Распределение обязанностей между работниками прокуратуры

В прокуратурах городского и районного звена распределение служебных обязанностей между прокурорским составом и следователями, как правило, осуществляется по предметно-зональному принципу.

Для обеспечения надзора на конкретных производственных и иных объектах применяется объектный принцип распределения обязанностей. Выбор перечисленных принципов зависит от конкретных условий района (города) и штатных возможностей прокуратуры.

Предметный принцип отражает распределение обязанностей по направлениям (отраслям) прокурорского надзора. Критериями дифференциации в данном случае являются определенные группы законов и иных нормативных актов, а также установленные законом функции и направления деятельности прокуратуры.

Зональный принцип в районных и городских прокуратурах предполагает условное разграничение территории города (района) на определенные участки (зоны) с последующим закреплением их за конкретными работниками.

Объектный принцип используется для распределения обязанностей по надзору за исполнением законов на одном или группе объектов производственной или иной деятельности (например, на горно-обогатительном комбинате, агрофирме, машиностроительном заводе и т.д.).

При распределении обязанностей применяются также общие принципы разделения труда: принципы определенности, самостоятельности и стабильности выполняемых трудовых функций.

Принцип определенности означает, что каждый работник должен нести ответственность за выполнение возложенных на него обязанностей в полном объеме. Принцип самостоятельности выражается в выполнении прокурорских функций в строгом соответствии с установленным распределением обязанностей, независимо и без вмешательства других работников прокуратуры.

Принцип стабильности заключается в специализации прокурорского работника по отдельным отраслям надзора в течение продолжительного периода. Это способствует повышению производительности труда конкретного работника и в целом городской (районной) прокуратуры. Распределение обязанностей работников прокуратуры закрепляется в форме приказа либо распоряжения.

Планирование работы в органах прокуратуры.

Планирование — разработка системы мероприятий по совер­шенствованию деятельности прокуратуры на определенный пе­риод времени с обязательной их реализацией в работе проку­рорских органов.

План — упорядоченная система мероприятий, указывающихся по отраслям надзора: по общему надзору, надзору за исполне­нием законов органами дознания и предварительного следствия и т.д. Целесообразно планировать мероприятия, которые связаны между собой, хотя и относятся к разным направлениям деятельности прокуратуры. Это позволит комплексно вести борьбу с нарушениями законности. Подтверждение тому — про­верки исполнения законов о труде и обобщение практики по рассмотренным судом гражданским делам о восстановлении на работе.

Своевременное и качественное планирование работы является одним из условий успешного выполнения прокурорами стоящих перед ними задач по осуществлению надзора за исполнением законов. Генеральный прокурор РФ в приказе № 2 от 17 января 1994 г. "О регламенте работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации" подчеркивает, что планирование работы является эффективным средством руководства и управления деятельностью нижестоящих органов. Продуманное, реальное планирование позволяет руководителям органов прокуратуры мобилизовать коллектив на решение главных, наиболее острых проблем по укреплению законности и правопорядка. Планирование позволяет сделать правильный выбор направления в работе, рационально распределить силы, а также максимально использовать имеющиеся возможности по дальнейшему укреплению законности и правопорядка. Планирование способствует совершенствованию деятельно­сти прокуратуры. Известно, что при осуществлении надзора за соблюдением законности подчас выявляются различные недо­статки: не всегда правильно устанавливаются нарушения закон­ности, используется устаревшая методика проведения проверок, допускаются ошибки в толковании и применении норм права. Необходимо выяснять причины и условия происшедшего, при­нимать надлежащие меры.

В органах прокуратуры осуществляется как текущее, так и перспективное планирование.

Текущее — это планирование на период относительно устой­чивого состояния законности в регионе. Оно представляет со­бой своеобразную программу борьбы с нарушениями законности в течение полугодия. Состояние законности постоянно меняется, и планирование, будучи оперативным, должно отражать его. План — своеобразный акт комплексного реагирования на сло­жившуюся обстановку в районе, городе, области, крае, респуб­лике. Текущее планирование является основным и обязательным для каждого прокурорского органа. Вот почему к нему предъявляется жесткое требование: планирование должно быть реальным. Иногда в планы включаются мероприятия, реализа­ция которых не приносит пользы, причем порой они указыва­ются просто для видимости, с тем, чтобы создать мнение об интенсивности работы прокурорского органа.

В текущий план обычно включаются два вида мероприятий.

Проверки исполнения законов в неблагополучных в этом отношении учреждениях, предприятиях, организациях, органах власти, управления. С учетом данных о правонарушениях про­куроры планируют проверки исполнения законов о невыплате заработной платы рабочим и служащим, пенсий и пособий для детей, несоблюдении льгот для инвалидов, участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним категорий граж­дан, об увольнении и трудоустройстве граждан, охране приро­ды, о приватизации государственного и муниципального иму­щества, об уплате налогов, о соблюдении законодательства об административных правонарушениях и т.д. Как показывает практика, в условиях спада производства именно эти законы нарушаются особенно часто. Средства же реагирования не пла­нируются, ибо выбор их зависит от установленных правонару­шений, степени их распространенности и опасности.

Обобщение прокурорской, следственной и судебной прак­тики – комплексная проверка деятельности этих органов по вы­явлению недостатков в работе по борьбе с правонарушениями. Часто невиновные лица незаконно привлекаются к ответствен­ности, а лица, совершившие преступления, либо освобождаются от нее, либо уголовное наказание оказывается необоснованно мягким. Обобщение — это способ совершенствования деятельности правоохранительных органов, в ходе которого выясня­ются виды совершаемых в регионе нарушений законности, степень их распространенности и социальной опасности и де­лаются организационные выводы о том, как бороться с ними в дальнейшем.

Перспективное - это планирование мероприятий на один год, основанное на прогнозировании правонарушений. Преступ­ления и другие нарушения законности — явления стихийные, но выделить закономерности все же можно. Они связаны со временем, территорией, численностью и составом населения, переселением людей из стран ближнего зарубежья, челночной торговлей, спадом производства и т.д. На основе анализа состояния законности в регионе определяются главные направле­ния деятельности прокуратуры, выявляются наиболее неблаго­приятные (с точки зрения соблюдения законности) органы, учреждения, предприятия, организации. На базе этого разрабатываются мероприятия по борьбе с правонарушениями. Главное внимание необходимо сосредоточить на устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, осо­бенно тяжких преступлений. Важно, например, принять меры по предупреждению преступности несовершеннолетних, по борьбе с наркоманией, уклонением от уплаты налогов и т. д. Перспек­тивные планы целесообразно согласовывать с администрацией районов, городов, областей, краев. Все финансовые расходы по реализации плановых мероприятий возлагаются на органы мест­ного самоуправления исполнительной власти субъектов РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: