План сочинения - рассуждения
Действия и средства для написания сочинения
· Вступление.
Как начать сочинение?
· Если знаете что-либо об авторе, можно написать 2-3 предложения.
· Можно написать о позитивном впечатлении, которое произвел на вас текст.
· Можно обрисовать типичную картину: Часто бывает так, что…
· На вечные темы можно начать так: Любовь…Сколько о ней сказано!
· Анализ текста начинаем с выявления темы (о чем текст).
Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и выражения).
… – вот тема, к которой обращается автор текста.
Этот текст (статья) о …
Автор обращается к актуальной теме – теме…
Этот текст о …
Автор посвящает статью…
· Проблемы, над которыми размышляет автор.
Определив тему, можно попытаться сформулировать одну проблему.
· Проблема – (от греч.) – задача – вопрос, требующий изучения, разрешения.
Какой вопрос выбрать?
· Важно выбрать тот вопрос, над которым автор размышляет больше всего и по поводу которого отчетливо заявлена авторская позиция. Перечитайте, как вы обозначили проблему. Если в форме вопроса, то позиция должна звучать как ответ на вопрос. Если по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции.
|
|
Шаблоны:
· Автором проблема может быть:
поставлена, изложена, рассмотрена, выдвинута, затронута, поднята, сформулирована, исследована, проанализирована.
· Комментарий.
Комментируем проблему.
· Комментарий от простого пересказа отличается тем, в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает автор. Это – самое важное и сложное.
· Важно поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом; кому адресован текст? Какова степень актуальности текста? Как автор подходит к решению этой проблемы?
К какой категории относится проблема:
нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая? Насколько освещена эта проблема в литературе? Кто из авторов касался ее? Как автор подошел к своей задаче? Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?
Включите в
Комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые,
По Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста
(избегайте чрезмерного цитирования).
· Здесь возможно обратиться к средствам выразительности, если они помогают определить авторскую позицию. Какова точка видения писателя? Может автор показывает это глазами рассказчика, говорит от имени героя? С каким настроением пишет автор? Что подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам подводит нас?
|
|
·
Значимость проблемы можно подчеркнуть с помощью слов:
Общественно-значимая,
Животрепещущая, жизненная, насущная, первоочередная, острая, важная, серьёзная, спорная, глубокая, злободневная, актуальная, главная, сложная, принципиальная, жгучая, наболевшая, основная, неразрешимая, назревшая.
Проблема может заставить читателя:
· глубоко задуматься, рассуждать вместе с автором, лучше понять себя и окружающих, лучше понять трагизм происходящего, серьёзно размышлять, критичнее относиться к.., по-иному посмотреть на.., поделиться мыслями о…
Почему важно уметь комментировать основную проблему текста?
· Это позволяет увидеть, что интересует автора. Комментируя проблему, вы показываете и своё восприятие того, что волнует автора. Комментарий позволит вам глубже посмотреть на поставленную проблему.
В комментарии не должно быть:
· Пересказа исходного текста или его части.
· Рассуждений по поводу всех проблем текста.
· Комментариев о действиях героев текста.
· Повторов слова «проблема».
· Выражений «проблема о том, что…», «проблема того, что…», «проблема о мужестве и стойкости…».
· Выявление позиции автора.