ТЕМА 8. Философия человека

Цель занятия: Раскрыть значение проблемы человека в философии, показать исторические изменения представлений о сущности и природе человека, смысле его жизни. Изучить проблему антропосоциогенеза, рассмотреть различные трактовки соотношения биологического и социального в человеке в истории и современной философии. Осветить проблему личности и ее соотношения с обществом как поиск баланса между свободой и ответственностью.

 

План семинара:

1. Человек как объект философского исследования.

    1. Происхождение человека. Соотношение биологического и социального в человеке.
    2. Личность и проблема смысла жизни.
    3. Свобода, необходимость и ответственность в бытии человека.

Основные понятия: антропосоциогенез, философская антропология, индивид, личность, индивидуальность, свобода и необходимость, ответственность, детерминизм, фатализм, социобиология, генно-культурная коэволюция, антропоцентризм, техносфера, мегаполис, эгоцентризм, прагматизм, утилитаризм, альтруизм, эскапизм, коммуникация, имидж, модель поведения.

Основная литература:

  1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т.и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2004.-С. 406-430, 572-589.
  2. Философия медицины / Под ред. Ю.Л. Шевченко – М., 2004. – С. 372-416.
  3. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд.- М., 2001.
  4. Хрусталев Н.М. Философия. Учебник для вузов. – М., 2004. – С. 335-356; 483-504.

 

Дополнительная литература:

1. Башляр Г. Вода и грезы.- М., 1997.

2. Башляр Г. Психоанализ огня.- М., 1999.

3. Варава В.В. Метафизика смерти: опыт «апофатической рациональности». // Вопросы философии. – 2005. - № 12. – С.77-93.

4. Гуревич П.С. Философия человека. В 2-х ч. – М., 1999.

5. Камю А. Бунтующий человек. -М., 1990.

6. Карпинская Р.С., Никольский С.А. Социобиология. Критический анализ. – М., 1988.

7. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание.- М., 1984.

8. Лабиринты одиночества.- М., 1989.

9. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности.- М., 1993.

10. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. – М., 1998.

11. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. – СПб., 1997.

12. Мунье Э. Манифест персонализма.- М., 1999.

13. Подорога В. Феноменология тела.- М., 1995.

14. РезникЮ.М., Костюченко Л.Г. Введение в теорию личности. Личность и ее жизненный мир. – М., 2005.

15. Тейяр де Шарден П. Феномен человека.- М., 1987.

16. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. – М., 1994.

17. Философия любви.- М., 1990.

18. Финк Э. Основные феномены человека.- М., 1986.

19. Франкл В. Человек в поисках смысла. -М., 1989.

20. Франк С.Л. Смысл жизни // Франк С. Л. Духовные основы общества. – М., 1992.

21. Фромм Э Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994.

22. Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности.- М., 1996.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какое место занимает проблема человека в современной философии?

2. В чем состоит специфика философской антропологии как философской дисциплины?

3. Охарактеризуйте исторические изменения представлений о человеке и смысле его жизни.

4. Каковы особенности трудовой теории антропосоциогенеза? Какие еще учения о происхождении человека Вы знаете?

5. Раскройте содержание основных этапов антропосоциогенеза.

6. Как соотносятся биологическое и социальное в человеке?

7. Охарактеризуйте основные положения социобиологии. Как решает социобиология проблему происхождения социальных качеств человека?

8. Дайте определение личности. Как соотносятся понятия индивид, личность и индивидуальность?

9. Раскройте различные трактовки смысла человеческой жизни.

10. Свободна ли воля человека? Приведите примеры различных подходов к этому вопросу в истории философии.

11. Какой смысл вкладывал Э. Фромм в понятия «свобода от» и «свобода для»?

12. Как соотносятся свобода и ответственность в жизни человека?

Темы докладов и рефератов:

· Социобиология: теория генно-культурной коэволюции.

· Изменение представлений о «совершенном» человеке в различные исторические эпохи.

· Отношение к свободе и ответственности как характеристика уровня развития самосознания. Ответственность врача.

· Анализ произведения «Вода и грезы» Г.Башляра (поиск природного в человеческой душе).

· Влияние информационного общества на внутренний мир личности.

· Мечта об «идеальном герое» в литературе конца ХХ – начала ХХ1 вв. (Х.Мураками, Д.Браун, П.Коэльо,Д.Стилл и др.).

· Проблема свободы и одиночества в жизни человека.

· Теория социализации личности З.Фрейда и ее развитие в конце ХХ – начале ХХ1 вв.

· Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека.

· Истоки и смысл любви.

Формы контроля знаний:

- контроль исходного уровня - проверка знания основных понятий в форме фронтального опроса.

- текущий контроль - фронтальный и индивидуальный опрос, оценка рефератов и сообщений.

- заключительный контроль – контрольная работа, коллоквиум (итоговое занятие по ос­новным проблемам).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: