Роль пространственных представлений в психическом развитии ребёнка

Для того чтобы ребёнок, имеющий отклонения в развитии, получал полноценное образование, в общеобразовательной школе необходима организация специальных условий обучения.

Должное внимание со стороны родителей к проблеме в развитии своего ребенка может быть привлечено только тогда, когда ребенок начинает посещать школу. Проблемы таких детей становятся очевидными на неблагополучном моменте усвоения школьной программы.

Первым источником познания для человека является восприятие. Этот опыт человек получает в процессе наблюдений. В дальнейшем он знакомится с другими познавательными процессами, необходимыми для жизни. Представление формируется путем чувственного познания, понимание предметов, свойства, отношения. В прямой зависимости находятся понимание логических определений, от того, как дети смогут пройти.

Первую ступень познания, которую можно назвать «чувственной». Если речь идет о детях ЗПР, то процесс чувственного познания у этих детей имеет свои особенности и сложности.

У большей части детей с отклонениями в развитии можно выявить нарушение формирования пространственных представлений, при этом становится очевидным недостаток знаний и представлений их об окружающей действительности [1,6]. Детям данной категории сложно ориентироваться в реальной жизни, используя пространственные понятия, так как у них выявляются трудности, касающиеся усвоения пространственных понятий и, как следствие, оперирование ими в реальной жизни. Уровень интеллектуально развитого здорового ребенка, осознание собственного «Я» во времени и пространстве, важный показатель психического здоровья. Интеллект у детей с ЗПР ниже нормы.

Ориентировка в пространстве складывается как особая целостная сенсорно-перцептивная способность и основывается на овладении способами восприятия, воспроизведения (моделирования) и преобразования пространственных отношений. Дети данной категории имеют проблемы не только при усвоении пространственных понятий, но и, более того, при связывании их между собой для применения в реальной жизни.

На ранних этапах психического созревания формирование пространственной ориентации в результате самостоятельного понимания ребенком чувства собственного тела, развитием двигательных действий, предметной деятельности, зрительно - моторной координации. Происходит формирование представлений о взаимосвязи внешних объектов: нахождения предметов с использованием понятия «верх-низ», «с какой стороны», о дальности нахождения предмета; понимания пространственной взаимосвязи между предметами, находящимися в окружающем пространстве.

Развитие пространственных представлений у младшего школьного возраста подчиняется одному из главных законов развития - закону основной оси: сначала формируются представления вертикали, затем представления горизонтали «от себя» вперед, затем - о правой и левой стороне. Наиболее поздно формируется понятие «сзади». Итогом развития ребенка на этом этапе становится появление целостной картины мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собственным телом

Недостаточность понимания ориентировки в пространстве может наблюдается детей с начала дошкольного возраста и прослеживаться в младшем школьном возрасте. Это непонимание главная причина, вызывающая затруднения овладения детьми школьных навыков. Опираясь на эти данные актуальным является развитие у особенных детей, нормального способа восприятия пространства и пространственных представлений, а так же прочных навыков пространственной ориентировки.

Эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания. У детей с задержкой психического развития пространственное восприятие на этапе дошкольного образования не успевает сформироваться, поэтому необходима специальная работа в школе направленная на ликвидацию данного пробела.

Таким направлением решения возникшей задачи стало формирование ориентировки у детей самым первым на плоскости листа, поскольку с этим связаны суть и содержание многих школьных навыков и видов деятельности таких навыков как (письмо, чтение, ручной труд, ориентировка в пространстве страницы учебника, тетради, в пространстве парты и т.п.).

Следующий важный этап заключается в овладении навыков графической культурой, а так же вербальной для взаимоотношения языка и мысли в работе детей, которая ведет к формированию обобщенных представлений, пригодных для моделирования пространства и его преобразования.

Важной ступеней усвоения, воссоздания образа представлений значится логика то есть - грамматические конструкции.

Логика выступает наукой мышлений, совмещающая предложный конструктивный состав нашего языка, сравнительные категории. Несомненно этот уровень грамматической конструкции является наиболее сложным, формирующийся и развивающийся, естественно как речевая деятельность и как одна из основных составляющих восприятия и мышления ребенка. Исследователи отмечают неполноценность пространственных ориентировок детей с ЗПР, считают основной причиной отсутствие практического опыта ориентировки и слабость ее мыслительного компонента, пространственного анализа и синтеза.

До настоящего времени остается открытой проблема у данной категории детей особенности развития ориентировок в пространстве, а также способов коррекции имеющихся нарушений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: