О пристрастии к земному и к людям

6). Все сокровища мира сего суть ничто пред вечным блаженством, которое обещано любящим Бога, блаженством, которого око не видело, ухо не слышало, и которое на сердце человеку не входило (1Кор. 2, 9).

7). Посему, пока есть время, должно стараться, чтобы не вотще жизнь препровождать, дабы, но отшествии отсюда, наследовать небесное царствие, которого не удостоимся, если не будем подобны незлобивым детям. Без любви Божией, без мира с ближними, лицезрения Божия не сподобимся; но будем осуждены, как немилосердые и Самого Господа не любившие, по сказанному: «суд без милости не сотворшему милости» (Иак. 2, 13); и: «аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своею ненавидит, ложь есть» (1Иоан. 4, 20). Итак, всячески стараться надобно об угождении Богу и о спасении своей души, которая всего мира дороже. Весь мир не стоит единой христианской души, по­неже он проходит, а душа наша есть и пребудет не­тленна во веки, говорит Св. Иоанн Лествичник. И паки: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Матф. 16, 26).

76). О родных своих молитесь, чтоб и к ним был милосерд Господь, а умом своим в дома к ним не учащайте; наши родственники небесные силы, святители, мученики, преподобные и все святии, — к ним надобно учащать умом своим.

85). Письмо ваше я получил, в котором вы изъяснили волнование ваших мыслей, и требуете от меня решения оным. Я напротив того отсылаю вас к тихому пристанищу, учению Христа Спасителя нашего Господа Иисуса, ежели желайте ученицею Его быть. Он изрек пречистыми Своими устами: «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер… тот не может быть Моим учеником» (Лук. 14,26). Из письма вашего видно, что вы очень горячи к своей сестрице; сие не согласно с учением Христа Спасителя нашего. Любите ее, и будьте от любви сей свободнее, чтоб предпочесть ее любви Божией. Любовь человеческая душе нашей малую пользу приносит; но любовь к Богу вся исполняет, и есть вечное приобретение. Не беспокойтесь разлучением маловременным с сестрицею вашею. Я советую вам прежде съездить, а не пешком идти в Киев, помолиться угодникам Божиим: Антонию и Феодосию и прочим Печерским чудотворцам, а потом уже предпринять путь и в Горицы, и ум свой обращать паче к Богу Создателю нашему, нежели к человеку, и имя Его непрестанно помнить не в продолжительных, хоть в кратких словах: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий по­милуй мя грешную, не остави мене Господи Боже мой, ниже отступи от мене». Он есть всех благ податель временных и вечных, и близ всем призывающим Его. Он услышит молитву вашу и ниспослет вам благодать Свою ко исправлению жизни и нравов ваших и сохранит невре­жденною во всех путях ваших. Предайте себя во всем житии вашем воле Божией, как вы уже себя и располо­жили.

257. «Праведницы просветятся якоже солнце во Царствии Отца небесного». Все сокровища всего света яко ничто пред вечным блаженством, уготованным нам, любящим Бога паче всего: «Яже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце наше не взыдоша». Господь дарует и время для снискания всего этого, а мы ради временного лишаемся небесного вечного блаженства!

258. Чтобы наше сердце не было уязвлено какою нибудь временной вещью: О чесом помолиться, не вемы, Ты Сам Господи настави мя, и вразуми мя о чесом просити Тя!

259. Никого в сердце не пущайте, и родных своих не пущайте, никого, кроме одного Бога.

260. О родных вы молитесь, чтобы и к ним милостив был Господь, а умом своим домой не учащайте. Вам хочется видеться с ними? да, я думаю, уже несколько раз виделись с ними; а вы скажите, когда мысль захочет туда, в дом побывать: «житие наше на небесех!» К тамошним родственникам надо учащать, нежели на земли; наши родственники небесные силы, святители, мученики, преподобные. Вот как слово Божие просвещает и умудряет младенцы: таковых бо есть царствие небесное! Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли!

261. Престолу Божию ближе предстоят те, кои не имеют никаких попечений о мирской жизни и не прилепляются любовью ни к одному человеку.

262. Никого в сердце свое не принимайте, ни родных, никого, кроме Бога. Когда придет желание видеть родных, приведите на память слова: «отец мой и мати моя остависта мя, Господь же приял мя» (Пс. 26, 10). Ведь Он Отец наш: «Отче наш, Иже еси на небесех!»

263. О родных своих молитесь, чтоб и к ним был, милосерд Господь, а умом своим в домы к ним не учащайте; наши родственники небесные силы, святители, мученики, преподобные и вси святии: к ним надобно учащать умом своим.

264. Не скучайте своим жребием, не думайте, что вы что нибудь оставили, чего нибудь лишились: «взыскающии Господа не лишатся всякаго блага».

265. Если бы мы помнили всегда, что живем в дому Божием, в тихом пристанище, и всегда имеем присутствующего с нами самого Бога и Ангела хранителя: тогда бы и на земле-то ангельская жизнь была.

266. Господь Бог отнял у нас эту внешнюю красоту, красивую одежду: она не пользует; только питает тщеславие. Он дает нам внутреннюю красоту, ибо смотрит на сердца.

267. Хота бы кто приобрел все сокровища мира, будет нищ, если душевного сокровища не будет иметь.

О молитве

53). Апостол говорит: «непрестанно молитесь» (1Сол. 5, 17),—не то, что только стоять, да поклоны класть, а непрестанно внутрь нас иметь Господа: «Господи помилуй, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную», умом или устами читать; а то и стоим, да в рассеянии мыслей что-нибудь земное созерцаем,—это труд без пользы, как древо без плода; просить надобно Господа Бога, чтобы он благодатью Своею подкрепил нас и ни­чего нельзя лучшего желать, как дал бы нам смирение. На молитве надобно воображать, что я только земля и пепел. Пред Богом надобно стоять со страхом и трепетом, чтобы как глава, так и мысль были преклонены. Все понемножку Бог исправит, когда будем просить Его: вот ведь мы видим, такие же люди были, которые Господу угодили; довольно того, что оставили все мирские пристрастия.

54). Иисусова молитва, после Господней молитвы, кажется всех молитв выше; ею то прямо и просто говоришь ко Господу; но когда устами читаем молитву, а ум наш бродит, то очевидно, не предстоим пред Богом. Ум или дух в нас так скоро перелетает, что в одно мгновение может представить, что мы видели или слышали; но зачем же нам заниматься пустым? Будем творить и молитвы, и говорить: «Господи, просвети ослепшие мои очи душевные, а всего лучше: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешную.

55). Просите Господа Бога, так как и святые Апостолы просили: Господи, научи нас молиться (Лук. 11, 2). Мы и сами не знаем, о чем молиться-то; Бог Духом Своим Святым да наставит нас. — Враг сеет свои плевелы, влагает всякие мысли. Господи! даждь ми мысль благу! Господь Бог и поможет. Просите Господа Бога, чтобы в разум истины прийти. «называя себя мудрыми, обезумели» (Римл.1,22). Иногда многое знание бывает в боль­шой вред, а надобно предаваться в волю Божию. Жить вам надобно в Боге, всегда в тишине, всегда в спокойствии вне мира, вне мирской жизни. Радуйтесь праведные о Гоподе; радоваться надобно о том, что нам обещано, чего ум человечески постигнуть не может. — К Царю Небесному доступ от нас зависит; во всяком смущении прибегать можно. Говорит: кто на море не бывал, тот усердно Богу не молился; а волнения житейские не те ли же? Где более волнения, где более смущения, тут то и прибе­гать к Богу. Я читал разговор одного ученого с пастухом; ученый спрашивал его: «учен ли ты?» Пастух отве­чать: «никогда не бывал». ««Как же ты о Боге знаешь?» — «Я никогда с Ним не разлучаюсь, и всегда с Ним; знаю, что Он мой Создатель; в земным вещам я ни­когда ни к каким не прилепляюсь, зная, что житие наше на небесах». — Тогда ученый говорить: «я ни от одного богослова так не пользовался». Будем и мы, подобно пас­туху сему, прилепляться в небесному, будем думать, что житие наше на небесах и будем стараться снискать оное.

57). «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших» (Кол. 3, 16). На­добно слушать и умом следовать за тем, что читают и поют в Церкви, душа-то и напояется, пли молится: Го­споди Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную. Ведь только бы ум-то был с Богом, а то где бы ни стоять, лишь бы с Богом быть.

58). Молитесь ко Господу: от тайных моих очисти мя, и от чуждых пощади рабу твою». Надобно ум свой со­единять с Богом, а не в пустоте проводить жизнь свою.

59). Восстав по утру, не принимайте ни каких помыслов, а первое сотворите молитву к Богу, потом к Пресвятой Богородице,—читайте, что в ум придет, и ничем еще не занимаясь, соберите в уме своем грехи свои, да с ними и повергнитесь пред иконою Христа Спаса нашего с умиленною душою, моля Его, чтоб сохранил вас от падения; просите также и Пресвятую Богородицу, чтоб и Она защитила вас от врага и покрыла вас честным Своим покровом; содеянные вами грехи представляя, просите Пре­святую Богородицу, чтобы Она испросила вам прощение и отпущение оных у Сына Своего Христа Бога нашего. Без молитвы никуда из кельи вашей не выходите; прежде чем выйдете, прочитайте: «Богородице Дево радуйся»: «Дос­тойно есть»: с умиленным чувством, с поклонением; и за водою в коридор не молясь не выходите; также и на ночь прочтите трижды: «Богородице Дево» и «Достойно есть» и спите спокойно. Немощи наши требуют успокоения: сон во упокоении немощи моей или трудов многотрудных плоти.

60). Как нет никаких помыслов, то есть, не допустить их, то умилительные молитвы приходят в память сами собою. Пресвятую Богородицу с каждым своим дыханием призывайте; на каждый свой вздох, что вздохнули, то в уме и вообразите молитву к Ней. Иногда повторяйте Архангельское благовестие, а иногда милости Ее просите, чтобы Она умилостивила к вам Сына Своего, предстала бы вам в помощь в час смертный

63). Прибегайте во всех нуждах ваших к Матери Божией: Она во всем нам помогает, заступает нас и хранит. Молитесь: даруй мне знать и чувствовать Твои благодеяния, Мати Божия, не остави мене грешную погрязнуть в нечувствии!

64). Твердо веруйте, что, когда читаете Архангельское приветствие, Она невидимо приветствуем и соплетает вам венец. Иисус Христос предъизбрал Ее в Матерь Себе, чтобы Она о грешных ходатайствовала. Кто о Пресвятой Богородице беседует токмо, и за то великое воздаяние бу­дет: Она всех слышит и о всех ходатайствует. Пресвятым Ее молитвам вся возможна!

65). Читайте чаще Иисусову молитву, да Богородичну. Рассуждайте чаще о смерти, о втором пришествии Христовом. о страшном суде; а более никаких мыслей не при­нимайте. Во время же молитвы и духовных рассуждении остерегайтесь; с запрещением говорите мысли своей: именем Божиим запрещаю тебе! и мысль непременно послушает. Иисусовой молитвой и крестным знамением удобно прогонится вся сила вражья.

75). Должно всегда просить Господа Бога, чтобы Он просветил наши очи телесный и душевные. Господь зовет нас непрестанно, чтобы мы к Нему обратились.

172. Вы отстали от молитвы и в развращение уклоняетесь, сие значит нерассуждение.

173. Твердите непрестанно краткие молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную!»

«Заступница моя Владычице, Пресвятая Богородице, спаси мя грешную!»

«Вси Святии, молите Бога о мне грешной!

«Святии Ангели Божии и прочие небесные Силы, молите Бога о мне грешной!» Итак Господь Бог поможет вам поправить свою жизнь. «Есть путь, иже мнится человекам прав быти, последняя же его приходят во дно ада». (Притчи Соломона, гл. 14 ст. 12).

202. Читайте чаще эти краткие молитвы: «Господи, не лиши мене небесных Твоих благ. Господи, избави мя вечных мук. Господи, умом ли, или помышлением, словом или делом согреших, прости мя. Господи, избави мя от всякого неведения, и забвения, и малодушия, и окамененного нечувствия. Господи, избави мя от всякого искушения. Господи, просвети мое, сердце, еже помрачи лукавое похотение. Господи, аз, яко человек согреших, Ты же, яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея. Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю Имя Твое Святое! Господи Иисусе Христе, напиши мя, рабу Твою, в книзе Животней и даруй ми конец благий! Господи Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми, по благодати Твоей, положити начало благое. Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея. Господи небесе и земли, помяни мя грешную рабу Твою студную и нечистую во царствии Твоем. Аминь.

Ночные: Господи в покаянии приими мя. Господи не остави мене. Господи, не введи мене в напасть. Господи, даждь ми мысль благу. Господи, даждь ми слезы и память смертную и умиление. Господи даждь ми помысл исповедания грехов моих. Госгюди даждь ми смирение, целомудрие и послушание. Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость. Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое. Господи, сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления и творити во всем волю. Твою. Господи, покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи. Господи, веси яко твориши, якоже Ты волиши, да будет воля Твоя и во мне грешной, яко благословен еси во веки Аминь.

Все сии молитвы сочинил святой Иоанн Златоуст числом 24: дневные и ночные.

203. Когда придет какое искушение, так из них читайте в мыслях или вслух что-нибудь: Господи, избави мя от искушения.

204. Когда поют: О всепетая Мати! тогда припадайте к Ней, к Матери Божией, Она Заступница наша, всего христианского рода, а наипаче иночествующих.

205. Молитесь святым ангелам и Архангелам Михаилу и Гавриилу и другим, также всем святым; все они наши заступники.

206. Молитву Иисусову держать надобно всегда в уме: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную! Можно молиться даже и лежа и говорить: Господи помилуй!

207. Если не хочется молиться, то надобно принуждать себя к молитве потому, что монастырская жизнь этого требует от всех: «Нуждницы бо восхищают Царствие небесное».

Господи! от тайных моих очисти мя; и от чуждых пощади рабу Твою, тогда непорочна буду и избавлюся от греха велика!

Читайте сию молитву: Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабе, Твоей!

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати ближних.

Молитесь чаще мыслью: Верую Господи и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, из коих первая есмь аз.

263. Помните всегда, что читаете в молитве на 6-м часу: «Не уклони сердец наших в словеса лукавствия или помышления; но любовью Твоею уязви души наши: да к Тебе всегда взирающе, и еже от Тебе светом наставляемы, Тебе непреступнаго и присносущнаго зряще света, непрестанное Тебе исповедание и благодарение возсылаем!

264. Вот еще краткая молитва, Бог многого не требует: Владыко Боже Отче Вседержителю! вот мы говорим самому Богу Отцу: Господи; Сыне единородный Иисусе Христе Богу Сыну; и Святый Душе Богу Духу Святому, едино Божество, едина сила, помилуй мя грешного, и имиже веси судьбами спаси мя! Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешную! Выше всех святых ангел, Она удостоилась сесть близ Святыя Троицы! Непрестанно повторяйте: Господи помилуй! Господи не оставь! Господи даждь ми мысль благу! отъими от мене весь помысл лукавый! Усиливайтесь, а в расслаблении не надобно стоять, подкрепляйте себя так, чтоб и руки чувствовали, и плечи чувствовали, тогда и мысли будут покрепче к Богу; и понятие будет получше к тому, что читают; это-то и есть наука душевная.

265. К царю земному доступ очень труден, а к Царю Небесному всегда можно, и от нас зависит; в смущении более прибегайте к Богу. «Кто на море не бывал, тот усердно Богу не маливался»; в волнениях житейских чем более волнения, тем более смущения, тогда-то больше и надобно к Богу прибегать с молитвою.

266. Долгих молитв не можешь читать? Бог дает молитву молящемуся; но наша молитва ничего не составляет, и нечем нам гордиться: «Аще и вся повеленная сотворите, глаголите, яко раби неключимы есмы». А иногда молитва наша бывает в грех; «аще с осуждением, с непокорством, с жестокостью и без любви к сестрам, тогда нет любви и к Богу».

267. «Помяни нас Господи, егда приидеши во царствии Твоем», то есть во второе пришествие Твое.

«Помяни нас Господи, егда приидеши во царствии Твоем! Помяни нас, Владыко, егда приидеши во царствии Твоем! Помяни нас Святый, егда приидеши во царствии Твоем!»

Теперь и день судный близ; такой страх всех обуяет, особливо грешников, что лучше бы горы разверзлись и подавили бы их, нежели такой суд слышать!

331. Надобно всегда думать, как ангелы Божии предстоят пред Престолом Божиим, так и нам должно одну мысль иметь о Боге: «Блажени живущии в дому Твоем, в веки веков восхвалят Тя».

332. Вовремя службы в церкви молитесь: Господи, даждь ми смирение! только надобно, чтоб ум наш обратить к Богу, и все поучения относятся к тому, чтобы ум был очищен; мы ходим в церковь для того, чтобы предстать пред Величеством Его и приносить Ему словесную службу: молитвы наши недостойные.

333. Начатие молитвы состоит в том, чтоб приходящие мысли посторонние, при первой встрече их, отражать или отстранять умом. Средина молитвы есть, когда мысль наша в том единственно углубляется, что читаем. Совершенство молитвы заключается в восхищении всей души нашей ко Господу.

334. Когда исповедуетесь, то просите единого Подателя благ: Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих! И когда священник скажет: Прощаю и разрешаю! То в самую сию минуту и на небеси прощено и разрешено.

335. Всякий час, как только ударяет, должно делать крестное знамение с молитвою: Господи! помози мне исправиться, Господи, подаждь ми помощь к исправлению жизни моей! И потом: Богородице Дево, радуйся! всю до конца.

336. О молитве просите Господа Бога, так как и святые Апостолы просили: «Господи, научи ны молитися» (Лук. 11, 1). Мы и сами не знаем, о чем молиться-то; Духом Твоим Святым наставь нас!

337. Иисусова молитва, после Господней молитвы, кажется всех молитв выше; ею прямо и просто говоришь ко Господу.

338. Немногого Бог требует; вот краткая молитва, — выучите ее: Владыко, Боже Отче Вседержителю. Господи Сыне Единородный, Иисусе Христе, и Святый Душе, едино Божество, едина сила, помилуй мя грешную, и ими же веси судьбами, спаси мя недостойную рабу Твою.

339. Владычице моя Пресвятая Богородице, спаси мя грешную!

Пресвятую Богородицу с каждым своим дыханием призывайте; на каждый свой вздох, что вздохнули, то в уме и вообразите молитву к Ней.

Повторяйте архангельскую молитву: «честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Выше всех Ангелов и Архангелов! и Она-то ходатаица о нас к Сыну своему! Ее милосердием сколько чудес! и от икон Ее святых какая благодать дана!

Твердо веруйте, что когда читаете архангельское приветствие, Она невидимо присутствует и соплетает вам венец. Иисус Христос предъизбрал Ее в Матерь Себе, чтобы Она о грешных ходатайствовала. Кто о пресвятой Богородице беседует токмо, и за то великое воздаяние будет: Она всех слышит и о всех ходатайствует. Пресвятым Ее молитвам вся возможна!

516. Каждый из вас имеет при себе Ангела хранителя: потому и читается всякий день канон ему. Опасайтесь, чтобы не отогнать его худыми делами. Святии архистратизи Божии Михаиле и Гаврииле и прочие небесные силы, молите Бога о мне! Святии вси, молите Бога о мне! вот эту молитву можно говорить, и сидя и лежа, и ходя и на послушании.

517. Как нет никаких помыслов, т.-е., когда не допускаешь их, то умилительные молитвы приходят в память сами собою.

518. Начало молитвы состоит в том, чтобы приходящие к нам посторонние мысли, при первой их встрече, отражать умом; средина когда мысль наша в том единственно погружена, что мы читаем; совершенство ее в восхищении всей души нашей к Богу. Не надобно дозволять, чтобы мысль наша скиталась всюду.

519. В расслабление не надобно вдаваться, стоя на молитве; надобно, чтобы и члены в ней участвовали, чтоб и руки чувствовали и плечи чувствовали, так и мысли-то будут покрепче к Богу, и понятие будет получше к тому, что читают. Ведь это-то и есть наука душевная.

520. Когда устами читаем молитву, а ум наш бродит далеко, то, очевидно, не предстоим пред Богом. Ум или дух в нас так скоро перелетает, что в мгновенье можем представить, что мы видели или слыхали; но зачем же нам заниматься пустым?

521. Но с умной молитвой надобно соединять и устную. Враг и самых слов молитвы боится. Один говорил: я не понимаю умом, что читаю. Ты не понимаешь, отвечал старец, да враг-то понимает. Ведь дух наш облечен плотию. Нужно, чтобы тело свое служение приносило Богу, а душа свое! И умом и словом служите Богу.

522. Христос Сын Божий говорит: «непрестанно молитеся» (1 Сол. 5,17). Это не значит, чтобы всегда стоять да класть поклоны, а про себя, или умом, или устами произносить: Господи помилуй, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную. А ежели и стоять, да в рассеянии мыслей, что-нибудь земное созерцая умом труд без пользы, как дерево без плода.

523. Восстав поутру, не принимайте никаких помыслов, а первое сотворите молитву. Без молитвы никуда из кельи вашей не выходите, хотя бы в коридор за водою.

524. Каждый раз, как ударяют часы, надобно делать крестное знамение: Господи, помоги мне исправиться, Господи, подаждь ми помощь в исправлении жизни моей.

525. Занимаетесь ли рукоделием, или ходите, имейте на устах молитву Иисусову: Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешную. Молитвой все освящается. Дело в руках, молитва на устах.

526. Ложась в постель, мы читаем: Владыко Святый! ужели мне одр сей гроб будет? Как во гроб ложимся. Когда уснем, это преддверие смерти.

527. Тогда припомните наставление псалмопевца: «на ложах ваших умилитеся» (Пс. 4, 5), на ложах-то поплачьте о грехах! «Слезами моими постелю мою омочу» (Пс. 6, 1): вот св. Давид и царь был, однакоже плакал, кольми паче мы грешные!

528. Что касается до молитвы, что не можете стяжать чистую молитву и побеждаетесь от суетных помыслов, и не помете преодолеть оных и тою молитвою, которую я велел вам читать: отъими, Господи, от мене весь помысл лукавый, и даждь мысль благу; то еще читайте в вечерних молитвах положенную: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, ради честнейшая Твоея Матере, безплотных Твоих Ангел, и проч.; потом: изми мя от уст пагубнаго змия, зияющего пожрети мя и свести во ад жива; а в утренних молитвах, в молитве: многомилостиве, и всемилостиве Боже мой; потом: сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех, и паки поработаю Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому. Наипаче же поработаю Тебе Господу и Богу моему Иисусу Христу, во вся дни живота моего; а потом: Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами, отжени от мене; и всю до конца. А иногда читай: Отче наш, иже еси на небесех, и проч. Вам известно, что приступающим работать Господеви без искушения пробыть невозможно, по слову апостола Павла: «несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего, духовом злобы поднебесным» (Ефес. 6, 12)

529. Теперь на ваше письмо ответствую. Вы изволите писать, что не можете иметь в себе непрестанной молитвы ко Господу; сие сокровище приобретается долгим временем, но хотя почаще себе напоминайте: А…, ты забылась; хорошо ль ты думаешь, и к чему свои душевные очи обращаешь? Господь здесь, иже везде сый и вся исполняяй; потом скажи себе: не остави мене, Господи Боже ной, ниже отступи от мене; я отвратила мои душевные очи от Тебя; Ты, Создателю мой, не отврати лица Твоего от мене; призри на мя и помилуй мя. Молитвою отревайте прилоги вражьи, неполезные, а паче вредные. Итак, непрестанно говорите: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную; или: Господи помилуй; и другое что от божественного писания напоминайте себе. А паче отечество свое небесное, некончаемое никакими миллионами лет, воображаете, а себя смиряйте в мыслях своих, что хуже всех, как Христос Сын Божий изволил пречистыми Своими устами сказать: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим».

530. Еще пишете, чтоб вместо молитвы употреблять написанное в Добротолюбии Симеона нового Богослова, в 43 статье; сие только должно употреблять, когда нападут какие помыслы, приводящие в отчаяние, пли какое неверие; но и тогда советую молитвы не оставлять, по слову Христа Спасителя нашего: «непрестанно молитеся» (1 Сол. 5. 17). Все святые учат, чтоб ум в молитве упражнялся всегда и не отлучался от памяти Божией.

О добродетелях

9). Не доставит пользы, говаривал он, ни вериги, ни вретища, ни пост, хотя бы кто ел по одному разу в неделю, ни продолжительные бдения и стояния, ни множество поклонов, ни все телесные изнурения; ибо «телесное обучение», по слову Апостола, «вмале есть полезно» (1Тим.4, 8), если нет добродетелей духовных: Надобно иметь между собою нелицемерную любовь, быть в послушании, в терпении со смирением. Железо же, голод и поклоны нас не спасут. Бог ищет мира и любви чистосердечной; ибо «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал.5, 22).

16). Вера, надежда, любовь—три Евангельские добродетели: вера покуда живем, верим, но не видим, а когда увидим, прейдет, как и надежда, коею в жизни нашей подкрепля­емся, любовь же умножаться будет в век. Когда узрим Бога, якоже есть, тогда совершенная любовь будет! К этому надобно приуготовиться в здешней жизни, чтоб очис­тить душу от всех мнимых мыслей и чувств, препятствующих возрастанию в нас Божественной любви.—Сподоби мя, Господи, любити Тя от всея души моея и помышления, и творити во всем волю Твою!—На что мы ни посмотрим,—все есть творение Божие, даже и то, что сделано руками человеческими. Ум человеку дан от Бога, а без ума ничего не сделаешь. Много на нас милости Божьей, неизреченно Его милосердие! Се удаляющии себе от Тебе погибнут…. мне же прилепляться Богови моему благо есть (Псал.72, 27. 28).

88). Усердие ваше быть в Горицком монастыре похваль­ное, по слову Святого Давида: «Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия» (Псал.83, 11).

103. Господь всех зовет ко спасению, обещания ради будущих благ, не исключая никого, но с тем условием, чтоб, оставив свою волю, исполнять Его святейшие заповеди, как изволил сказать: «всяк убо, иже слышит словеса Моя и творит я, уподоблю ею мужу мудру, иже созда храмину свою на камени: и сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветры, и нападоша на храмину ту, и не падеся: основана бо бе на камени» (Матф. 7, 24. 25). Камень же сей есть Христос (1 Петр. 2, 6. 7). Он изволил заповедать мир иметь между собою, любовь даже и ко врагам, и во время молитвы отпущать обиды, по слову Его святому: «егда стоите молящеся, отпущайте, аще что имате на кого: да и Отец ваш иже есть на небесех, отпустит вам согрешения ваша: аще ли же вы не отпущаете, ни Отец ваш, иже есть на небесех, отпустит вам согрешений ваших «(Мар. 11, 25. 26). Притом заповедал, говоря: «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лук. 21, 19), смирение, о котором изволил сказать: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим». И прочие святейшие Его повеления если исполним, получим те блага, яже уготовал Он любящим Его.

104. Поздравляю вас, и с сестрами вашими, с настоящим праздником Воскресения Иисуса Христа. Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благословен Бог Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивый нас всяким благословением духовным в небесных о Христе, якоже избра нас в Нем прежде сложения мира быти нам святым и непорочным пред Ним в любви (Ефес. 1, 2. 3. 4). Вот вам я предлагаю Апостольское слово, что вы избраны Богом и должны пребывать в любви к Нему, а между собою в любви взаимной непорочной, бесстрастной и святой. Сам Господь изволил сказать ученикам Своим: «мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не якоже мир, Аз даю вам» (Иоан. 14, 27). Итак должно нам сию небесную добродетель исполнять с усердием, подражая Небесным жителям и просить Его Божественную благость, чтобы Он сохранил нас от раздоров, ненависти, зависти, вражды и злобы, а утвердил в мире, тишине и спокойствии в смирении, терпении, в любви между собою. От сего зависит любовь к Богу; и за сии добродетели Он призрит на нас Своим отеческим милосердием и не оставит нас как в здешней, так паче в будущей жизни. Итак должно благодарить Господа нашего Иисуса Христа, нас ради сшедшего с небес, чтобы нас возвести от земли в небесные кровы; и пока в здешней жизни, последовать Его примерной жизни и учению, и получить те блага, которые уготовал Он любящим Его. А как последовать житию и учению Его? Его же беспредельную благость просить должно, чтобы Он научил и вразумил, по Его же Святому слову: «без Мене не можете творити ничесоже» (Иоан. 15, 5), «просите, и дастся вам» (Матф. 7, 7). Сим Его святым словом и заканчиваю.

105. Письмо Вашего Превосходительства от игуменьи я получил, в котором изволили объяснить всю сущность сердца вашего. «Блажени люди, имже есть Господь Бог их». Когда небесные Ангелы, служители Господа Вседержителя, радуются о едином грешнике кающемся, кольми паче о тех, которые предают себя в служение Богу! таковые причитаются к лику бесплотных сил. В здешней жизни, весь труд в том только и состоит, чтобы преодолеть стремления плоти и духа, влекущих в сети смертные, и исполнить волю Божию, «Иже хощет всем спастися и преселиться в Царствие небесное»; воля же Божия в том состоит: в терпении, в скорбных приражениях, в смиренной мудрости, в послушании неропотном, в чистоте душевной и телесной, в любви к Богу паче всякого создания и в любви к любящим и ко оскорбляющим, ради воздаяния, яже обеща Бог; «блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще, Мене ради, радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех». Беречь мысли надобно, чтобы не воображали ничего временного по пристрастию, а паче устремлять к Богу, свету присносущному. Но как мы сами собою ни одной добродетели ни начать, ни продолжать, ни окончить не можем, то просить должно Его благость и милосердое о нашей жизни и спасении попечение: Господи! даждь ми смирение, даждь ми терпение, Господи, даждь ми послушание, Господи, даждь ми кротость, и тогда; Господь Бог, видя вашу искреннюю к Нему любовь, исполнит во благих желание ваше; а я с моей стороны посылаю вам благословение Божие к начинанию шествовать в путь Божий, к горнему Иерусалиму, к селению святых!

106. Привыкли вы много говорить? но если бы полезное говорили, получили бы себе за сие награду, по слову самого Бога: «изводяй честное от недостойного яко уста Моя будут»; а за всякое слово праздное должно ответ отдавать в день судный. Осуждать не велит Христос Сын Божий; «не осуждайте, да не осуждени будете» Гордиться не должно: «гордым Бог противится, а смиренным дает благодать». Тщеславиться не надобно, а приписывать все, что имеем, славе Божией: «не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу». Не надобно сердиться: «да не зайдет солнце во гневе, вашем», мстить не надобно: «Мне, отмщение, Аз воздам», а Христос Сын Божий говорит: «любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас». Во время противоречия, лучше ничего не отвечать: «онемех и смирихся и умолчах», но слову святого Давида. Противу забвения: «забвенна быв, яко мертва, бых яко сосуд пагублен»; а о воздержании должно вспоминать слова Святого Апостола Павла: «пища и питие не поставят нас пред Богом, невоздержание Адама изгна из рая». Ежели что захочется покушать, возьмите благословение от Матери игуменьи и не сомневайтесь в разрешении. Не смущайтесь, будьте всегда веселы; радуйтесь о Господе, а когда Бог пошлет вам умиление, поплачьте о своих грехах, и так припадите в Нему, что Он до сего времени сохраняет вас, продолжил жизнь и здравие, излейте пред Ним сердце ваше. Не скорбите, что еще не устроили свою душевную храмину, не украсили ее хорошими делами, а просите Господа. Мы сами собою ничего доброго сделать не можем, а должно Его просить помощи: «аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии». И так, мало по малу, можете успевать в духовном делании.

107. Сон О А. О…а видел большую книгу открытую, в которой прекрасными литерами были написаны сии слова: «Небесные слова должно на своем собственном пергаменте изображать; адские слова изглаждать из сердца: они самый ад; земле дана грамота на владение всего и всех с отчетом. Рассуждение есть самая первая добродетель».

108. Вера, надежда, любовь, три добродетели великие; Вера, покуда мы живем теперь, верим, но не видим; вера прейдет, когда получим; надежды уже там не будет, а любовь умножаться будет.

109. Иисус Христос посылал святых Апостолов на проповедь, обращать к Господу Богу, проповедовать всем царствие Божие; и чем же они побеждали? Кротостью, терпением, увещанием. Он не велел брать ничего на дорогу, только благодать Его была с ними; не войною, не не силою, не деньгами, а только смирением и терпением все преодолели.

110. В Саровской пустыни один послушник был из московских купцов, 18-лет вошел в монастырь и всех удивил своею жизнью, своею кротостию и смирением и скончался 20-ти лет.

111. «Какое множество праведных, где они обитают?» Спаситель сказал: «в дому Отца моего, обители многи суть».

112. Бог от нас требует немного: любви да смирения. Ежели любви не будет, и спасения не будет; ежели терпения не будет, и спасения не будет.

113. В мирской жизни, там украшаются каменьями, жемчугом; а Бог этого не требует, требует, чтобы украшали душу смирением, терпением, послушанием: это лучше всех украшений.

114. Нужно, чтобы люди пользовались, видя ваше благоговение: чрез это Господь Бог и вам подаст милость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: