При выборе игры, распределении При выборе игры, распределении ролей, Дети не умеют сами договари-
ролей, пользовании игровым матерка- пользовании игровым материалом дети ваться о выборе игры, распрс-
лом дети проявляют дружелюбие, вни- не всегда считаются с интересами других делении ролей, не могут само
мание к интересам других желающих играющих, иногда затрудняются в раз- стоятельно развернуть игру,
(их желаниям выполнять привлекаю- вертывании игры, не всегда действуют действовать согласованно. Не
щие роли и т.п.). Дети умеют развер- согласованно, нарушают правила игры, считаются с интересами дру-
нугь содержательную игру. Вьтолняя Разногласия в игре пытаются иногда ре- гих, с их желанием участвовать
общий замысел, действуют увлеченно, шить сами. Помошь воспитателя, как в игре, выполнять ту или иную
согласованно подчиняясь правилам, правило, необходима. роль. Дети нарушают правила,
принятым в игре. Самостоятельно раз- ссорятся, жалуются юспита-
решают возникающие вопросы и раз- телю.
ногласия в игре, соблюдая нормы това
рищеского поведения.
Продуктивная деятельность
Подготовка к исследованию, приготовить бумагу, ножницы, клей, кисти, клеенку, тряпочки. Выбрать тему для аппликации в зависимости от возраста детей и сформированности навыков («Аквариум», «Город»).
Проведение исследования' детям предлагают сделать коллективную аппликацию в подарок больному товарищу, подчеркивая, что нужно постараться выполнить работу как можно лучше: «Когда вы закончите работу, вы сами решите, можно ли ее подарить или нет».
Обработка данных: анализ данных проводят по следующим критериям:
1) отношение детей к процессу деятельности и ее результату;
2) отношение к деятельности товарищей (указание на недостатки, предложение помощи, обращение за помощью к партнеру, поощрение товарища и т.д.);
3) наличие конфликтных ситуаций, их причины и способы разрешения.
Сформированное™ навыков культуры поведения детей в быту
а) Игровая ситуация «За столом»
Подготовка к исследованию подобрать сюжетные игрушки для nip «Детский сад» и «Семья».
Проведение исследования: проводятся три игровые серии:
1) экспериментатор организует игру в детском саду, где ребенок-«воспитатель» учит «детей»-кукол культуре поведения за столом;
2) экспериментатор организует игру «Семья», где дети-«родители» кормят «ребенка»-восли-тателя;
3) разыгрывание театра бибабо (ситуация за столом).
б) Рассматривание серии картин
Подготовка к исследованию: подобрать серии картин: 1) дети поссорились; 2) дети в транспорте.
Проведение исследования: предложить детям выложить картины в логической последовательности, попросить объяснить свое решение.
Обработка данных, проследить, как ребенок усвоил правила культурного поведения в быту. Выяснить, как ребенок относится к нарушению логики действий и каковы мотивы протеста против ее нарушения.