1. Критики утверждают, что «Дневник Фокса Микки» - это пародия на произведение А. Чехова «Каштанка» и Л. Андреева «Кусака». Согласны ли вы с этим утверждением. Докажите или опровергните эту точку зрения.
2. Дайте характеристику Фоксу Микки.
Э.Н. УСПЕНСКИЙ
Успенский родился в 1937 в подмосковном городе Егорьевске. По образованию авиационный инженер. Он начал свой путь в литературе в 1960 году как писатель - юморист для взрослых - писал стихи и фельетоны. В 1966 году в журнале «Детская литература» были опубликованы первые стихи для детей, и тогда же вышла первая детская книга - стихотворений сборник «Смешной слонёнок». За ним последовала публикация повести - сказки «Крокодил Гена и его друзья».
В пионерском лагере, работал там библиотекарем (летом 1968), написал он книгу «Дядя Федор, пёс и кот». Книга увидела свет в 1973 году.
Любимый жанр Э. Успенского - весёлая повесть - сказка («Вниз по волшебной реке», «Гарантийные человечки», «Школа клоунов», «колобок идёт по следу», «Меховой интернат: Поучительная история о девочке - учительнице и её пушистых друзьях» и др.).
|
|
Первая профессия писателя сказывается в его творчестве: он «изображает» героев, сюжеты, сами формы произведений, при этом легко трансформируя свои «конструкции» («Крокодил Гена и его друзья» - «Бизнес Крокодила Гены» - «Отпуск Крокодила Гены»). При этом автор не оберегает свое творчество от влияния массовой культуры, а, наоборот, во всю использует её приёмы, идя навстречу «массовому читателю».
Положительные герои сказочны прежде всего потому, что они сказочно добры и невероятно воспитаны. Они не идеальны, а просто совершенно нормальны. Фантастическая дружелюбность, фантастическое чувство ответственности за свою работу, фантастическая вежливость плюс немного в общем-то «обычных» чудес – и герой Успенского готов.
Герои живут повседневными заботами. Они сами выбирают для себя род занятий, и сюжет получается хотя и странный, но очень удобный именно для них. Уехали в Простоквашино дядя Федор, собака Шарик и кот Матроскин. Вдруг им срочно потребовался клад. Они тут же пошли и этот клад из земли вырыли. Кому-то нравиться за коровой ухаживать, кто - то готов целый день по лесу зайца гонять, кому - то лень бегать туда - сюда с посылкой «для вашего мальчика» и документы спрашивать. Каждый имеет право оставаться самим собой, и при этом никому не грозит одиночество.
Идея самоценности каждой личности особенно важна для сказки - повести Успенского. Напрасно пытается умный, хозяйственный, но душевно те тонкий кот Матроскин «пристроить к делу «Шарика» ни ездовую, ни сторожевую, ни комнат-но-декоративную собаку из дворняги не сделать. Шарик и так хорош.
|
|
Обычное для детской литературы «двоемирие» взрослых и детей разделено у Успенского границей решительно и чётко. К безнадежно взрослым писатель относиться с насмешкой: все они для него «граждане» и «гражданки», им суждено вечно быть «все игры», существование их абсурдно. Напротив, самые экстравагантные поступки «детских» героев находят логическое оправдание. Одни герои строят и перестраивают мир по своим игровым правилам, а другие всячески им мешают - такова в самом общем виде схема конфликтов.
В целом педагогика Успенского троиться на постулате личной свободы при условии: не мешает другим. Писатель остро язвит по поводу типовой школьной системы, предлагая строить учение по правилам, исходящим от самих учеников. Позиция всё - таки спорная.
Объектами пародии для Успенского служат народные сказки, детективы, ставшие популярными изречения знаменитых современников, фрагменты школьных сочинений. Стихия пародирования влияет на жанр и структуру его произведений: складывается некий каламбур из анекдотов, детских страшилок, броских фраз, приказов, заявлений, протоколов, статей из учебников, газетных передовиц и заметок, - словом из той «литературы», в которую реально погружен современный ребёнок.
Н.Н. НОСОВ
Книги писателя Николая Носова занимают особое место в детской литературе. Самые лучшие произведения писателя адресованы детям - «Веселые рассказы», «Веселая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома» и др. Герои рассказов Н.Носова дети-фантазеры, непоседливые и неуемные выдумщики, которым часто достается за их затеи. Во многих рассказах («Мишкина каша», «Тук-тук-тук», «Телефон», «Огородники» и др.) сквозным оказывается один персонаж - Мишка Козлов. Рассказы насыщены лиризмом и юмором; повествование ведется от лица друга Мишки. Мишка удивительно активен, он постоянно в действии. Мишка – фантазер и искатель; он не просто выпутывается из затруднительных обстоятельств, а увлеченно и энергично борется с ними. Юмористические ситуации помогают Носову показать логику мышления и поведения героя. Художественно достоверно у писателя проникновение в психологию ребенка. Лаконичный, выразительный диалог, комическая ситуация помогают автору обрисовать характеры ребят («Огородники»).
Рассказы Н. Носова всегда включают воспитательное начало. Есть оно в рассказе об огурцах, украденных на колхозном огороде («Огурцы»), и о том, как Федя Рыбкин «разучился смеяться на уроках» («Клякса»). Но даже самые «моралистические рассказы» писателя интересны и близки детям, потому что помогают им понять взаимоотношения между людьми. Писатель рассказывает о необходимости взаимопомощи, о доверии и уважении ребят друг к Другу, об их стремлении к новому, неизведанному. Воспитательный элемент его повестей оказывается в органичном сочетании с юмористическим видением событий. Это единство делает многие проблемы доходчивее и привлекательнее для юных читателей.
Неизменной любовью ребят пользуются сказки писателя: «Бобик в гостях у Барбоса», «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Последние три сказки объединены общими героями и представляют собой роман-трилогию. Незнайка, главный герой, – хвастунишка и невежда; он постоянно попадает в комические положения из-за своей беспечности и самоуверенности. В веселой, эмоциональной форме преподносится дошкольникам обширный познавательный материал из различных областей науки, техники и искусства, решаются морально-этические вопросы. За всеми веселыми приключениями ненавязчиво присутствует мысль о несовместимости бахвальства, зазнайства с подлинными человеческими отношениями между людьми, даже если это самые маленькие дети. Книга учит уважать знание, труд, товарищество, скромность.
|
|
Творчество Н. Носова имеет большое значение в детской литературе. Очень важными особенностями его юмористического таланта были способность откликнуться на актуальные проблемы воспитания и умение в эмоциональной, занимательной форме решать важные морально-этические проблемы.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА