Задание для работы в парах

1. Критики утверждают, что «Дневник Фокса Микки» - это пародия на произ­ведение А. Чехова «Каштанка» и Л. Андреева «Кусака». Согласны ли вы с этим утверждением. Докажите или опровергните эту точку зрения.

2. Дайте характеристику Фоксу Микки.

 

Э.Н. УСПЕНСКИЙ

 

Успенский родился в 1937 в подмосковном городе Егорьевске. По обра­зованию авиационный инженер. Он начал свой путь в литературе в 1960 году как писатель - юморист для взрослых - писал стихи и фельетоны. В 1966 году в жур­нале «Детская литература» были опубликованы первые стихи для детей, и тогда же вышла первая детская книга - стихотворений сборник «Смешной слонёнок». За ним последовала публикация повести - сказки «Крокодил Гена и его друзья».

В пионерском лагере, работал там библиотекарем (летом 1968), написал он книгу «Дядя Федор, пёс и кот». Книга увидела свет в 1973 году.

Любимый жанр Э. Успенского - весёлая повесть - сказка («Вниз по волшеб­ной реке», «Гарантийные человечки», «Школа клоунов», «колобок идёт по следу», «Меховой интернат: Поучительная история о девочке - учительнице и её пушистых друзьях» и др.).

Первая профессия писателя сказывается в его творчестве: он «изображает» героев, сюжеты, сами формы произведений, при этом легко трансформируя свои «конструкции» («Крокодил Гена и его друзья» - «Бизнес Крокодила Гены» - «От­пуск Крокодила Гены»). При этом автор не оберегает свое творчество от влияния массовой культуры, а, наоборот, во всю использует её приёмы, идя навстречу «мас­совому читателю».

Положительные герои сказочны прежде всего потому, что они сказочно доб­ры и невероятно воспитаны. Они не идеальны, а просто совершенно нормальны. Фантастическая дружелюбность, фантастическое чувство ответственности за свою работу, фантастическая вежливость плюс немного в общем-то «обычных» чудес – и герой Успенского готов.

Герои живут повседневными заботами. Они сами выбирают для себя род за­нятий, и сюжет получается хотя и странный, но очень удобный именно для них. Уехали в Простоквашино дядя Федор, собака Шарик и кот Матроскин. Вдруг им срочно потребовался клад. Они тут же пошли и этот клад из земли вырыли. Кому-то нравиться за коровой ухаживать, кто - то готов целый день по лесу зайца гонять, кому - то лень бегать туда - сюда с посылкой «для вашего мальчика» и документы спрашивать. Каждый имеет право оставаться самим собой, и при этом никому не грозит одиночество.

Идея самоценности каждой личности особенно важна для сказки - повести Успенского. Напрасно пытается умный, хозяйственный, но душевно те тонкий кот Матроскин «пристроить к делу «Шарика» ни ездовую, ни сторожевую, ни комнат-но-декоративную собаку из дворняги не сделать. Шарик и так хорош.

Обычное для детской литературы «двоемирие» взрослых и детей разделено у Успенского границей решительно и чётко. К безнадежно взрослым писатель от­носиться с насмешкой: все они для него «граждане» и «гражданки», им суждено вечно быть «все игры», существование их абсурдно. Напротив, самые экстрава­гантные поступки «детских» героев находят логическое оправдание. Одни герои строят и перестраивают мир по своим игровым правилам, а другие всячески им мешают - такова в самом общем виде схема конфликтов.

В целом педагогика Успенского троиться на постулате личной свободы при условии: не мешает другим. Писатель остро язвит по поводу типовой школьной системы, предлагая строить учение по правилам, исходящим от самих учеников. Позиция всё - таки спорная.

Объектами пародии для Успенского служат народные сказки, детективы, ставшие популярными изречения знаменитых современников, фрагменты школь­ных сочинений. Стихия пародирования влияет на жанр и структуру его произведе­ний: складывается некий каламбур из анекдотов, детских страшилок, броских фраз, приказов, заявлений, протоколов, статей из учебников, газетных передовиц и заме­ток, - словом из той «литературы», в которую реально погружен современный ре­бёнок.

 

 

Н.Н. НОСОВ

 

Книги писателя Николая Носова занимают особое место в детской литературе. Самые лучшие произведения писателя адресованы детям - «Веселые рассказы», «Веселая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома» и др. Герои рассказов Н.Носова дети-фантазеры, непоседливые и неуемные выдумщики, которым часто достается за их затеи. Во многих рассказах («Мишкина каша», «Тук-тук-тук», «Телефон», «Огородники» и др.) сквозным оказывается один персонаж - Мишка Козлов. Рассказы насыщены лиризмом и юмором; повествование ведется от лица друга Мишки. Мишка удивительно активен, он постоянно в действии. Мишка – фантазер и искатель; он не просто выпутывается из затруднительных обстоятельств, а увлеченно и энергично борется с ними. Юмористические ситуации помогают Носову показать логику мышления и поведения героя. Художественно достоверно у писателя проникновение в психологию ребенка. Лаконичный, выразительный диалог, комическая ситуация помогают автору обрисовать характеры ребят («Огородники»).

Рассказы Н. Носова всегда включают воспитательное начало. Есть оно в рассказе об огурцах, украденных на колхозном огороде («Огурцы»), и о том, как Федя Рыбкин «разучился смеяться на уроках» («Клякса»). Но даже самые «моралистические рассказы» писателя интересны и близки детям, потому что помогают им понять взаимоотношения между людьми. Писатель рассказывает о необходимости взаимопомощи, о доверии и уважении ребят друг к Другу, об их стремлении к новому, неизведанному. Воспитательный элемент его повестей оказывается в органичном сочетании с юмористическим видением событий. Это единство делает многие проблемы доходчивее и привлекательнее для юных читателей.

Неизменной любовью ребят пользуются сказки писателя: «Бобик в гостях у Барбоса», «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Последние три сказки объединены общими героями и представляют собой роман-трилогию. Незнайка, главный герой, – хвастунишка и невежда; он постоянно попадает в комические положения из-за своей беспечности и самоуверенности. В веселой, эмоциональной форме преподносится дошкольникам обширный познавательный материал из различных областей науки, техники и искусства, решаются морально-этические вопросы. За всеми веселыми приключениями ненавязчиво присутствует мысль о несовместимости бахвальства, зазнайства с подлинными человеческими отношениями между людьми, даже если это самые маленькие дети. Книга учит уважать знание, труд, товарищество, скромность.

Творчество Н. Носова имеет большое значение в детской литературе. Очень важными особенностями его юмористического таланта были способность откликнуться на актуальные проблемы воспитания и умение в эмоциональной, занимательной форме решать важные морально-этические проблемы.

 

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: