооперативную, считали развитие частной инициати­ вы причиной снижения жизненного уровня. О том, что кооперативы в конце 80-х гг. не выполнили зада­ чи насыщени я потребительского рынк а товарами, свидетельствуют и цифры. Так, в 1989 г. кооперати­ вы Украины реализовали товаров и услуг на 5,1 млрд. руб., из них населению — всего лиш ь на 0,9 млрд. руб., получив при этом заработной платы 2,5 млрд. руб. Иными словами, при такой ориентации и резуль­ тативности работы кооперативы дополнительно заб­ рали из потребительского рынка товаров и услуг на 1,6 млрд. рублей.

Недовольство населения деятельностью посредни­ ческих кооперативов было столь велико, что в дни июльской (1989 г.) забастовки шахтеры потребовали их ликвидации. Поэтому 21 июля 1989 г. Донецкий об­ лисполком принял специальное решение о прекраще­ нии регистрации и закрытии торгово-закупочных и других посреднических кооперативов с 1 сентября 1989 г. Исполком констатировал, что в 1989 г. денеж­ ное обращение в области значительно ухудшилось, причем в немалой степени благодаря деятельности по­ среднических организаций, приобретающих промыш­ ленные и продовольственные товары в государственной розничной торговой сети, в колхозах и совхозах с пос­ ледующей реализацие й их по завышенны м ценам.


Поэтому цены на продукты питания заметно подня­ лись. В июле 1989 г. на рынках области мясо стоило руб., помидоры — руб., картофель — руб., капуста — 0,5 руб. за кг., растительное масло — руб. за литр. При средней заработной плате в народном хозяйстве Донетчины 227 рублей в месяц такой рост цен на был оченьощутим.

Это вызывало многочисленные жалобы населения и резко отрицательное к кооперативам.

Негативные оценки в общественном мнении полу­ чила и индивидуальная торговля граждан промыш­ ленными товарами на вещевых рынках. Областные власти в условиях тотального и все обостряющегося дефицита были вынуждены принимать противоречи­ вые решения. С одной стороны, стремясь смягчить кризис в удовлетворении потребностей населения про­ мышленными товарами первой необходимости, они с осени 1988 г. разрешили открытие вещевых рынков в городах и поселках области. С другой стороны, мес­ тные органы власти пытались поставить цены этих рынков под контроль, максимально приблизив их к государственным. Периодическая печать того време­ ни нередко сообщала о проведении рейдов по вещевым рынкам в соответствии с реализацией Специального указа Президиума Верховного Совета УССР. По это­ му указу граждан, торгующих по ценам, превышаю­ щи м государственные, обвинял и в спекуляци и с конфискацией товара и наложением штрафа. И тем не менее цены на вещевых рынках стабильно держа­ лись на уровне в раза государственных. К примеру, мужские туфли продавали за 80 руб. (при госцене в руб.), французские духи — за 100 руб. (при госцене руб.), импортные женские колготки — за руб. (при госцене в 7,5 руб.).

В условиях товарного голода, большого неудовлет-

 

189



воренного спроса населения это было вполне есте­ ственно, т. е. спекуляция являлась следствием неспо­ собности государства обеспечить граждан товарами и услугами. Но в сознании индивидуаль­ ная торговля и частная инициатива однозначно ассо­ циировалис ь с падение м жизненног о уровн я большинства населения и нарушением социальной справедливости.

Итак, ни одна из начатых М. Горбачевым эконо­ мических реформ не дала положительных результа­ тов. Боле е того, они привел и к непредвиденно й реакции: в государственном секторе прочно воцари­ лась меновая бартерная экономика, а в частном — своего рода «экономика казино», в рамках которой новые предприниматели искали немедленной спеку­ лятивной выгоды в ущерб развитию производства то­ варов и услуг с дальней перспективой.


потребительском рынке не удавалось. Во-первых, не всегда можно было отоварить выданные талоны; во- вторых, зачастую качество отпускаемых по карточкам товаров оставляло желать лучшего. И, наконец, в-тре­ тьих, появлялись все новые и новые виды дефицита: из торговли вдруг повсеместно исчезали то спички, то нос­ ки, то соль, то лампочки. Неоднократно даже случа­ лись перебои в хлебом. Все это вызывало ажиотажный спрос, что еш;е более затягивало узел кри­ зиса.

Нестабильность в тут же сказалась на производственной дисциплине, вызвав ее резкое па­ дение. В 1988 г. потери рабочего времени в

ленности области из-за простоев выросли на 15%, из-за прогулов -- на 8,7%, составив 422 тыс. челове­ ко-дней в год.

Поэтому неудивительно, что и экономические по­ казатели региона становились все хуже. За I полуго­ дие 1989 года 28,3 % всех предприяти й Донецкой


НАРАСТАНИЕ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА


В регион е наблюдаетс я рост социальной напря­


области сорвали поставки продукции потребителям. Особенно сильно снизились объемы закупки мяса и молока: молочной промышленностью было недопос­


женности. Дефицит самых необходимых продуктов, многочасовы е очереди, «вымывание» различны х групп продовольственных и промышленных товаров из государственной торговли в кооперативную и на

«черный рынок» заставили власти ввести их нормиро­ ванное распределение для населения по тало­ нам, спискам, приглашениям. Так, в гг. на каждого жител я полагалось в месяц от 1 до 2,5 кг са­ хара (в зависимости от времени года), 2 бутылки вод­ ки, 5 паче к сигарет, 1 кусо к туалетног о мыла, г стирального порошка. Был и введены так­ же нормы отпуска сливочного масла, мяса и мясопро­ дуктов. Однак о стабилизироват ь положени е н а


тавлено 2,4 тыс. т сырья. Неудовлетворительно ис­

пользовались капитальные вложения в социальной сфере: в 10 городах и 11 районах области не был вы­ полнен план по вводу жилы х домов.

 

 

РАЗВАЛ УГОЛЬНОЙ Однако кроме харак-

ПРОМЫШЛЕННОСТИ терных для всей страны трудно­

стей, в Донецкой области были и специфические проблемы, связанные с состоянием дел в угольной промышленности.

Неспокойная обстановка в коллективах угольных предприятий поддерживалась постоянно циркулиру-


ющими слухами о грядущем закрытии шахт из-за до­ роговизны донецкого угля, о скором завозе в регион кузбасского и казахстанского дешевого угля. Закры­ тие в мае 1989 г. шахты «Нижня я Крынка» в Маке­ евке, № 11 в Донецке и ряда других было воспринято горняками как подтверждение правдивости слухов, как «начало конца Донбасса».

С целью снятия напряженности в шахтерских кол­ лективах министр угольной промышленности Украи­ н ы А. П. Фису н чере з областну ю печат ь дава л разъяснения. Он подчеркнул, что именно начавшиеся экономические реформы заставили министерство ре­ шать судьбу каждого отдельного угольного предприя­ ти я Донбасса, опираяс ь на принци п хозрасчета. В зависимости от рентабельности шахты были разделе­ ны на 4 группы. При этом скорому закрытию в Донбас­ се подлежала 21 шахта из числа «старушек», с низкой производительностью труда и высокой себестоимостью угля. Однако рассуждения министра не успокоили гор­ няков. Более того, с ними согласились не все экономи­ сты. Специалисты угольной промышленности области опубликовали данные, согласно которым завоз угля из других регионов проблем не решал. По их подсчетам ежегодные убытки от деятельности нерентабельных шахт в оптовых ценах 1982 г. составляли 141,9 млн. руб., затраты же на транспортировку дешевого ком­ пенсационного угля из Кузбасса достигли бы 155,1 млн. руб. Иными словами, разъяснения А. П. Фисуна не только не разрядили обстановки в шахтерских кол­ лективах, а, напротив, породили новые дискуссии.

Кризис в угольной промышленности все более уг­ лублялся. Объективным показателем этого послужи­ ло заметное снижени е капитальны х вложени й в отрасль. Только за I полугодие 1989 г. было приоста­ новлено строительство и законсервировано 73 объек-


та на общую сумму в 89 млн. руб. Почти на столько же запланировано было уменьшить капиталовложе­ ния в отрасль на будущий 1990 год.

Кроме того, угольные предприятия испытывали все возрастающие сложности с приобретением новой техники. Причем связано это было не только с не­ хваткой средств, как в предыдущие 2—3 года, но и с отсутствием хорошей техники для тонких пластов. Дело дошло до казусов. Не предложив ничего нового для антрацитовых пластов, машиностроители нача­ ли срочно осваивать выпуск комбайнов «Донбасс» послевоенного образца! Иным и словами, шахта м предлагали технику, морально устаревшую на 40 лет! Напряженность в шахтерских коллективах усили­ вали и возрастающие социально-бытовые проблемы горняков и их семей. Большое неудовольствие шах­ теров вызывало то, что в других отраслях промыш­ ленности заработна я плат а росла быстрее, чем в угольной. Долгие годы шахтеры по уровню зарплаты в регионе были вне конкуренции: в 1975 г. она пре­ вышала среднюю по области на 46%, в 1985 г. — на 40 %. Однако с началом экономических реформ М. С. Горбачева положение изменилось. Коллективы мно­ гих предприятий, получивших финансовую самосто­ ятельность, повышал и заработну ю плат у свои м работникам вне всякой связи с другими экономичес­ кими показателями, произвольно. Шахтеры, не имев­ шие такой возможности, постепенно утратили свои лидирующие позиции. В 1988 г. их зарплата превы­ шала среднюю в промышленности на 35 %, а в I полу­ годии 1989 г. — всего на 25%. При этом тенденция дальнейшего сокращения разрыва не только сохрани­ лась, но и усилилась. Для работников шахт обострил­ ся и жилищны й вопрос. В 1989 г. выделение квартир угольщикам упало на 20% по сравнению с 1975 г.,

 


очередность на жиль е в отрасли выросла в 1,5 раза против 1980 г.

Заметно сократилось целевое выделение дефицит­

ных товаров трудовым коллективам шахт. Для соци­ ализм а характерн о было наличи е цело й групп ы товаров, которы е государством отнесены был и к

«предметам роскоши» — автомобили, ковры, изделия из натурального меха, мебельные гарнитуры и т. д. Спрос на них никогда не удовлетворялся полностью, поэтому с целью создания иллюзии социальной спра­ ведливости их распределяли по предприятиям. Шах­ теры, традиционно «аристократией» советского рабочего класса, получали этих товаров значительно больше, чем, к примеру, работники лег­ кой промышленности или бюджетной сферы. Так вот, к 1989 году эти поступления через закрытую систему распределения заметно снизились. В частности, лег­ ковых автомобилей шахтерам области в 1989 г. выде­ лил и в 1,6 раза меньше, чем в 1980 г. В условиях усиливаюш;егося дефицита и невозможности приобре­ сти названные товары через открытую торговлю, по­ добного рода ограничени я был и воспринят ы в шахтерских коллективах весьма болезненно. Напря­ жение усиливалось обш;ими сложностями на потреби­ тельском рынке региона.

 

 

ШАХТЕРСКАЯ ЗАБАСТОВКА Начина я с 1987—8 9

В ИЮЛЕ 1989 г. гг. на отдельных уголь­ ных предприятия х Дон­

басса возникал и локальны е трудовые конфликты, заканчивающиеся коллективными жалобами и обра­ щениями в вышестоящие органы власти, групповыми протестами, прекращением работы и даже голодовка­ ми. Ка к правило, они охватывали сравнительно не-


большую группу людей — в несколько десятков чело­ век — и не имели никакого резонанса. Чтобы привлечь внимание к кризисной ситуации в Донбассе, шахтеры передали сотни писем и обращений в президиум XIX партконференци и и I съезда народны х депутато в СССР. Отчаявшись и разуверившись в результативно­ сти таких форм протеста, они изменили тактику.

С весны 1989 г. отдельные конфликты на шахтах начали перерастать в коллективные действия, приоб­ ретать все большую и большую организованность и в конечном итоге вылились в шахтерскую стачку в июле г. Этому способствовало появление первых само­ стоятельных рабочих организаций, представлявших независимое профсоюзное и рабочее движение: объеди­ нения социалистических профсоюзов, советов трудо­ вых коллективов, стачечных комитетов и др. Итак, с апреля 1989 г. горняки Донецкой области системати­ чески начали выдвигать требования повышения зарп­ латы, улучшения нормирования и организации труда,

социально-бытовых условий шахтеров.

В начале июля 1989 г. к решению проблемы под­ ключился ЦК профсоюза рабочих угольной промыш­ ленности, направивши й Минуглепром у СССР 5 основных требований горняков Донбасса (большая оплата труда в ночное и вечернее время, введение еди­ ного выходного, оплата времени на дорогу до места работы в забое, переход шахт на самостоятельный ре­ жи м работы, капитальные вложения на специальные нужды). В ряде городов Донбасса власти, пытаясь сни­ зить накал страстей в шахтерских коллективах, про­ вели совещания с участием советских, партийных, отраслевых руководителей, председателей советов трудовых коллективов, профкомов шахт, где были от­ работаны требования к правительству. Однако предот­ вратит ь забастовк у не удалось. В Донбасс е она

 


началась 15 июля 1989 г. на шахте в Советском районе г. Макеевки. Стачечный комитет (во главе — ГРОЗ Комиссарук В. И.) напра­ вил своих представителей на другие шахты с просьбой о поддержке. К вечеру 16 июля к бастуюш,им присое­ динились еще 5 шахт Макеевки. 18 июля шахтеры вышл и на площади города и пикетировали здание райкома партии. К ним угледобыва­ ющие объединения городов: Красноармейска, Шах- терска, Дзержинска. На следующий день в забастовку

включились горняки Донецка и Горловки.

Дальнейшему расширению стачки способствовало заявление М. С. Горбачева 19 июля на сессии Верхов­ ного Совета СССР. Он отметил, что справедливая и от­ ветственна я позици я шахтеро в нуждаетс я в поддержке. К вечеру этого дня бастующие пришли на площадь к обкому партии и отказались расходиться до выполнения своих требований.

20 июля забастовка охватила весь регион: не рабо­ тали 93 шахты и 11 шахтостроительных организаций. Она выплеснулась за пределы Донетчины, распрост­ ранившись на шахты Львовско-Волынского бассейна, Западный Донбасс, Ворошиловградскую область. В таких условиях 20 июля с явным опозданием в До­ нецк прибыли секретари ЦК Компартии Украины В. Качура, С. Гуренко, Председатель Совета Министров УССР В. Масол и другие руководящие работники Ук­ раины. 21 июля приехали и члены правительствен­ ной комиссии из Москвы. Вечером этого же дня они совместно с членами городского стачкома начали ра­ боту над документом, который позже получил назва­ ние «Протоко л о согласованны х мера х межд у шахтерским стачечным комитетом г. Донецка и ко­ миссией Совета Министров СССР».

Однако бастующие предъявили новые требования.


Главное из них — введение с января 1990 г. новых оп­ товых цен на уголь, максимально приближенных к ми­ ровым. В то время мировые цены колебались от до 250 рублей за тонну в зависимости от качества угля. Шахтеры Донбасса получали соответственно от 24 до 70 рублей, т.е. в среднем в 4 раза меньше. Кроме того, гор­ няк и потребовали обеспечить шахты оборудованием и запасными частями, усилить борьбу со злоупотреблени­ ями в обеспечении товарами и продовольствием, рассле­ довать правонарушения в угольной

обсудить в Верховном Совете СССР в ближайшее время законопроект о шахтерских пенсиях и т.п. В связи с этим доработка «Протокола...» затянулась. Между тем забастовка достигла апогея. 22 июля вся отрасль обла­ сти была парализована: из 121 шахты не работало 110. В Донецк прибыл министр угольной промышленности СССРМ. Щадов. После оглашения «Протокола...» шах­ теры потребовали гарантий выполнения соглашения. 23 июля на митинге решено было направить шахтерскую делегацию в Москву, чтобы передать документы в Вер­ ховный Совет СССР. 24 июля главные события, опреде­ лившие дальнейший ход забастовки, разворачивались в Москве. А. Бойко — народный депутат СССР по Донец­ кому избирательному округу — выступил по поручению горняков на сессии Верховного Совета СССР. Шахтерс­ ка я делегация была принята Председателем Совета Министров Н. Рыжковым. После некоторой дора­ ботки «Протокола...» и согласования позиций прави­ тельства с М. С. Горбачевым бастующим были даны заверения в том, что их требования будут в 10-дневный срок рассмотрены и выполнены. Переломным моментом стачки следует считать июля, день подписания согла­ шения с руководством отрасли и страны в Донецке, Ма­ кеевке, Горловке и других угледобывающих регионах Украины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: