ОБСЕ: Решение проблемы школ с латинской графикой в Приднестровье требует уступок с обеих сторон

Миссия ОБСЕ в Молдове и Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств опубликовали в понедельник отчёт о ситуации в молдавских школах с преподаванием на латинской графике, расположенных в Приднестровье.

Как передаёт «Новый Регион», авторы документа исследовали историю вопроса, проанализировали текущее положение дел и подписанные документы в рамках переговорного процесса, дали свои рекомендации Кишинёву и Тирасполю по решению этой давней проблемы.

Речь идёт о восьми учебных заведениях – лицее «Лучиан Блага» (Тирасполь), лицее «Александру чел Бун» и школе-интернате для сирот (Бендеры), лицее «Эврика» (Рыбница), лицее «Штефан чел Маре ши Сфынт» (Григориополь), лицее «Михай Эминеску» (Дубоссары), а также гимназиях сёл Коржево и Роги. Они подведомственны властям РМ, занимаются по учебным программам Молдовы, которые отличаются от приднестровских (в ПМР образование строится на российских стандартах – прим. «НР»).

По мнению авторов отчёта, проблемы этих учебных заведений по-прежнему актуальны, особенно в связи с неуклонным снижением числа обучающихся там детей.

В документе приводятся данные, согласно которым общее число учащихся в них снизилось с 5619 в 1998-1999 учебном году до 1800 в 2012-2013 учебном году.

«C 2004-2005 гг. в некоторых школах зафиксировано снижение числа детей на 60 и более процентов», – информируют авторы, подчёркивая, что «если существующая тенденция сохранится, к 2020 году в шести из рассматриваемых восьми школ будет насчитываться менее 100 учащихся».

Авторы документа отмечают, что приднестровские власти объясняют это незаинтересованностью родителей в деятельности этих школ или низким качеством образования в них. Минпрос Молдовы и директора школ, напротив, ссылаются на прошлые принудительные закрытия и запугивания, предоставление не самых лучших помещений и условий, в которых работают школы с обучением на латинской графике, непризнание аттестатов этих школ приднестровскими вузами и т.д.

В отчёте говорится, что основные проблемы школ касаются состояния зданий, заключения договоров аренды, перемещения грузов. Пять из восьми школ зарегистрированы в Приднестровье как юридические лица, но ни одна из них в настоящее время не имеет лицензии приднестровских властей на ведение образовательной деятельности.

В соответствии с приднестровским законодательством, лицензирование школ не требует аккредитации или аттестации (принятия приднестровских учебных программ), но потребует согласования учебных программ с властями ПМР.

Миссия ОБСЕ рекомендует сторонам деполитизировать проблему.

«Обе стороны должны подтвердить свое стремление деполитизировать разногласия вокруг школ с латинской графикой в Приднестровье и начать поиск прагматических решений всех вопросов, связанных с их статусом, образовательной деятельностью и функционированием. Эти решения должны обеспечить временный, но устойчивый механизм решения актуальных проблем, с которыми сталкиваются данные школы, до тех пор, пока не будет достигнуто всеобъемлющее соглашение об урегулировании конфликта, определяющее статус Приднестровья и разделяющее полномочия между Кишиневом и Тирасполем», – говорится в документе.

ОБСЕ считает, что решением может стать регистрация и лицензирование в Приднестровье школ с латинской графикой по упрощенной процедуре, в качестве «негосударственных общеобразовательных учреждений» (частных школ) без их аттестации и аккредитации.

Упрощённая процедура, предложенная миссией, предусматривает реализацию трёх этапов, после чего лицензионные требования будут считаться реализованными. В отчёте отмечается, что процедура должна быть выполнена одной из школ в качестве пилотного проекта.

После успешного завершения упрощенной процедуры, в качестве меры укрепления доверия, приднестровским властям рекомендовано обеспечить школам с латинской графикой те же тарифы на коммунальные услуги, что и школам, управляемым Приднестровьем.

Сторонам также рекомендовано возобновить совместный обзор учебных программ, наладить контакты.

Глава Миссии ОБСЕ в Молдове Дженнифер Браш надеется на то, что «прогресс по школьной проблематике приблизит достижение одной из главных целей процесса урегулирования, а именно, поможет разрешению проблем, влияющих на повседневную жизнь людей».

«Достижение такого прогресса требует уступок с обеих сторон, – добавила она. – Цель состоит в том, чтобы защитить права детей на выбор языка обучения, и об этой цели всегда следует помнить».
NR2.ru: http://www.nr2.ru/pmr/422894.html

 

Приднестровье утверждает, что не чинит препятствий в деятельности молдавских школ региона

  27.11.2006

 

Приднестровье не чинит препятствий в деятельности молдавских школ в регионе, подведомственных министерству просвещения и молодежи РМ и обучающихся по его программам на основе латинской графики. Об этом говорится в заявлении министерства просвещения непризнанной ПМР, недовольного "инсинуациями вокруг судьбы шести негосударственных школ румынского языка обучения".

Как передает "ИНФОТАГ", в документе напоминается, что в 2004 г. пять из шести школ зарегистрировались в Тирасполе как негосударственные общеобразовательные учреждения на правах юридических лиц.

"Вместе с тем, Молдова отказывает учреждениям в дальнейшей работе с соответствующими структурами в Приднестровье по лицензированию образовательной деятельности. Предупреждения министерства просвещения Приднестровья о нелигитимности документов об образовании, выдаваемых выпускникам этих школ, игнорируются в то время, когда более 40% выпускников желают продолжить свое обучение в профессиональных учебных организациях республики", - утверждает министр Елена Бомешко.

Ее возмутило то, что в ходе недавнего посещения делегацией послов ОБСЕмолдавского лицея им. Александру чел Бун в Бендерах туда не были допущены представители властей региона и встреча прошла за закрытыми дверями.

В заявлении это расценивается как "очередной факт вопиющего нарушения законодательства об образовании со стороны Молдовы, неуважения к должностным лицам и к личности гражданина государства, невыполнения принятых на себя обязательств со стороны ОБСЕ".

Бомешко считает, что "подобный способ получения "достоверной" информации нельзя считать объективным и демократичным".

Она подчеркнула, что "деструктивные действия представителей ОБСЕ в Молдове не способствуют развитию конструктивного диалога и мер доверия между экспертами в области образования от Приднестровья и РМ".

Справка "ИНФОТАГ": До 2004 г. в регионе действовало шесть молдавских школ в которых обучались порядка 4 тыс. детей по программам и учебникам Молдовы. Накануне нового учебного года молдавские школы были закрыты под предлогом того, что "преподавание в них не соответствует стандартам ПМР". Власти Приднестровья требовали регистрации молдавских школ левобережья Днестра в министерстве просвещения Приднестровья, перехода на его программы и отказа от использования латинской графики. Вопрос удалось решить лишь после вмешательства международного сообщества. Однако и сейчас рыбницкая и григориопольская школы вынуждены ютиться в неприспособленных арендованных зданиях, так как были изгнаны из своих помещений.

 

"ИНФОТАГ"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: