Литературно-критические размышления Ж.-Б. Дюбо и становление раннесентименталистской эстетики

Дюбо «Критические рассуждения о поэзии и живописи». 3 части. 1- показать, в чем главная красота произведений живописи и поэзии. 2 – рассуждение о качествах естественных или приобретенных. 3 – открытия, касающиеся театральных открытий древних. Обращение к преобладанию чувственного начала, притягательность страстей, острых ощущений. Эмоциональная реакция важна при выборе предмета подражания. Дюбо интересуют не внутренние правила жанров, а их эмоционально-эстетическое воздействие. Сходство и различие живописи и поэзии. Действие на картине – мгновенно застывшее. Поэзия повествует о всех примечательных событиях действия. Размышления о правдоподобии – оно есть и в живописи, и в поэзии. Механическое (нарушение законов) и поэтическое (придание страстей). Для поэтического правдоподобия необходимо соблюдение правил. Живопись воздействует на зрение и пользуется естественными, а не искусственными знаками. Дюбо обращается и к анализу музыки. Музыкальные звуки – знаки страстей, преисполненные природной энергии. В музыке тоже должно быть правдоподобие – подобие некогда услышанному. Лучше всего ложатся на музыку стихотворения, в которых много страстей и мало живописных картин.

Гениальность – способность, полученная человеком от природы.

Правила хороши тем, что они выведены из природы. Идея универсального принципа искусства. Тенденция к обобщению.

 

32. Философско-эстетические трактаты Шефтсбери и Хатчесона. Этическое и эстетическое в литературе.

 

Литературно-эстетические взгляды Вольтера, переплетение в них рококо, классицизма и сентиментализма.

Статьи «Вкус» и «Рассуждение об эпической поэзии»: выдвигает положение об исторической изменчивости художественной культуры народов в зависимости от исторических событий. Это принципиальное расхождение с теорией классицистов. При этом Вольтер признает наличие в искусстве долговечных качеств, ценимых всеми народами. Среди них – простое, последовательно развивающееся и обязательно законченное действие, которое должно волновать и захватывать. Критикуя классицистов за неизменность идеала прекрасного, Вольтер не отвергал рационалистические правила и каноны классицизма. Следствие – противоречивость его оценок Гомера и Шекспира.

Вольтер осмеивает перевод «Илиады», подогнанный под придворные вкусы.

Вольтер – популяризатор произведений Шекспира во Франции. Стремление соединить положительные стороны шекспировской и классицистической драматургии. Вольтер отрицательно относился к младшему поколению просветителей (Дидро и Бомарше), отказавшихся от жанрового автономия комедии и трагедии ради нового жанра – драмы.

3 вида критики: подлинная критика, критика-сатира и критика-пасквиль.

Отличие художественного вкуса от физического в степени определенности. Сопоставление гастрономического и художественного вкуса. Дурной художественный вкус нечувствителен к прекрасной природе, находит удовольствие в изощрениях. Физиологический и эстетический вкусы надо различать. Не спорят об отвращении к одной пищи и пристрастии к другой. Искусство: тут есть хороший и дурной вкус. Человек формирует свой вкус, опираясь на опыт.Прекрасное учит нравственности.

 

35. С. Джонсон и его роль в развитии литературно-критической мысли английского Просвещения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: