Пожелания к изучению отдельных тем курса

При изучении темы 1 «Конституционное право как отрасль российского права» особое внимание следует обратить на уяснение вопроса о предмете отрасли права, что является предпосылкой правильного понимания тех общих сущностных качеств, которые свойственны ее нормам. Без учета родовой принадлежности правовых норм к определенной отрасли, к конкретному институту нельзя в полной мере раскрыть назначение и роль этих норм в правовом регулировании общественных отношений. Результат действия каждой правовой нормы должен оцениваться с учетом функционального назначения всей отрасли права. Кроме того, без знания предмета той или иной отрасли права невозможна правоприменительная деятельность. Ведь всегда первым шагом в юридическом анализе конкретных ситуаций, подлежащих правовому разрешению, является четкое уяснение вопроса о том, нормы какой отрасли права подлежат применению. Без этого не может быть обеспечена правильная правовая оценка таких ситуаций.

Конституционное право Российской Федерации является единой отраслью, включающей не только конституционно-правовые нормы, закрепленные в федеральных Конституции, законах и иных нормативных правовых актах, но и нормы конституций, уставов и законов субъектов Федерации. Единство отрасли является необходимым условием единства правового пространства Российской Федерации, обеспечения ее суверенитета, верховенства федеральной Конституции. Совокупность норм, закрепленных в конституциях, уставах и законодательстве субъектов Федерации, не образует самостоятельной отрасли конституционного права отдельного субъекта.

При изучении темы 2 «Конституция Российской Федерации и ее развитие» особое внимание следует обратить на термин «конституция», историю его возникновения, и на понятие «конституция», его становление в течение XVI-XVII веков. Необходимо проанализировать соотношение терминов «конституция» и «основной закон». Также стоит уделить внимание существующим в науке классификациям конституций, поскольку они позволяют увидеть и глубже понять определенную сторону конституции как политического или правового явления. Чтобы лучше освоить вопрос о классификации, студенту имеет смысл обратить особое внимание на цели, которые ставили исследователи, создавая ту или иную классификацию. Один из лучших способов запомнить классификации – понять, для чего они используются или каким образом студент может их использовать. Так как стабильность – одно из основных юридических свойств конституции, особое внимание стоит уделить процессуальным и материальным ограничениям на внесение изменений в текст конституции. Также следует уделить внимание основным этапам конституционного развития России, проследить преемственность или, наоборот, разрыв со сложившимися моделями.

При изучении темы 3 «Конституционный строй Российской Федерации и его основы» особое внимание следует обратить на определение «конституционный строй». Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Таким образом, конституционный строй - это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции. Однако есть и другое понятие конституционного строя, заложенное, в частности, в Конституции РФ и относящееся не ко всякому государству, а лишь к такому, форма, способ организации которого имеет строго определенные черты, позволяющие считать его конституционным государством. Наличие в государстве конституции совсем не означает, что такое государство можно считать конституционным. Конституционное государство характеризуется, прежде всего, тем, что в нем обеспечено подчинение государства праву.

Известно, что всякое государство, включая и тоталитарное, в той или иной мере подчинено праву, являясь одновременно и субъектом права, и фактором правообразования. Но для того чтобы государство в полной мере подчинялось праву, нужны соответствующие гарантии. В своей совокупности они обеспечивают такую форму, такой способ организации государства, который может быть назван конституционным строем.

Следовательно, конституционный строй - это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство.

При изучении темы 4 «Конституционные формы осуществления народовластия» следуетисходить из того, чтонарод конституционно признается единственным источником власти в Российской Федерации. Конституция также закрепляет основные формы реализации народом своего суверенного полновластия. В ст. 3 Конституции РФ подчеркивается, что народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и в форме представительной демократии через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Поэтому при изучении темы внимание необходимо уделить характеристике как форм непосредственного осуществления народовластия (выборы, референдум), так и форм представительной демократии (осуществлению народовластия через органы государственной власти и местного самоуправления). Следует обратить внимание, что нередко в зависимости от непосредственности волеизъявления граждан при формировании органов власти выделяются представительства народа различных степеней: 1) органы, прямо избираемые народом (Государственная Дума, Президент РФ и др.); 2) органы, образуемые представительными органами (Правительство РФ, Уполномоченный по правам человека) и т. д.

В науке конституционного права выделяют и формы косвенного народовластия: 1) обсуждение проектов законов и других важнейших вопросов общественной жизни государства; 2) народная правотворческая инициатива в законодательные органы РФ; 3) участие граждан в управлении обществом через общественные организации, собрания граждан; 4) индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления по всем вопросам. Их характеристике также следует уделить внимание.

При изучении темы 5 «Конституционно-правовой статус личности в Российской Федерации» особое внимание следует обратить на определение «конституционный статус личности», проанализировать основные подходы к его структуре, сложившиеся в науке. Ядро правового статуса составляют права и свободы человека и гражданина, поэтому необходимо рассмотреть их закрепление в российской конституции. Особое внимание следует уделить соотношению прав человека и прав гражданина. Стоит уделить внимание институту гражданства, бипатризму и отношению к нему в нашем государстве.

При изучении темы 6 «Гражданство Российской Федерации» стоит уделить внимание основаниям приобретения гражданства, бипатризму и отношению к нему в нашем государстве.

При изучении темы 7 «Федеративное устройство России. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации» особое внимание следует обратить на конституционно-правовой статус России как федеративного государства, а также на гарантии ее государственной целостности. Также следует проанализировать понятие субъектов федерации, способы их образования. следует рассмотреть конституционные принципы разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов (федеральная компетенция, сфера совместного ведения, исключительная компетенция субъектов федерации).

При изучении темы 8 « Избирательное право и избирательная система в Российской Федерации» особое внимание следует уделить социальной сущности выборов, их конституционно-правовому регулированию, правовому статусу избирателей и кандидатов. Особо стоит рассмотреть стадии избирательного процесса: назначение даты выборов, формирование избирательных органов, составление списков избирателей, выдвижение и регистрацию кандидатов, предвыборную агитацию, проведение голосования. При рассмотрении избирательных систем следует учитывать, что каждая система имеет свои достоинства и недостатки, и каждая может давать объективные результаты выборов в одних условиях и далекую от реальных предпочтений избирателей картину в других. Также с избирательным правом тесно связаны процедуры отзыва мандата и референдума. Следует помнить, что основное отличие между ними состоит в объекте волеизъявления избирателей. В случае выборов и отзыва таким объектом является кандидат, а в случае референдума – законопроект или конкретный вопрос государственной жизни.

При изучении тем 9, 10, 11, 12 «Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации», «Конституционно-правовой статус Федерального Собрания – парламента Российской Федерации», «Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации», «Конституционные основы судебной власти и прокуратуры в Российской Федерации. Конституционный Суд в системе судебной власти» особое внимание следует уделить понятию и основным признакам государственного органа, а также принципам организации и деятельности государственных органов. Анализируя конституционно-правовой статус Президента в Российской Федерации, стоит особо рассмотреть его место как главы государства в системе государственных органов.

Рассматривая органы законодательной власти в Российской Федерации, особое внимание следует уделить юридической природе современного парламента, проанализировать его роль и правовое положение в системе власти в различных правовых системах. Также следует рассмотреть две основные функции современного парламента: законодательную и представительную.

Особое внимание следует уделить понятию исполнительная власть, и ее колоссальной роли в современном государстве. Также стоит обратить внимание на способ формирования правительства в Российской Федерации.

Также внимание следует уделить месту и роли судебной власти в системе разделения власти современных государств. Вопросы организации и деятельности судов детально изучаются в курсах судоустройства, организации суда и прокуратуры, гражданского и уголовного процесса и др. В курсе конституционного права рассматриваются лишь основные аспекты организации и деятельности судебной власти: основы организации судебной системы, конституционные принципы правосудия, основы правового статуса судей. Именно на эти аспекты организации судебной власти и на их конституционно-правовое закрепление студентам и стоит обратить внимание.

При изучении темы 13 «Организация законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации» следует уяснить, чтосистема законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

При изучении темы 14 «Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации» особое внимание следует уделить понятиюместного самоуправления.Следует рассмотреть основы местного самоуправления: правовые, организационные, финансово-экономические и территориальные.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: