труда одного рабочего по добыче не
только не а, напротив, снизи почти на 1 /3 по с г., составив в 28 т Подобные сложности с внедрением новой техники воз-
и о хозяйс гва.
как в
явилось
часть их была
Треьожным
С целью обеспечения выпуска
ных, качественных товаров решено было так на- государственну ю Н а
предприятиях области она начала внедряться с янва ря 1987 г. Пионерами в этом стали Ново краматорский машиностроительный завод, Донецкий и Енакиевский металлургические Донецкий завод горного машиностроения. предпо лагающа я создание органов
ственного контроля, должна была заслон расточительности и браку на произв ве. Однако она имела и неожиданные социальные повсе местно выявлялось стандар там качества, в результате чего
лишались премий. Так, на
в условиях госприемки, в I 1989 г. почти на 145 млн. руб. продукции было о доработки и предъявления; 0,8 л: руб
— окончательно забраковано.
Опосредованным стало
фактическое сокращение гы
тысяч грудящихся области. Это еще более усиливало социальную в регионе обра-
зом, к середине 1987 года попытки стабилизировать экономику области традиционными методами выяви лись малорезультативными.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ Постепенно С. ГОРБА ЧЕВА И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ усиливаетс я
п р о я в л е н и е второй тенденции, связанной с попытками М. С. Гор бачева провести экономические реформы. Прийд я к власти в апреле 1985 г., новый лидер заявил об изме нении экономической политики государства. Стремясь вывести экономику из кризиса, руководство страны сделало ставку в первую очередь на расширение само стоятельности государственных предприятий. В соот ветствии с объявленной радикальной экономической реформой начался постепенный переход на хозрасчет промышленных предприятий Донбасса. Одним из пер вых в порядке эксперимента в 1986 г. начал работать в новых условиях металлургический комбинат
сталь». В 1988 г. на хозрасчет перешло уже более по ловины предприятий области (243 предприятия), а с 1989 г. — вся донецкая промышленность. Однако го ворить об успехе начинания некорректно, так ка к пе рехо д к экономически м метода м регулировани я становится обязательным, навязываетс я «сверху». Дело в том, что с целью ускорения проведения рефор мы 30 июня 1987 г. был принят «Закон о государствен ном предприятии». Он долже н был стимулировать переход на самофинансирование и хозрасчет, расши ря я права отдельных предприятий и устраняя посред ничество Госплана в отношениях со смежниками. С 1 января г. этот Закон вступил в силу для всех пред приятий. Таким образом, хозрасчет, который задумы валс я ка к добровольны й перехо д отдельны х
предприятии к модели превра тился в очередную кампанию. Хозрасчет в угольной промышленности вообще оказался в значительной сте пени формальным, поскольку действуюш;ие цены на уголь не соответствовали реальным затратам и в любом случае оставляли предприятие в категории планово- убыточных. Производительность труда в отрасли была ниже, чем за рубежом в раз. Дотации составили в 1988 г. 5,5 млрд. рублей. Крометого, контроль государ ства сделал фиктивной обещанную законом финансо вую самостоятельность, поэтому результаты реформы в нашей области оказались очень скромными. Иначе и быть не могло, поскольку госзаказ, ничем не отлича ющийся от директивного плана, охватывал 100% про дукци и на шахта х и металлургически х завода х Донбасса.
Другое направление экономической реформы П-ой половины 80-х гг. предусматривало расширение сфе ры деятельности частного сектора, поощрение частной инициативы. Принятым 19 ноября 1986 г. и дополнен ным 26 мая 1988 г. Законом частная деятельность была легализована более чем в 30 видах производства това ров и услуг. Трудовые коллективы (прежде всего в лег кой, пищево й промышленност и и сфере бытовы х услуг) получили право выбора: либо остаться в государ ственном секторе, либо перейти в разряд кооператив ных, государственно-кооперативных или частных.
В Донбассе, где преобладающая часть населения была занята в тяжелой промышленности, создание производственных кооперативов тормозилось выше стоящими организациями и ведомствами. К середи не 1989 г. в Донецкой области лиш ь 6 предприятий были переданы в аренду их коллективам. Значитель но активнее шел процесс создания торгово-закупоч ных, посреднических кооперативов. На них
возлагались большие надежды в деле улучшения си туации на потребительском рынке, пораженном дефи цито м товаров. Однак о в действительност и последствия развития кооперативного движения ока зались далеки от ожидаемых, поэтому оно получило негативную оценку у части граждан. Большинство на селения, со значительным перепадом цен в государственном и кооперативном секторах, с утечкой товаров из государственной торговой сети в кооперативную, считали развитие частной инициати вы причиной снижения жизненного уровня. О том, что кооперативы в конце 80-х гг. не выполнили зада чи насыщени я потребительского рынк а товарами, свидетельствуют и цифры. Так, в 1989 г. кооперати вы Украины реализовали товаров и услуг на 5,1 млрд. руб., из них населению — всего лиш ь на 0,9 млрд. руб., получив при этом заработной платы 2,5 млрд. руб. Иными словами, при такой ориентации и резуль тативности работы кооперативы дополнительно заб рали из потребительского рынка товаров и услуг на 1,6 млрд. рублей.
Недовольство населения деятельностью посредни ческих кооперативов было столь велико, что в дни июльской (1989 г.) забастовки шахтеры потребовали их ликвидации. Поэтому 21 июля 1989 г. Донецкий об лисполком принял специальное решение о прекраще нии регистрации и закрытии торгово-закупочных и других посреднических кооперативов с 1 сентября 1989 г. Исполком констатировал, что в 1989 г. денеж ное обращение в области значительно ухудшилось, причем в немалой степени благодаря деятельности по среднических организаций, приобретающих промыш ленные и продовольственные товары в государственной розничной торговой сети, в колхозах и совхозах с пос ледующей реализацие й их по завышенны м ценам.
Поэтому цены на продукты питания заметно подня лись. В июле 1989 г. на рынках области мясо стоило руб., помидоры — руб., картофель — руб., капуста — 0,5 руб. за кг., растительное масло — руб. за литр. При средней заработной плате в народном хозяйстве Донетчины 227 рублей в месяц такой рост цен на был оченьощутим.
Это вызывало многочисленные жалобы населения и резко отрицательное к кооперативам.
Негативные оценки в общественном мнении полу чила и индивидуальная торговля граждан промыш ленными товарами на вещевых рынках. Областные власти в условиях тотального и все обостряющегося дефицита были вынуждены принимать противоречи вые решения. С одной стороны, стремясь смягчить кризис в удовлетворении потребностей населения про мышленными товарами первой необходимости, они с осени 1988 г. разрешили открытие вещевых рынков в городах и поселках области. С другой стороны, мес тные органы власти пытались поставить цены этих рынков под контроль, максимально приблизив их к государственным. Периодическая печать того време ни нередко сообщала о проведении рейдов по вещевым рынкам в соответствии с реализацией Специального указа Президиума Верховного Совета УССР. По это му указу граждан, торгующих по ценам, превышаю щи м государственные, обвинял и в спекуляци и с конфискацией товара и наложением штрафа. И тем не менее цены на вещевых рынках стабильно держа лись на уровне в раза государственных. К примеру, мужские туфли продавали за 80 руб. (при госцене в руб.), французские духи — за 100 руб. (при госцене руб.), импортные женские колготки — за руб. (при госцене в 7,5 руб.).
В условиях товарного голода, большого неудовлет-
189
воренного спроса населения это было вполне есте ственно, т. е. спекуляция являлась следствием неспо собности государства обеспечить граждан товарами и услугами. Но в сознании индивидуаль ная торговля и частная инициатива однозначно ассо циировалис ь с падение м жизненног о уровн я большинства населения и нарушением социальной справедливости.
Итак, ни одна из начатых М. Горбачевым эконо мических реформ не дала положительных результа тов. Боле е того, они привел и к непредвиденно й реакции: в государственном секторе прочно воцари лась меновая бартерная экономика, а в частном — своего рода «экономика казино», в рамках которой новые предприниматели искали немедленной спеку лятивной выгоды в ущерб развитию производства то варов и услуг с дальней перспективой.
потребительском рынке не удавалось. Во-первых, не всегда можно было отоварить выданные талоны; во- вторых, зачастую качество отпускаемых по карточкам товаров оставляло желать лучшего. И, наконец, в-тре тьих, появлялись все новые и новые виды дефицита: из торговли вдруг повсеместно исчезали то спички, то нос ки, то соль, то лампочки. Неоднократно даже случа лись перебои в хлебом. Все это вызывало ажиотажный спрос, что еш;е более затягивало узел кри зиса.
Нестабильность в тут же сказалась на производственной дисциплине, вызвав ее резкое па дение. В 1988 г. потери рабочего времени в
ленности области из-за простоев выросли на 15%, из-за прогулов -- на 8,7%, составив 422 тыс. челове ко-дней в год.
Поэтому неудивительно, что и экономические по казатели региона становились все хуже. За I полуго дие 1989 года 28,3 % всех предприяти й Донецкой
НАРАСТАНИЕ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
В регион е наблюдаетс я рост социальной напря
области сорвали поставки продукции потребителям. Особенно сильно снизились объемы закупки мяса и молока: молочной промышленностью было недопос
женности. Дефицит самых необходимых продуктов, многочасовы е очереди, «вымывание» различны х групп продовольственных и промышленных товаров из государственной торговли в кооперативную и на
«черный рынок» заставили власти ввести их нормиро ванное распределение для населения по тало нам, спискам, приглашениям. Так, в гг. на каждого жител я полагалось в месяц от 1 до 2,5 кг са хара (в зависимости от времени года), 2 бутылки вод ки, 5 паче к сигарет, 1 кусо к туалетног о мыла, г стирального порошка. Был и введены так же нормы отпуска сливочного масла, мяса и мясопро дуктов. Однак о стабилизироват ь положени е н а
тавлено 2,4 тыс. т сырья. Неудовлетворительно ис
пользовались капитальные вложения в социальной сфере: в 10 городах и 11 районах области не был вы полнен план по вводу жилы х домов.
РАЗВАЛ УГОЛЬНОЙ Однако кроме харак-
ПРОМЫШЛЕННОСТИ терных для всей страны трудно
стей, в Донецкой области были и специфические проблемы, связанные с состоянием дел в угольной промышленности.
Неспокойная обстановка в коллективах угольных предприятий поддерживалась постоянно циркулиру-
ющими слухами о грядущем закрытии шахт из-за до роговизны донецкого угля, о скором завозе в регион кузбасского и казахстанского дешевого угля. Закры тие в мае 1989 г. шахты «Нижня я Крынка» в Маке евке, № 11 в Донецке и ряда других было воспринято горняками как подтверждение правдивости слухов, как «начало конца Донбасса».
С целью снятия напряженности в шахтерских кол лективах министр угольной промышленности Украи н ы А. П. Фису н чере з областну ю печат ь дава л разъяснения. Он подчеркнул, что именно начавшиеся экономические реформы заставили министерство ре шать судьбу каждого отдельного угольного предприя ти я Донбасса, опираяс ь на принци п хозрасчета. В зависимости от рентабельности шахты были разделе ны на 4 группы. При этом скорому закрытию в Донбас се подлежала 21 шахта из числа «старушек», с низкой производительностью труда и высокой себестоимостью угля. Однако рассуждения министра не успокоили гор няков. Более того, с ними согласились не все экономи сты. Специалисты угольной промышленности области опубликовали данные, согласно которым завоз угля из других регионов проблем не решал. По их подсчетам ежегодные убытки от деятельности нерентабельных шахт в оптовых ценах 1982 г. составляли 141,9 млн. руб., затраты же на транспортировку дешевого ком пенсационного угля из Кузбасса достигли бы 155,1 млн. руб. Иными словами, разъяснения А. П. Фисуна не только не разрядили обстановки в шахтерских кол лективах, а, напротив, породили новые дискуссии.
Кризис в угольной промышленности все более уг лублялся. Объективным показателем этого послужи ло заметное снижени е капитальны х вложени й в отрасль. Только за I полугодие 1989 г. было приоста новлено строительство и законсервировано 73 объек-
та на общую сумму в 89 млн. руб. Почти на столько же запланировано было уменьшить капиталовложе ния в отрасль на будущий 1990 год.
Кроме того, угольные предприятия испытывали все возрастающие сложности с приобретением новой техники. Причем связано это было не только с не хваткой средств, как в предыдущие 2—3 года, но и с отсутствием хорошей техники для тонких пластов. Дело дошло до казусов. Не предложив ничего нового для антрацитовых пластов, машиностроители нача ли срочно осваивать выпуск комбайнов «Донбасс» послевоенного образца! Иным и словами, шахта м предлагали технику, морально устаревшую на 40 лет! Напряженность в шахтерских коллективах усили вали и возрастающие социально-бытовые проблемы горняков и их семей. Большое неудовольствие шах теров вызывало то, что в других отраслях промыш ленности заработна я плат а росла быстрее, чем в угольной. Долгие годы шахтеры по уровню зарплаты в регионе были вне конкуренции: в 1975 г. она пре вышала среднюю по области на 46%, в 1985 г. — на 40 %. Однако с началом экономических реформ М. С. Горбачева положение изменилось. Коллективы мно гих предприятий, получивших финансовую самосто ятельность, повышал и заработну ю плат у свои м работникам вне всякой связи с другими экономичес кими показателями, произвольно. Шахтеры, не имев шие такой возможности, постепенно утратили свои лидирующие позиции. В 1988 г. их зарплата превы шала среднюю в промышленности на 35 %, а в I полу годии 1989 г. — всего на 25%. При этом тенденция дальнейшего сокращения разрыва не только сохрани лась, но и усилилась. Для работников шахт обострил ся и жилищны й вопрос. В 1989 г. выделение квартир угольщикам упало на 20% по сравнению с 1975 г.,
очередность на жиль е в отрасли выросла в 1,5 раза против 1980 г.
Заметно сократилось целевое выделение дефицит
ных товаров трудовым коллективам шахт. Для соци ализм а характерн о было наличи е цело й групп ы товаров, которы е государством отнесены был и к
«предметам роскоши» — автомобили, ковры, изделия из натурального меха, мебельные гарнитуры и т. д. Спрос на них никогда не удовлетворялся полностью, поэтому с целью создания иллюзии социальной спра ведливости их распределяли по предприятиям. Шах теры, традиционно «аристократией» советского рабочего класса, получали этих товаров значительно больше, чем, к примеру, работники лег кой промышленности или бюджетной сферы. Так вот, к 1989 году эти поступления через закрытую систему распределения заметно снизились. В частности, лег ковых автомобилей шахтерам области в 1989 г. выде лил и в 1,6 раза меньше, чем в 1980 г. В условиях усиливаюш;егося дефицита и невозможности приобре сти названные товары через открытую торговлю, по добного рода ограничени я был и воспринят ы в шахтерских коллективах весьма болезненно. Напря жение усиливалось обш;ими сложностями на потреби тельском рынке региона.
ШАХТЕРСКАЯ ЗАБАСТОВКА Начина я с 1987—8 9
В ИЮЛЕ 1989 г. гг. на отдельных уголь ных предприятия х Дон
басса возникал и локальны е трудовые конфликты, заканчивающиеся коллективными жалобами и обра щениями в вышестоящие органы власти, групповыми протестами, прекращением работы и даже голодовка ми. Ка к правило, они охватывали сравнительно не-
большую группу людей — в несколько десятков чело век — и не имели никакого резонанса. Чтобы привлечь внимание к кризисной ситуации в Донбассе, шахтеры передали сотни писем и обращений в президиум XIX партконференци и и I съезда народны х депутато в СССР. Отчаявшись и разуверившись в результативно сти таких форм протеста, они изменили тактику.
С весны 1989 г. отдельные конфликты на шахтах начали перерастать в коллективные действия, приоб ретать все большую и большую организованность и в конечном итоге вылились в шахтерскую стачку в июле г. Этому способствовало появление первых само стоятельных рабочих организаций, представлявших независимое профсоюзное и рабочее движение: объеди нения социалистических профсоюзов, советов трудо вых коллективов, стачечных комитетов и др. Итак, с апреля 1989 г. горняки Донецкой области системати чески начали выдвигать требования повышения зарп латы, улучшения нормирования и организации труда,
социально-бытовых условий шахтеров.
В начале июля 1989 г. к решению проблемы под ключился ЦК профсоюза рабочих угольной промыш ленности, направивши й Минуглепром у СССР 5 основных требований горняков Донбасса (большая оплата труда в ночное и вечернее время, введение еди ного выходного, оплата времени на дорогу до места работы в забое, переход шахт на самостоятельный ре жи м работы, капитальные вложения на специальные нужды). В ряде городов Донбасса власти, пытаясь сни зить накал страстей в шахтерских коллективах, про вели совещания с участием советских, партийных, отраслевых руководителей, председателей советов трудовых коллективов, профкомов шахт, где были от работаны требования к правительству. Однако предот вратит ь забастовк у не удалось. В Донбасс е она
началась 15 июля 1989 г. на шахте в Советском районе г. Макеевки. Стачечный комитет (во главе — ГРОЗ Комиссарук В. И.) напра вил своих представителей на другие шахты с просьбой о поддержке. К вечеру 16 июля к бастуюш,им присое динились еще 5 шахт Макеевки. 18 июля шахтеры вышл и на площади города и пикетировали здание райкома партии. К ним угледобыва ющие объединения городов: Красноармейска, Шах- терска, Дзержинска. На следующий день в забастовку
включились горняки Донецка и Горловки.
Дальнейшему расширению стачки способствовало заявление М. С. Горбачева 19 июля на сессии Верхов ного Совета СССР. Он отметил, что справедливая и от ветственна я позици я шахтеро в нуждаетс я в поддержке. К вечеру этого дня бастующие пришли на площадь к обкому партии и отказались расходиться до выполнения своих требований.
20 июля забастовка охватила весь регион: не рабо тали 93 шахты и 11 шахтостроительных организаций. Она выплеснулась за пределы Донетчины, распрост ранившись на шахты Львовско-Волынского бассейна, Западный Донбасс, Ворошиловградскую область. В таких условиях 20 июля с явным опозданием в До нецк прибыли секретари ЦК Компартии Украины В. Качура, С. Гуренко, Председатель Совета Министров УССР В. Масол и другие руководящие работники Ук раины. 21 июля приехали и члены правительствен ной комиссии из Москвы. Вечером этого же дня они совместно с членами городского стачкома начали ра боту над документом, который позже получил назва ние «Протоко л о согласованны х мера х межд у шахтерским стачечным комитетом г. Донецка и ко миссией Совета Министров СССР».
Однако бастующие предъявили новые требования.
Главное из них — введение с января 1990 г. новых оп товых цен на уголь, максимально приближенных к ми ровым. В то время мировые цены колебались от до 250 рублей за тонну в зависимости от качества угля. Шахтеры Донбасса получали соответственно от 24 до 70 рублей, т.е. в среднем в 4 раза меньше. Кроме того, гор няк и потребовали обеспечить шахты оборудованием и запасными частями, усилить борьбу со злоупотреблени ями в обеспечении товарами и продовольствием, рассле довать правонарушения в угольной
обсудить в Верховном Совете СССР в ближайшее время законопроект о шахтерских пенсиях и т.п. В связи с этим доработка «Протокола...» затянулась. Между тем забастовка достигла апогея. 22 июля вся отрасль обла сти была парализована: из 121 шахты не работало 110. В Донецк прибыл министр угольной промышленности СССРМ. Щадов. После оглашения «Протокола...» шах теры потребовали гарантий выполнения соглашения. 23 июля на митинге решено было направить шахтерскую делегацию в Москву, чтобы передать документы в Вер ховный Совет СССР. 24 июля главные события, опреде лившие дальнейший ход забастовки, разворачивались в Москве. А. Бойко — народный депутат СССР по Донец кому избирательному округу — выступил по поручению горняков на сессии Верховного Совета СССР. Шахтерс ка я делегация была принята Председателем Совета Министров Н. Рыжковым. После некоторой дора ботки «Протокола...» и согласования позиций прави тельства с М. С. Горбачевым бастующим были даны заверения в том, что их требования будут в 10-дневный срок рассмотрены и выполнены. Переломным моментом стачки следует считать июля, день подписания согла шения с руководством отрасли и страны в Донецке, Ма кеевке, Горловке и других угледобывающих регионах Украины.