Взаимодействие с собой

Пути успешной адаптации

Классных руководителей 5 классов

В начале учебного года.

Счастливого человека может

воспитать только счастливый

человек.

Переход младших школьников из начальной школы в основную является кризисным моментом в их жизни и нередко влечет за собой потерю интереса к учебе, снижение успеваемости, ухудшение самочувствия, изменения в межличностных отношениях внутри класса. Зачастую дезадаптивные проявления у детей 10-11 лет совпадают с активизацией процесса взросления. Следовательно, процесс вхождения бывших четвероклассников в новую ситуацию обучения в основной школе может стать довольно болезненным.

В данной ситуации учителя начальной школы склонны перекладывать вину за неблагополучие пятиклассников на учителей – предметников, нового классного руководителя, у которого вполне благополучные дети стали проблемными. В свою очередь, педагоги, работающие в основной школе, предъявляют претензии к учителям начальных классов, которые плохо, с их точки зрения, подготовили младших школьников к новым условиям обучения.

На самом же деле и пятиклассники и их новые учителя переживают сложный период взаимной адаптации. Безусловно, одной из главной составляющей успешного прохождения адаптационного процесса является классный руководитель. Его компетентность в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми, взаимоотношения с коллегами, собственные адаптационные возможности.

Практически любой учитель скажет, что начало пятого класса – сложный период и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Задач много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но связаны и с организацией жизни в школе в целом.

Адаптация – (от лат.приспособлять) приспособление к окружающим условиям.

Социальная адаптация – интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду и обучению; к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе.

Безусловно, успешность процесса адаптации к 5 классу зависит от совместных усилий классного руководителя, учителей предметников, учащихся 5 класса и их родителей. Классный руководитель очень значимая фигура в этом процессе. От него всецело зависит микроклимат в классном коллективе, и во многом – результаты учебной деятельности. Он помогает преодолеть сложности, связанные с организацией школьной жизни; формирует умение соблюдать классные и школьные социальные и этические нормы. Если классный руководитель имеет коммуникативные трудности, ему будет сложно налаживать контакты и с детьми, и с педагогами, и с родителями. Если он не является учителем по специальности, ему будет нелегко отслеживать учебный процесс и оказывать на него влияние. Благополучно завершенный процесс адаптации является очень важным для учителя и позволяет успешно привлекать учеников к самоуправлению, индивидуализировать и дифференцировать обучение, корректировать педагогическую позицию относительно класса и отдельных ребят.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОБОЙ

Будьте добрыми, если захотите!

Будьте мудрыми, если сможете!

Но здоровыми вы должны быть всегда.

Конфуций (Способы саморегуляции и улучшения психического состояния)

Важной психологической составляющей гармоничного человека являетсяэмоциональное благополучие, которое включает в себя:

- положительный эмоциональный настрой;
- жизненный оптимизм;

- эмоциональную уравновешенность;

- переносимость трудностей.

Всем хорошо известно, что профессия учителя требует большого физического, умственного и психоэмоционального напряжения. Он подвержен негативным воздействиям со стороны администрации, родителей, учеников. Поэтому проблема здоровья учителя очень актуальна.

Профессиональное здоровье учителя во многом зависит от него самого, от его отношения к своему здоровью, от выработанной им системы сохранения и поддержания физического и психического здоровья. Существует много приемов, помогающих педагогам адекватно реагировать на вышеобозначенные трудности педагогической деятельности и сохранять психическое здоровье. К ним относятся различные приемы психической саморегуляции – воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих мысленных образов. Рассмотрим некоторые из них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: