Слово Божье и Сын Божии

В определенный момент истории это слово — видимый язык, порядок мироустройства — пришло в мир через чрево Девы Марии: «В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Иоанна 1:10-11).

Искупительное вхождение Бога в мир людей не было вторжением на чужую территорию — Он пришел «к своим»; божественная мысль, являющая собой порядок всего творения, воплотилась в одной Личности, в одном Человеке. Он, как гласит древняя молитва, «не пренебрег утробой Девы». Но даже и там «панель управления» Вселенной была, как всегда, «под рукой». Добровольно уничижив Себя (см. Филиппийцам 2:7) при воплощении, Он пользовался ею лишь избирательно.

Очевидный парадокс вочеловечения Христа состоит в том, что Его воплощение, т.е. «превращение в плоть», было не навязанным Ему ограничением, но высшим проявлением верховного могущества, что станет более очевидным в конце времен:

«Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя; положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, ни возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы» (Матфея 12:18-21).

Вся новозаветная история — история о том, как люди все лучше и лучше начинали понимать, Кто такой Иисус. Те, среди кого Он рос и воспитывался, говорили: «Да это же сын Иосифа и Марии! Мы его прекрасно знаем!». Ученики Его думали, что Он — Илия или другой пророк, воскресший из мертвых. И лишь в миг Божественного откровения Петр на вопрос Иисуса о том, кем считают Его ученики, ответил: «Ты — Христос, Сын Бога Живого» (Матфея 16:16).

Только в последних книгах Нового Завета появляется мысль о том, что Иисус — вселенский Мессия, Который правит всем миром и всеми народами, Которым «все стоит» (Колоссянам 1:17), Который держит все «словом силы Своей» (Евреям 1:3). Он, как сказано в Откровении, — Альфа и Омега, Верный и Истинный, Слово Божие, за Которым следуют небесные воинства; Он — Царь царей и Господь господствующих (см. Откровение 1:8; 19:11, 13, 16).

Во всех своих проявлениях — и в природе, и во Христе — слово Божье характеризуется высшей, неодолимой силой. Осознание этой силы и побудило пророка Исаию сопоставить мысли человечества с мыслями или словами Бога. Простые человеческие мысли, тоже наделенные некоторой силой, настолько же ниже мыслей Бога, насколько земля ниже неба (см. Исаия 55:8-9). Ибо Бог говорит: «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю, и делает ее способною рождать и произращать, чтоб она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест: так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Исаия 55:10-11).

Псалом 28 свидетельствует о единстве естественного порядка вещей и Божьего искупительного сообщества в слове Божьем. Голос Господа управляет водами и лесами: «Глас Господа... обнажает леса» (стих 9). Да, «Господь восседал над потопом»; но «Господь даст силу народу Своему; Господь благословит народ Свой миром» (стихи 10-11). Это же единство явлено в жизни Иисуса. Словом Своим Он мог превращать воду в вино, усмирять бушующие воды и ходить по ним, как посуху. Но еще Он мог посеять в людских сердцах слово о Божьем владычестве, так что посеянное приносило плод во сто, в шестьдесят или в тридцать крат (см. Матфея 13:23).

Таким образом, слово Божье и Сын Божий едины в устройстве и порядке Вселенной. Но, чтобы понять, как Божье слово соотносится с Божьей семьей, мы должны пристально рассмотреть роль обычного человеческого слова в обычной человеческой жизни. Это поможет нам уяснить, каким образом сила Божьего слова, действуя среди людей, отличается от разнообразных суеверий, магии и колдовства. Это принципиально важно, если мы хотим научиться слушать Бога и сохранить христианскую духовность, столь явно отличающуюся от прочих проявлений духовности.

 

Сила слова

В книге Екклесиаста мудрец размышляет об устройстве человеческой жизни и общества — в частности, о царях и правительствах. В Псалме 28 сказано, что Господь, как Царь, восседал над потопом. Мы знаем, что Он действительно Царь, властный над всем сущим и способный справиться с любой, даже самой катастрофической ситуацией. Но вопреки распространенному заблуждению царь правит отнюдь не только посредством грубой силы.

Когда император Наполеон Бонапарт собирался применить силу для покорения некоего народа, один из его помощников весьма мудро заметил: «Государь, на штыках не усидишь!». Этот человек понимал, что грубая сила не в состоянии привести к политической стабильности. Любая власть существует ровно столько времени, сколько подчиненные согласны ее терпеть. Никто не может править с помощью одной лишь силы. Правителю необходимы слова, взаимопонимание, верность и союз с народом.

Автор книги Екклесиаста сам был царем, но при этом поражался тому, какой силой может обладать царское слово. «Где слово царя, там власть; и кто скажет ему: «что ты делаешь»?» (Екклесиаст 8:4). Если отобрать у царя власть и высокое положение, он ничем не будет отличаться от любого другого человека. Но пока он царь, его слово, даже брошенное невзначай, может иметь самые грозные последствия. По царскому слову летят с плеч головы, процветают народы, горят города, выступают в поход войска, гибнут враги. Ясное осознание силы слова на простом человеческом уровне поможет нам понять силу Божьего творящего слова в Его Царстве.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: