Эффективность консультативного процесса. Факторы, влияющие на успешность консультативного процесса. Признаки результативности консультирования. Основные правила ведения консультативного процесса. Факторы, снижающие результативность консультативного процесса: личностный фактор, фактор времени,пространственный фактор, экономический фактор. Ошибки консультанта в процессе консультатирования. Некорректное поведение консультанта.
Тема 3. Психологическая консультация как организационная структура (2часа)
Требования к помещению и интерьеру консультационного центра. Месторасположение и интерьер. Причины создания психологической консультации. Цель создания консультаций. Обязанности консультанта и взаимодействие специалистов внутри психологической консультации. Обязанности консультанта. Труд вложенный. Рабочее время консультанта. Взаимодействие психолога со специалистами смежных профессий (педагоги, врачи, социальные работники, представители правоохранительных органов).
|
|
Тема 4. Этапы психологического консультирования (2часа)
Специфика подготовки консультанта к проведению сессии. Составление предварительного представления о клиенте и его проблеме. Регистрационный журнал. Индивидуальная карточка клиента. Этапы психологического консультирования (Ю.Е. Алешина, Р Мэй, Р.С. Немов, Б.Ю. Кеновщиков, Филипп Бурнард).
Тема 5. Процедуры и техники психологического консультирования (4часа)
Процедуры психологического консультирования. Техники психологического консультирования. Этапы психологического консультирования. Этап первый: встреча клиента с консультантом. Техника приветствия. Техника «проведение клиента на место. Вторая процедура первого этапа: установление положительного эмоционального настроя клиента, установление раппорта. Процедура: снятие психологических барьеров. Этап второй. Сбор информации. Процедура первая: диагностика личности клиента. Беседа. Интервью. Свободное интервью. Стандартизированное интервью. Наблюдение. Психологические тесты. Процедура вторая: прояснение сути проблемы клиента, определение его ресурсов. Диалог. Техника «слушание». Два аспекта слушания: вербальный аспект и невербальный. Приемы активного слушания. Кивание головой и использование междометий «Ага», «Угу». Вопрос-эхо. Дословное повторение основных положений, высказанных клиентом. Прием уточнения. Переформулирование. Отражение эмоций. Процедура третья: активизация памяти клиента. Техника «Психологическая поддержка клиента». Техника «Насыщение паузы». Провоцирование. Этап третий. Стратегический. Процедура первая: определение возможных решений. Техники: информирование клиента, совет, убеждение, разъяснение. Процедура вторая: согласование плана действий. Техники: поиск множественных решений, стимулирующие вопросы, определение алгоритма по разрешению проблемы, конкретизация ожидаемого результата. Процедура третья: определение способов контроля за реализацией намеченного плана.