В современной исторической прозе для детей и подростков точка зрения и на отечественную историю, и на роль личности в истории отлична от той, к которой мы, взрослые, привыкли, и которая декларировалась в литературе второй половины XX века. Самое главное заключается, однако, в том, что новая историческая проза правдиво отображает историю России. В произведениях чаще всего исподволь, ненавязчиво раскрывается нравственный тип поведения человека в обществе: сначала гражданина вообще, потом — православного христианина, затем — модели поведения мужчины и женщины. Система оценок изображаемых событий, выдуманных и невыдуманных персонажей — реальных исторических деятелей — также однозначно нравственна, поскольку базируется на десяти христианских заповедях.
И здесь встает другая проблема детской литературы рубежа XX—XXI вв. — изображение исторического прошлого и современности. Разумеется, идеологические и религиозные оценки автора того или иного произведения, прямо или опосредованно данные в тексте, будут отражать его взгляд на мир и людей, во многом это взгляд субъективный. Однако задача взрослых подготовить детей к жизни в современном им обществе. Соответственно, читатели 10—15 лет должны встречаться на страницах литературных произведений с различными точками зрения на тот или иной факт истории, соглашаться или не соглашаться с автором, главное — учиться думать, сравнивать и сопоставлять, приходить к собственному решению, аргументированно его отстаивать. Для этого и существует разнообразие форм и жанров литературы; именно для этого всех современных детей желательно знакомить с православной детско-подростковой литературой.
Повесть Юрия Петровича Вронского (1927—2008) «Юрьевская прорубь» переносит читателя в далекое прошлое, в конец XV в., на территорию современной Эстонии, в город Юрьев Ливонский, или Дерпт (ныне - Тарту). С XI столетия в этом городе жили и эсты, предки современных эстонцев, и русские, пришедшие когда-то с войсками Ярослава Мудрого, и затем немцы. До поры до времени между эстами (чудинами, т. е. чудными, иными, отчасти – чудными, потому что и говорят иначе, и живут по своим традициям) и русскими сохранялись добрососедские отношения, пока немецкие рыцари по повелению епископа не стали насильно насаждать западную веру – католицизм. Русская община предпочла смерть в ледяной купели, нежели предательство своей веры – Православия.
Герои повести – русский мальчик Николка, смелый и находчивый, и Мартин, сын немецкого купца и эстонской служанки, который сначала из-за своего происхождения возненавидел немецких соседей-детей, но не нашел себе друзей и среди «чу-динов», а затем постепенно понял и принял мировосприятие своего русского друга. На фоне простой и безыскусной жизни мальчишек с их драками и тайнами вырастает четкое противостояние католической и православной веры. Причем не на уровне богословских споров, а в реальной, простой, порой очень тяжелой жизни различных городских слоев населения.
Историческое произведение Ю. Вронского, безусловно, популяризирует идеи православия. Однако читающий ее подросток сразу этого и не заметит: перед нами занимательная повесть с историческим сюжетом и персонажами, имевшими реальные прототипы, что само по себе привлекает современного читателя-подростка, выбирающего пример для подражания. Книга написана хорошим литературным языком, ярко и образно передает реалии далекого прошлого. С одной стороны, читатель сразу же воссоздает в своем воображении средневековый Юрьев Ливонский с его противостоянием двух лагерей, с другой — сочувствуя и сопереживая героям, проникается православной идеей, так или иначе задумываясь над тем, что есть Добро, а что есть Зло.
Окончание повести несколько «выбивается» из контекста современных художественных произведений для детей и подростков, но вполне понятно ребенку верующему, что заставляет задуматься читателя, далекого от церкви: «Священномученик Исидор и с ним 72 православных, пострадавших за веру в Юрьеве Лифляндском, причислены Русской православной церковью к лику святых. Их память совершается 8 января (21-го по новому стилю)» [8, с. 108]. После этого приводятся тропарь и кондак, читаемые в этот день, и только затем — словарь исторических терминов и понятий. Налицо смешение идейно-художественных особенностей литературы художественной, нравоучительной и религиозной.
Таким образом, эта историческая повесть выходит за рамки традиций детской художественной литературы, так как несет познавательный и нравственный заряд: на примере яркого подвига простых русских людей показывается модель поведения православного христианина в ситуации выбора. Недаром маленький мальчик Мартин, переживший кошмар потери друга и казни всей русской слободы, понял, что «страх уже никогда не имел прежней власти над душой. <...> Окончив Трирскую школу, Мартин вернулся в Юрьев, но прожил здесь недолго. Скоро ему сделалось невыносимо в дедовском доме и в Юрьеве, и он отправился в Русскую землю, на службу к великому Московскому князю, где принял православие и со временем прославился ратными подвигами» [8, с. 108]. В основном же историческая проза рубежа веков так же эклектична, как нравоучительная литература и сказка. Здесь часто используются либо элементы фэнтези [10, 30, 35, 37, 38], либоперенос в далекое прошлое с погружением в него благодаря рассказу о жизни и приключениях вымышленного персонажа, действующего в реальной исторической действительности. Этот прием хорошо известен по учебникам и научно-познавательной литературе [7, 8, 20, 22—24, 35—38].
Историческая тематика постоянно вдохновляет современного беллетриста Елену Петровну Чудинову (род. 1959 г.). Сама писательница назвала произведение «Гардарика» исторической сказкой. По жанру это все-таки повесть, написанная с большой долей вымысла, иногда – фантастики. Однако многие из подростков-школьников, кто уже прочитал эту книгу, наверное, даже и не поняли, где «спряталась» эта фантастика. Почему? Да потому, что книга Чудиновой — вовсе не фэнтези или научная фантастика: волшебное и фантастическое спрятано здесь в глубине сюжета, в домысливании каких-то исторических фактов, о коих не осталось никаких записей в летописных источниках. В то же время домысливание это вполне органично, естественно, т. е. без натяжки вписывается в те исторические события, о которых мы уже знаем предостаточно из учебников и другой научной литературы.
Такой художественный прием, часто используемый современными писателями, способствует формированию социально активной личности читателей-школьников и «работает» на основную цель – воспитание гражданина своего Отечества через привитие любви к родной литературе, истории своей Родины и родного края.