Меры времени в зодиаке 1 страница

Зодиак символизирует и время, и пространство. Время — это продолжительность последовательности событий, происходящих циклически. Явление времени существует на арене пространства, а пространство относительно любой точки проявления — это шар. Аспект времени, взятый отдельно и изучаемый в его отношении к знакам зодиака, открывает пропорции или меры, которые вносят свой вклад как в единство "солнечной колесницы" мудрости Вед и Пуран, так и в масонский храм Соломона.

Время, которое занимает один оборот Земли вокруг Солнца, называется солнечным годом. Его нельзя выразить ни в круглых цифрах, ни даже в мельчайших десятичных дробях. Все вычисления, касающиеся дня, солнечного года и планетных обращений, получают своё закругление и выражаются в круглых цифрах только ко времени великого растворения (пралайи). Всё, что мы можем получить при измерениях времени — это лишь приблизительные цифры, и этого для наших целей достаточно. Все эти вычисления ведутся мудрецами от точки на экваторе. Периоды от восхода до заката и от заката до восхода равны в день равноденствия только для экваториального наблюдателя. После весеннего равноденствия долгота дня постепенно увеличивается, а ночь соответственно сокращается со скоростью 24 минуты в месяц. То есть, когда Солнце пересекает годовой меридиан (вступает в нуль Овна), день и ночь равны. Когда Солнце входит в Тельца, день удлиняется ещё на 24 минуты, а ночь на столько же сокращается. Когда оно входит в Близнецы, долгота дня прибавляется ещё на 24 минуты, а затем Солнце, опять удлиняя день на 24 минуты, вступает в Рак, — это и есть летнее солнцестояние, которое отмечает западный горизонт года, или обитель Варуны. Отсюда день начинает уменьшаться. Дуга в 90 градусов, идущая от начала Овна до начала Рака даёт удлинение дня на 72 минуты, а 90 градусов дуги от начала Рака до начала Весов сокращают день на столько же, и мы достигаем дня осеннего равноденствия, когда Солнце пересекает надир дня богов. Аналогично, 90 градусов от Весов до Козерога увеличат ночь на 72 минуты, а от Козерога до Овна на столько же уменьшат её. Конечно же, эти числа, как ранее уже говорилось — просто приближения. При принятии должной физической позы, умственного настроя и равновесия дыхания глубокое знание этих вычислений будет способствовать расширению души и раскрытию духовного сознания.

Это число, 24, показывающее количество минут, очень значимо. Как всем известно, это и количество часов в солнечном дне. Двадцатичетырёхминутный период в течение дня (получающаяся доля зависит от времени года), используемый оккультистом в практике пранаямы, имеет заметное значение в его эволюции. Число 72 или период в 72 минуты также имеют очень важное значение, ведь прецессия равноденствий проходит один градус зодиака примерно за 72 года. Кажущееся обращение Юпитера вокруг земного зодиака занимает 12 солнечных лет, а шесть таких оборотов продлятся более 72 лет. Шесть серий по 72 года дадут 36 обращений Юпитера по видимому зодиаку и 3 градуса хода прецессии равноденствий. Этот период в 432 года образует основу для вычисления великих циклов юг и махаюг.

У мудрецов прошлого было два типа делений солнечного дня. Они были сделаны по закону соответствий. Деления эти следующие:

1. День делился по формуле 1 ´ 24 ´ 60x. Один день делился на 24 часа по образцу лунного года, содержащего 24 периода роста и убывания Луны. Каждый час делился на 60 минут, каждая минута — на 60 секунд и так далее.

2. Второе деление производилось по формуле 1 ´ 60x. Один солнечный день делился на 60 гхати, а каждая гхати — на 60 вигхати и так далее.

Первое из двух делений основано на циклах Юпитера и Сатурна для нашей Земли. Фактически, число месяцев в году и знаков зодиака основаны на двенадцатилетнем цикле Юпитера. Будучи удвоено, это число означает количество часов в дне и циклов роста и убывания Луны в году. Второй метод деления основан всецело на тридцатилетнем цикле Сатурна. Потому день и делится на 60 гхати, час — на 60 минут, и так далее. Здесь мы видим влияние планетных циклов на зодиак. Период в 60 лет образует другой цикл, используемый для особых целей в ведических и пуранических вычислениях времени. Этот период подразделяется на 12 частей по 5 лет. Каждый такой пятилетний цикл именуется югой, однако в ином смысле.

Очень важно то, что периоды прохождения различных планет по земному зодиаку следуют соответствиям. Например, транзитному Солнцу, чтобы пройти знак, требуется 30 дней, Луне требуется 30 дней для полного цикла, а Сатурну, чтобы сделать тот же круг, требуется 30 лет. Лунные дни соответствуют годам Сатурна. Вот отсюда и происходит метод прогрессии планет для чтения гороскопа. Семена кармы, быстро посеянные за одну жизнь на тонких планах, медленно пожинаются на более грубых планах за б`ольшие периоды времени. За каждым типом вычислений стоит множество скрытых принципов. Каждый период в зодиаке постоянно меняется, но сами эти изменения тоже периодичны. Изменения и разнообразие видятся на поверхности явлений, соответствия же и единство находятся в основании, образуя каркас. Истинный оккультист постепенно прорабатывает соответствия, открывает соотношения, ощущает единство, превосходит различия и обретает господство. Это включает путь освобождения от ограничений зодиака, планет и солнечной системы. На космическом уровне он получает помощь Иерархии с её семью ашрамами, а за её пределами ученик достигает Шамбалы, где ему всегда обеспечена помощь Санаткумары и Майтреи для конечного превосходства.

Эти различные представления о мудрости зодиака совершенно необходимы, прежде чем можно будет стремиться к изучению символизма каждого из двенадцати знаков.

Для всех духовных целей Овен помещается на меридиане дня богов — днём богов называется солнечный год. Согласно мудрости Вед и Пуран, Весы помещаются в полночи богов, а Козерог и Рак отмечают их восход и закат. Для того, кто находится на экваторе в полдень дня весенного равноденствия, Овен и Весы отмечают два конца вертикали (линии отвеса), а Козерог и Рак составляют его горизонтальную земную плоскость (уровень). Эти две линии образуют в человеке крест. Четыре точки вокруг него — это его собственные магнетические центры посвящения, и через эти центры элементалы огня, воздуха, земли и воды дадут ему требуемые посвящения различных степеней. Представления человека, постоянно расширяющиеся через посвящения, образуют врата. Меридиан (зенит) и надир также отмечают вертикальную линию. Это и есть та ось посвящения, что символизируется брахмарандрой вертикального существа (человека). Часы его дня расположены по этой оси как сроки его осознания и раскрытия (часы труда и отдыха).

 

Раздел II

 

ОВЕН

Этот знак отмечает начало зодиака согласно многим системам астрологии. Символ этого знака — голова барана. Баран означает силу, мощь и прямой натиск. На низших планах сознания этот знак означает неуправляемую силу. Основные черты этого знака — лидерство, стойкость, доблесть и преодоление препятствий. На всех уровнях эволюции он отмечает высвобождение огромной силы, склонной ради высшей цели разрушить ту сторону существования, что относится к форме. Потому этот знак отмечает расширение, деятельность и путь посвящения. На материальном плане он даёт первое движение к разрушению старых форм и готовность к лучшему, продвинутому состоянию. Потому он означает войны, разрушение и беспорядки через политические и общественные события. К нему принадлежит иконоборство во всех областях. По этой причине в мирских делах он считается воинственным и весьма опасным знаком. Эта точка зрения основана на обыденном и чувственном уровнях понимания, и потому это не вполне совершенная интерпретация этого знака.

Взрыв атома и высвобождение его огромной энергии, используемое для различных целей, происходит под влиянием Овна. В практике оккультизма медитация на этом знаке с должным его положением в физическом теле вызывает расщепление атомов физических тканей, и высвобождаемая таким образом сила может использоваться для высших целей пополнения тонких принципов.

Знак Овна расположен в голове человека. Человек — существо вертикальное, прямоходящее, и потому голова отмечает его высшую точку, или зенит. Это будет понятно лучше, если мы обратим внимание на то, что этот знак образует зенит года богов. На самом деле это знак посвящения, в то время как астрологи говорят, что это знак экзальтации Солнца. Солнечный принцип в человеке — это принцип освобождения, и у йога он расположен в головном центре. Этот центр называется сахасрара и содержит потенциальные силы всех других чакр, находящихся на Брахма данде. Сказано, что Овен содержит все принципы двенадцати знаков (шесть пар знаков, означающие шесть чакр). По этой причине закон соответствий позволяет нам узнать, что десятый дом гороскопа, представляющий зенит — это точка озарения, охватывающая функции двенадцати домов.

Оккультный символ этого знака — агнец и крест. Бог, как отец (года) играет роль пастыря или Спасителя человечества. Главные врата храмов некоторых тайных ритуалистических орденов украшены этим знаком агнца и креста. Крест — это указание на Солнце, пересекающее экватор, и это пересечение в направлении с юга на север (весеннее равноденствие). В теле оккультиста крест указывает на подъём его сил из нижних областей в верхние. Кольцо пространства над экватором означает бесконечный цикл времени. Пересечение его Солнцем в некоторой точке означает разрезание круга или отметку начала этого бесконечного цикла. Весь год образуется жертвой бога как времени, и этот первый знак — головной центр (сахасрара) бога года. Мистическое высказывание,* описывающее жертву Пуруши, гласит, что Пуруша — это "сахасра ширша". В переводе это значит "тысячелепестковый", принимающий форму тысячеголового змея (времени) с его вечно разворачивающимися кольцами. Сказано, что этот змей вечности (Ананта) несёт бремя земли (то есть ту сторону проявления, которая относится к форме). Внутренний смысл, однако, в том, что сахасра служит Пуруше в качестве ширши (головы). Мистическое высказывание начинается с мантры сахасра, поскольку у бога года первый знак — в сахасраре, тысячелепестковом лотосе или центре с тясячью лучами.

__________
* Пурушасукта.

Бог циклов времени именуется Праджапати (патриарх), а бог года — Праджапати Дакша, или дееспособный патриарх. Голова его отрезается в жертву и заменяется головой барана. Посвящение ученика в сознание головного центра кладёт конец человеческому сознанию в нём и начало — божественному сознанию. Это и называется "отрубанием головы". Потому в году это отмечает и конец, и начало.

Слово криттика означает "ножницы". Равноденствие — это те ножницы, что разрезают круг, чтобы у него были начало и конец. С помощью этого читателю будет легко понять, почему знак Овна — это символ великого посвящения, которое соединяет ученика с Шамбалой. В физическом теле ученика Шамбала расположена в головном центре и непосредственно связана с господом Санаткумарой, пребывающим в великом центре нашей Земли, именуемом Шамбалой. Пророчества Пуран убеждают, что кали-юге придёт конец с пришествием мирового учителя, Калки аватара (всадника или человека с телом лошади), который придёт из места, называемого Шамбала. Это показывает, что у кали-юги, как и у солнечного года, начало и конец находятся в знаке Овна. Владыка этого знака на планетарном уровне — Марс, а на космическом — Кумара. Вот почему Пураны называют Марс в Овне именем Кумара, который также именуется Господом Субрахманья.

Внутреннее содержание головы образует местопребывание не только для ума, но также и для буддхи. По этой причине для человека на духовном пути управителем Овна является Меркурий.* Голова содержит шишковидную железу и гипофиз. Они образуют соответствие селению Шамбала, где путь к владыке мостится, как высший мост между этими двумя центрами. Мост этот называется местом рождения Индры, Индра йони. Возведение этого моста задействует и два других знака — Тельца и Рыб. В этом процессе сотрудничают Плеяды и звёзды созвездия Рыбы. На этой стадии в ученике работает Иерархия. Когда ученик достигает этого уровня космического сознания, он с ней един. Потому управителем знака Овна для него становится Уран. Чтобы подытожить весь процесс трансформации, явления можно перечислить следующим образом:

__________
* Меркурий на санскрите называется Будха — прим. пер.

1. Для человека на уровне индивидуализации или личности управителем этого знака является Марс.

2. Для ученика, находящегося на планетарном или солнечном уровне, владыкой Овна является Меркурий.

3. Для Иерархии, Шамбалы и их учеников, живущих на космическом плане, управитель — Уран.

Круг эклиптики геометрически является окружностью, а нумерологически — нулём. Начало и конец круга есть начало и конец нуля. Потому числовое значение Овна — 9. Это число, заканчивающее единичные числа, и дающее начало 1 после завершения 0. (У каждого знака зодиака есть своё число, действующее для совершенных адептов, рождённых под этим знаком. Эти числа знаков — скорее космические, чем планетарные. В каждом индивидууме содержится смесь очень многих планетных и зодиакальных принципов. Зодиакальные числа помогают изучающему оккультизм в его медитативных целях. Число — это потенциальная сила, цвет — это вибрация, а образ — выражение. Они существуют как силы внутренней природы человека).

Цвет этого знака — красный, а его ткань — кровь. Теплота крови, образующая движущую силу жизненного тела, имеет отношение к этому огненному знаку. Главное содержание крови составляет гемоглобин, и химия железа в работе природы также управляется этим знаком. Минеральные атомы, вступающие на стадию железа, получают через этот знак своё избавление. Сознание этого знака действует как элементал, управляющий железными рудами. Когда люди, вооружившись наукой, извлекают железо из руды и придают ему форму разнообразных инструментов, орудий, машин, мостов и сооружений, они тренируют атомы железа, чтобы те могли пройти в минеральном царстве ускоренную эволюцию. Тесная связь этого металла с человеком как обработчиком металлов стимулирует атомы минерального царства к высшему развитию. На мирском уровне вся эта деятельность производится под надзором элементала знака Овна. Активность Овна отмечается периодами войн и ускоренного развития науки.

На бровях и носе можно медитировать как на глифе Овна. Это придаёт стимуляцию скрытым уровням сознания в низшем головном центре (двенадцатилепестковом лотосе). Этот глиф также означает вертикальную природу человека. Это знак Брахма данды, или позвоночного столба, идущего от центра основания до межбровного центра. В египетской "Книге мёртвых" это символизируется двуногой змеёй (человек как посвящённый) с рогами барана и двумя мистическими глазами Аммона. Эти рога — пути света от бога к человеку, то есть солнечный и лунный пути, представленные идой и пингалой в жизненном и эфирном телах, а также правым и левым блуждающими нервами с каждой стороны позвоночника. Законодатель Моисей, прямой ученик огненного бога (неопалимой купины),* был изображён с двумя белыми рогами на голове, что символизирует восход света закона в человеке через головной центр. В некоторых еврейских версиях Пятикнижия Моисей описан, как имеющий два рога посвящения. Слово, используемое в тексте для обозначения рога — "керн", и было бы лучше понимать это не как рог, а как луч света, поскольку оно связано с арийским термином кирана, луч света.

__________
* Или попросту горящего куста (см. Исх. 3:2) — прим. пер.

Термины Aries (Овен) и арья взаимосвязаны, и изучающим астрологический символизм известно, что арийские расы получали свои посвящения через символ Овна (Брахма данда). Цивилизация ариев была в своём зените, когда равноденствия проходили через созвездие Овна. Библейское имя Аарон (который был старшим братом Моисея) — это скорее название, чем имя собственное. Жезл Аарона — это жезл посвящения. Аарон был высшим жрецом левитов и совершал с помощью этого жезла левитские ритуалы. Моисей с помощью этого жезла также совершал во имя Господа великие чудеса в Египте. Это огненный бог горы Синай дал этот жезл Моисею. Будучи брошен на землю, этот жезл превращается в змею, а будучи поднят вертикально, опять становится жезлом. Эта мистерия объясняет соотношение между змеиным огнём (кундалини) и жезлом Закона (Брахма данда). Змея — символ подкрадывающегося времени, а также мудрости, скрытой в человеке. Когда имеет место падение, это змея, но когда человек поднимается в высшие принципы, это уже жезл, на верхушке которого орёл. В глифе Овна сверху имеются две расходящиеся линии. Это змеиные языки в низшем человеке и орлиные крылья в человеке высшем. Мистерия орла, побеждающего змею, аллегорически передана в Пуранах в истории Гаруды (владыки величайшего цикла). Она скрыта в знаках Овен-Весы и Телец-Скорпион. После победы над змеями Гаруда приносит эликсир жизни. В мистериях Вед и Пуран в изобилии имеются истории о змеях. Высший мост, который выстраивает йог между Тельцом и Рыбами через принципы Овна, называется местом рождения Индры. Его враг — змей Вритра. Индра убивает змея и помещает его тело на погребальный огонь "среди единиц времени", как среди брёвен, и этот огонь вечно непостоянен (это движущиеся силы) и не имеет обители (постоянного облика).

Три знака Овен, Телец и Близнецы — это йогические инструменты головы, действующие вплоть до горлового центра включительно. Они вызывают перестройку жизненного тела ученика через упорядочение его дыхания, ума и буддхи. Медитация на мантре "Сохам", мудро распространённой в трёх центрах (вишуддхи, аджне и сахасраре) производит перестройку жизненного тела через дыхание. При этом С и Х образуют мантры вдыхания и выдыхания, а О между ними образует язык жизненного тела, который вытягивается дыханием наружу. В Овне голова отрезается, а в Близнецах перерезается горло. Мантра для Овна — Х, для Тельца — Р, а для Близнецов — С. Потому начало зодиака называется сахасра (головной центр). Мистическая фраза о пожертвовании Пуруши начинается с этой мантры, "сахасра". По некоторым тайным причинам звук "са" называется здесь мужским, а "ха" женским. Поэтому фраза, касающаяся Пуруши, начинается с С, а другая, посвящённая богине (Матери Мира) начинается с Х. Эти звуки, должным образом сочетаемые и произносимые жизненным, ментальным и буддхическим языками (а не физическим языком и голосовыми связками) дают изречение человека и ученика как слова, или логоса. Тремя великими центрами Шамбалы так производится великий ритуал, поднимающий человека на космический уровень существования. Отныне низшие принципы ученика "отдаются на милость ястребам" (то есть элементалам различных царств, занятым в процессе сублимации или алхимии).

Путь планет от Овна до Тельца — это путь земли или материалистический путь, а путь равноденствий от Овна к Рыбам — это путь воды или путь души. В Овне человек стоит между двумя этими путями. Согласно символизму мудрых писаний древнего Китая, он стоит на полосе земли между горой и озером (значение этого хорошо описано в великом символическом писании китайцев, именуемом И-цзин или Книгой Перемен).

Овен — это первый из трёх огненных знаков. Знаки огненной триады называются тремя великими огнями ритуала, третаагни. В космическом огне они существуют как электрический огонь (видьют), солнечный огонь (джотхи) и огонь трения, или земной огонь (павака). Ритуал всего творения называют великим днём с тремя огнями. Звёздная пыль исходит как струя огня, известная под именем великого змея Ананты, принимающего облик великого созвездия Дракона (это космическая кундалини). Прежде чем распределиться в звёзды или солнечные системы, звёздная пыль формируется в три великих центра в шаре пространства. Вся эта история содержится в трёх знаках — Овне, Льве и Стрельце.

Глиф Овна описывают и как две прорастающие травинки. Этим знаком управляются все травы Земли, поскольку это однолетние травы. Подобно знаку Овна, в цикле своего урожая они отмечают годовой цикл. Все злаки, которые в растительном царстве дают нам основную пищу, в основном однолетние. Пшеничные поля дают урожай один или два раза в год. Вся их жизнь умещается в один годовой цикл и настроена соответственно временам года. Принося свой урожай, они играют роль умирающего, и потому в годовом цикле символизируют посев и жатву кармы. Человек, принимая растительную пищу, способствует подъёму растительных атомов в их эволюции. Этот знак, отмечающий конец растения ради появления плода, определённо символизирует важную периодичность в ходе кармы. Потому он представляется также в виде травянистого растения, растущего у потока воды (вода здесь Рыбы, а растение — Овен).

Когда окружности двух кругов одинакового радиуса приходят в соприкосновение, проявляется глиф головы Овна. На пути от Овна к Тельцу это отмечает предметное проявление, а на пути от Овна к Рыбам это отмечает слияние двух объектных ветвей сознания в одну линию (точку соприкосновения), которая и есть субъектность.

 

ТЕЛЕЦ

Это второй знак зодиака и первый фиксированный знак. Он принадлежит к триаде земли и потому представляет ту сторону вещей, что относится к форме. Слово божье достигает земли (то есть обретает форму или материальное существование) именно через этот знак. Формовая сторона слова Бога — это материальная вселенная или объектность, и называется четвёртым состоянием этого слова.* "Три четверти скрыты на планах бессмертия, а эта видимая нами вселенная образует четвёртую четверть" — говорит древняя станца (Пурушасукта). "Три состояния слова находятся в пещере (в непроявленности), а люди изрекают четвёртую фазу слова" — так говорится в другом месте Риг Веды. Знак Тельца представляет это четвёртое состояние слова и всё великолепие вселенной в аспекте формы.

__________
* Вайкхари-вак. Подробнее об этом см. Субба Роу, "Философия Бхагавад-гиты". Здесь имеется в виду предметный, или вещественный аспект — прим. пер.

Формы в этой вселенной стремятся к совершенству через красоту. Красота — это скрытая часть всего. Она скрыта в форме и открывается через анатомию формы, но никогда не существует в анатомии. Геометрия творения — вместилище красоты, но она не может держать красоту в заточении в какой-либо части формы. Через форму, а не в форме находим мы красоту. Красота — это божественный аспект формы. Этот аспект и управляется Тельцом у тех, кто живёт для искусства и старается открыть священную миссию искусства в этой вселенной. В этом и скрытое значение того, что асцендент Господа Кришны находится в Тельце. Цвет этого знака — голубой, тогда как цвет Овна — красный. Эта истина скрыта в том факте, что цвет воплощения Господа в виде Кришны — голубой. Это даёт очень мощный ключ к оккультной медитации, когда ученик обучается своим гуру медитировать на аджня-чакре. Цвет ясного дневного неба — верный цвет для медитации оккультиста, когда он находится между горловым центром и аджней. Переход ученика от Близнецов к Тельцу отмечает постройку вторичного моста (манас — буддхи) от конечного назначения голосовых связок в голосе до конечного назначения голоса в пране. Начальная точка моста — жёлтая (золотая), а высшая точка — голубая. Когда ученик закроет глаза и попытается внутренне увидеть через третий глаз изречением священного слова, он попадёт в ту точку, где звук его голоса погрузится в звук его праны (дыхания). Затем его прана погрузится в его ум, и это приведёт его к буддхическому плану. Весь этот путь, в случае успеха, даёт переживание великолепного жёлто-золотого цвета. Когда же он затухает, переходя в глубокий небесно-голубой, это знак того, что ученик завершил постройку этого моста. Это также стимулирует рождение третьего глаза. Этот опыт символически дан в аллегории Господа Кришны, играющего на флейте и очаровывающего своих собратьев на равнине Вриндавана. У флейты — семь отверстий, которые модулируют семь музыкальных гамм. Подобно этому и на позвоночном столбе имеются семь чувствительных точек (шесть чакр и головной центр). Область между горловым центром и местом рождения Индры (эта точка находится чуть выше аджни и ниже малого головного центра) содержит все семь основных центров, которым соответствуют семь центров вдоль позвоночника. Выше шеи (а эта часть тела управляется Тельцом) имеются и семь других центров, которые на солнечно-космическом уровне (второго моста) находятся в прямом соответствии и соотношении с семью звёздами Плеяд. Гуру устанавливает прямую связь между этими центрами ученика и соответствующими звёздами — она устанавливается через Шамбалу и Иерахию семи Учителей с их ашрамами. Плеяды питают ученика духовной пищей, которая выделяется через железы, находящиеся в этой области. У обычного человека эти железы (шишковидная, гипофиз и пр.) не служат никакой определённой цели, и причиной этому отсутствие связи между ними. На ранних стадиях связь осуществляется мышлением, отношением и поведением ученика, и пока он прочно не овладеет высшей частью своей личности, сдвигов в этом процессе не будет. А поскольку связь эта находится не на физическом, эфирном или астральном планах, а начинается с материи ментального плана, ученик тут ничего не может сделать без помощи своего гуру. Но он не может вызвать благословение гуру, пока не станет практиковать личную добродетель и полностью отдаст себя и своё "я" служению. Упомянутые железы находятся в бездействии подобно двум угольным стержням в дуговой лампе, и соединяющая их дуга соединит их лишь тогда, когда они подходяще заряжены.

Когда же в результате постоянного процесса повышения годности ученика эта связь установится, Плеяды начинают действовать как принципы, изливая на него дождём духовную пищу. Весьма подходяще они названы семью матерями кумары, новорождённого и вечного ребёнка. Ученик становится кумарой лишь после второго (духовного) рождения. Плеяды также считаются жёнами семи великих риши (это созвездие Большой Медведицы). Они устанавливают связь между звёздами Большой Медведицы и семью центрами выше шеи ученика.

Превращение золотисто-жёлтого в небесно-голубой через зелёный (цвет Близнецов или вишуддхи-чакры) производит последовательность сочетаний, анализ которых пока что невозможен на нынешней стадии эволюции человека. Их можно пережить и прочувствовать их эффект, представив сочетания цветов на шее и хвосте павлина. Интересно, что проводником (средством выражения) Кумары (Субрахманьи) был павлин. Телец управляет павлином, а также коровой и быком. На одной из стадий своей жизни Господь Кришна изображается среди стада коров и быков, и непременно в качестве украшения имеет павлинье перо! Телец представляет Спасителя как пасущего коров, а Овен — как пасущего овец. Соотнесите это с тем фактом, что равноденствия прошли Плеяды именно тогда, когда Господь пришёл на землю как Шри Кришна. Это было время конца двапара-юги и начала кали-юги.

Общеизвестно, что в природе павлины и змеи — естественные враги, и в этой взаимной вражде последние бывают пожираемы.* В этом простом явлении есть скрытая истина — уровни Тельца разрушают нижние уровни Скорпиона лишь на некоторых стадиях, что подразумевается "дружеским" их сосуществованием в присутствии кумары. Интересно, что змея также образует ожерелье Господа Шивы, отца кумары. Ученик может установить дружбу между змеёй и павлином. В духовном символизме змеи бывают двух категорий — это ползущие и разворачивающиеся змеи. Змеи первого типа называются сарпа и обозначают отдельное существование человека во вселенной (Васуки). Змеи второго типа называются нага и представляют мудрость вечности (Ананта). "Я Васуки среди сарп и Ананта середи нагов" говорит Господь в Бхагавад Гите.** Змея состояния сарпа поднимается в состояние нага. Эта высшая змея и является другом павлина кумары.

__________
* А змеи, в свою очередь, поедают яйца павлинов — прим. пер.
** X.28-29.

Голос человека представляет четвёртую стадию его изречения. Потому Телец управляет голосом, точно так же, как Близнецы — голосовыми связками. Слышимый голос исходит от вибраций голосовых связок. Эта вибрация производит дрожь, которая заставляет огонь слова проявиться. Эта дрожь представлена звуком "Р". Прежде чем голос становится обусловлен звуками, словами и предложениями, по сути своей он является этим колебанием, "Р", которое является источником звукового языка предметного человека. Фактически, это семя звука, которое оплодотворяет непроявленную мысль, превращая в выраженное слово. Потому оно называется Ришабха, великий бык Вед. Во вселенной оно представляет первичную материю (Мулапракрити), образующую основу всех последующих эманаций. Это "гхи вселенской жертвы" и "весна" всего цикла проявления этой вселенной. "Весна — это гхи в жертве Пуруши", — говорит Пурушасукта. Ежегодное прохождение транзитного солнца через Тельца отмечает середину весны.

Солнце в Тельце называется оплодотворяющим быком и представляет передачу слова. Луна в Тельце называется коровой и представляет то, что оплодотворяется. Слово двояко — это и концепция, и язык. Язык — женский по природе, а содержание, которое он несёт, по природе мужское. Их союз — мудрость как творение. Это символизируется Меркурием как телёнком в Тельце. Так мы обнаруживаем, что у Слова в его четырёх стадиях выражения есть три фазы.

Язык и звук как проводники слова образно представляются двумя крыльями Великого Лебедя (это две мантры "хам" и "со", проявляющиеся в Раке как дыхание). Явление слова, путешествующее в пространстве посредством звука (от говорящего к слушателю), называется Сарасвати. Лебедь — проводник выражения Сарасвати. Слово выходит из субъективности изрекающего, который играет здесь роль Брахмы (четвероликого Брахмы мужского рода, который отличен от Брахмана среднего рода). Этот Брахма — творец и "отец" Сарасвати. Как концепция, он следует за нею, то есть за голосом и языком, и таким образом отец и дочь соединяются в супружестве как муж и жена! Все эти мистерии скрыты в знаке Тельца и открываются тому ученику, который пребывает в своих вишуддхи и аджня центрах. Приложив эти мистерии к космической деятельности, ученик с помощью закона соответствий открывает тайны творения на высших планах. Истинный ученик уровней Близнецов и Тельца производит акт творения через своё слово и звук. Ученик же, обитающий в Тельце-Рыбах творит молчанием. Первый находится среди строителей высших вселенных, в то время как второй — среди мастеров-строителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: