Безмолвники удалялись от бесед с людьми

Содержание

Апостолы

Авва Антоний

Авва Агафон

Ангелы

Безмолвники

Бессмертная Жизнь

Бесстрастие

Благость Божия

Благоповедение

Ближний

Блудная похоть

Болезни

Ведение

Видения и откровения

Воздаяние за помыслы и изволение воли

Восстановление себя в утерянной добродетели

Геенна

Гордость

Грехи

Греховное наслаждение

Горние обители

Дарования

Делание сердца с рассудительностию

Деятельность и созерцание

Диавольская брань

Добро

Добровольная нищета и опасность от стяжания по нищелюбию

Добродетель

Доброделание

Доброе желание

Добрые советы

Дружба

Доверие Богу

Духовное наслаждение

Духовное совершенство

Душа

Ересь

Жезл искушений

Житие мира и жизнь будущего

Житие умное, духовное

Занятия мирянина и занятия инока

Заповеди Господни

Злоба демонов

Зависть

Изменения

Искушения

Исцеление души

Крест

Кончина праведника

Любовь

Мера всякой вещи

Милосердие и безмолвие инока

Милостивый

Милостыня

Молитва

Монах

Мир

Мужественный и боязливый

Мысли о смерти в начале доброго дела

Надежда

Недоверие

Нестяжательность и привязанность к мирским вещам

Нравственные наставления

Обольщение

Опыт

Основание всего доброго - собранность, воздержание и богомыслие

Отшельнический чин жития - молитва, а не милостыня

Очищение души

Первая мысль о духовной жизни, или первое делание

Печаль о грехах и поползновение

Плоды духа

Опасность подвига среди житейских дел

Подвиги Св. Мужей

Познание

Покаяние

Покаяние и молитва

Покой

Помрачение ума

Помыслы

Попущение Божие

Посещение Божие и оставление

Пост

Преждевременная деятельность при душевном недуге пагубна

Приближение к Богу своим намерением и Божиим Дарованием

Привычка

Признак истинного зрения Божиих вещей

Признаки охлаждения духовной жизни

Признаки правого пути

Промысл Божий

Пересуды

Печаль о людях недужных, добрых, злых и страждущих

Разумный человек

Рай и древо жизни

Расслабление и леность

Ревность - основной двигатель добродетели

Рассуждение

Самоисправление, или трезвение о порядке тонкой рассудительности

Самомнение

Самоотвержение

Самопобуждение к подвигам

Самоуничижение

Священное Писание

Сердечная чистота

Сердце милующее

Скорби

Слезы

Слово от деятельности и слово от мудрости

Смирение

Соблазн о духовном жительстве

Страсти

Созерцание истинное и ложное

Суть вещей будущего века и их тайна

Тайны Божии

Тайна спасительного делания

Твердость веры в Бога

Телесное Движение

Телесное делание

Телесное житие по Богу

Телесное изнеможение

Тело

Терпение древних языческих философов

Терпение и малодушие

Томление души

Упокоение святых Божественным Огнем

Усовершение себя

Для успешной молитвы необходимо уединение

Философы

Хвастовство

Худые помыслы

Худое поведение

Царство Небесное

Царство Божие

Цель скорбей, посылаемых человеку

Целомудрие

Честь - причина печали

Чин сущностей Ангелов, демонов и человека

Чистота

Чистота ума

Щедрость. Щедрое подаяние

Юродство

Явление Ангелов подвижникам

 

Апостолы

Апостолы... весь мир обошли, трудясь и терпя поношение... из усеченных членов своих изливали кровь, как воду; в лютых страданиях не малодушествовали, но претерпевали их доблестно, и, быв мудрыми, признаны безумными. Иные же скитались в пустынях, в горах и вертепах, в пропастях земных, и в нестроениях были самые благоустроенные. Сего безумия достигнуть да сподобит нас Бог!

(Слово 73, стр. 370)

 

Авва Антоний

Блаженный Антоний никогда не решался сделать что-либо, полезное более для него самого, нежели для ближнего, в том уповании, что выгода его ближнего - наилучшее для него делание.

 

Авва Агафон

Рассказывают об авве Агафоне, будто бы сказал он: <Желал бы я найти прокаженного и взять у него тело его, а ему дать свое>. Видишь ли совершенную любовь? И так же относительно того, что у него было вне его, он не мог утерпеть, чтобы не упокоить тем ближнего своего. И еще: был у него ножичек; брат, пришедши к нему, пожелал его иметь, и авва не дал ему выйти из келлии своей без этого ножичка. Таково и прочее, написанное о подобных мужах. Но к чему я говорю это? Многие из них ради ближнего предавали тела свои зверям, мечу и огню.

 

Ангелы

Иногда ангелы наставляли на путь тех из подвижников, которые заблуждались; иногда избавляли тех, которые впадали в искушения; иногда, при внезапной беде и угрожающей опасности, исхищали их от этого, спасая, например, от змия или от (падения) скалы, или от стрелы, или от брошенного камня; иногда, если враг явно нападал на святых, являлись видимым образом и говорили, что посланы на помощь к ним, и придавали им смелость, отважность и отраду; а в иное время совершали чрез них исцеления, иногда же исцеляли самих святых, подвергшихся каким-либо страданиям.

 

Безмолвники

Вопрос. Какие помыслы и размышления должно иметь подвижнику, пребывающему на безмолвии, в безмолвной своей келий, и что надлежит ему непрестанно делать, чтобы ум его не имел досуга для суетных помыслов?

Ответ. Спрашиваешь о помысле и размышлении, как человек становится мертвым в келлии своей? Разве человек рачительный и трезвенный душою имеет нужду спрашивать, как ему вести себя, когда бывает он один сам с собой? Какое иное занятие у монаха в келлии его, кроме плача? Разве бывает у него время от плача обратиться к другому помыслу? И какое занятие лучше этого? Самое пребывание монаха и одиночество его, уподобляясь пребыванию во гробе, далекому от радости человеческой, учат его, что деятельность его - плач. И самое значение имени его к тому же призывает и убеждает, потому что называется он сетующим, т.е. исполненным горести в сердце. И все святые в плаче переселялись из сей жизни. Если же святые плакали, и, пока не переселились из жизни сей, очи их всегда были наполнены слезами, то кто же не будет плакать? Утешение монаху порождается плачем его. И если совершенные и победоносные здесь плакали, то как стерпит исполненный язв, чтобы пребыть ему без плача? Поэтому, если пойдем на безмолвие и с терпением будем пребывать в нем, то, конечно, в состоянии будем пребывать в плаче. Посему будем непрестанно в уме своем молить Господа, чтобы даровал нам плач. Ибо, если приимем сию благодать, лучшую и превосходнейшую прочих дарований, то, при помощи ее, достигнем чистоты. А как скоро достигнем ее, не отнимется уже у нас чистота до самого исхода нашего из жизни сей.

Посему блаженны чистые сердцем, потому что нет времени, когда бы не услаждались они сею сладостию слез, и в ней всегда зрят они Господа. Пока еще слезы у них на глазах, они сподобляются зрения откровений Его на высоте молитвы своей; и нет у них молитвы без слез.

Сие-то и значит сказанное Господом: <блажени плачущии, яко таи утешатся> (Мф. 5, 4). Ибо от плача приходит человек к душевной чистоте. Посему Господь, сказав: <яко тии утешатся>, не объяснил: каким утешением. Ибо, когда монах сподобился с помощию слез прейти область страстей и вступить на равнину душевной чистоты, тогда сретает его таковое утешение. Посему, если кто из получивших утешение здесь прострется на сию равнину, то на ней встретит утешение, необретаемое здесь, и уразумевает тогда, какое получает конец плача утешение, которое плачущим дает Бог за чистоту их; потому что непрестанно плачущий не может быть тревожим страстями. Проливать слезы и плакать, это - дарование бесстрастных. И если слезы временно плачущего и сетующего могут не только путеводить его к бесстрастию, но и совершенно очистить и освободить ум его от памятования страстей, то что скажем о тех, которые с ведением день и ночь упражняются в сем делании? Посему никто не знает помощи, бывающей от плача, кроме тех одних, которые предали души свои делу сему. Все святые стремятся к сему входу (т.е. к получению дара плача), потому что слезами отверзается пред ними дверь для вшествия в страну утешения; и в этой стране в откровениях изображаются преблагие и спасительные следы Божии.

(Слово 21, стр. 97-99)

 

Безмолвники удалялись от бесед с людьми

Если человек однажды отворит дверь по каким-либо побуждениям, то диавол не престанет выставлять ему на вид некоторые из сих побуждений, под многими предлогами, к частым и бесчисленным встречам с людьми. Поэтому если ты, брат, истинно любишь добродетель такового безмолвия, которое не терпит в себе ни рассеяния, ни отторжения, ни отделения, и которым побеждали древние, то найдешь в таком случае возможность совершить похвальное свое желание, как скоро уподобишься Отцам своим, и приимешь намерение в себе показать житие их. А они возлюбили совершенное безмолвие, не заботились выказывать любовь близким своим, не старались употреблять силы свои на их успокоение и не стыдились избегать встречи с теми, которые почитаются людьми почтенными.

Так они шествовали и не были осуждены людьми мудрыми и ведущими, как пренебрегающие братиями, презрители или нерадивые, или лишенные рассудка, что в оправдание их и сказано одним почитающим безмолвие и отшельничество паче сообщества с людьми. <Человек, - говорит он, - который опытно постигает сладость безмолвия в келлии своей, не как пренебрегающий ближним убегает с ним встречи, но ради того плода, какой собирает от безмолвия>. <Для чего, - спрашивает он, - Авва Арсений предавался бегству и не останавливался, встречая кого-либо? Авва же Феодор, если встречал кого, то встреча его была как меч. Никому не говорил он приветствия, когда находился вне своей келлии. А святой Арсений не приветствовал даже и приходящего к нему с приветствием. Ибо в одно время некто из Отцев пришел видеть авву Арсения, и старец отворил дверь, думая, что это служитель его; но когда увидел, кто был пришедший, повергся на лице свое, и, долго умоляемый встать, при уверении пришедшего, что приимет благословение и уйдет, святой отказался, говоря: <Не встану, пока не уйдешь>. И не встал, пока тот не ушел. И делал блаженный это для того, чтобы, если однажды подаст им руку, снова не возвратились к нему.

Посмотри же на продолжение слова и тогда не скажешь, что, может быть, Арсений пренебрег сим Отцем, или кем другим, по малозначительности его, а иному ради чести его оказал лицеприятие и беседовал с ним. Напротив того, Арсений равно бегал от всех, и от малых и от великих. Одно было у него пред очами - ради безмолвия пренебрегать сообщением с людьми, будет ли то человек великий или малый, и ради чести безмолвия и молчания от всех понести на себе укоризну И мы знаем, что приходил к нему архиепископ, блаженный Феофил, а с ним был и судия той страны, имевший желание видеть святого и оказать ему честь. Но Арсений, когда сидел пред ними, даже малым словом не почтил их высокого сана, хотя и очень желали они слышать слово его. И когда архиепископ стал просить его о том, добрый старец помолчал немного и потом говорит: <Сохраните ли слово мое, если скажу вам?> Они изъявили согласие, сказав: <Да>. Старец же сказал им: <Если услышите, что тут Арсений, не приближайтесь туда>. Видишь ли чудный нрав старца? Видишь ли пренебрежение его к человеческой беседе? Вот человек, познавший плод безмолвия. Блаженный не рассуждал, что пришел учитель вселенский и глава Церкви, но представлял в мысли следующее: <Единожды навсегда умер я для мира, какая же польза от мертвеца живым?> И авва Макарий укорил его исполненною любви укоризною, сказав: <Что ты бегаешь от нас?> Старец же представил ему чудное и достойное похвалы оправдание, ответив: <Богу известно, что люблю вас; но не могу быть вместе и с Богом и с людьми>. И сему чудному ведению научен он не иным кем, но Божиим гласом. Ибо сказано было ему: <Бегай, Арсений, людей и спасешься>.

Ни один праздный и любящий беседы человек да не будет столь бесстыден, чтобы опровергать это, извращая слова Арсениевы, и да не говорит вопреки сему, что это - изобретение человеческое и изобретено в пользу безмолвия. Напротив того, это - учение небесное. И да не подумаем мы, будто бы сказано было сие Арсению в том смысле, чтобы бежать и удаляться ему от мира, а не в том, чтобы бегать ему также и от братий! После того как оставил он мир, пошел и поселился в лавре, снова молился он Богу, вопрошая, как можно жить ему добродетельно, и говорил: <Укажи мне путь, Господи, как спастись>, и думал, что услышит что-либо иное; но и во второй раз услышал опять тот же Владычный глас: <Бегай, Арсений, молчи и безмолвствуй. И хотя много пользы (сказано ему) в свидании и беседе с ними, сколько бегать от них>. И когда приял сие блаженный Арсений в Божественном откровении, и так как, когда был с братиею, изречено то же самое, тогда уверился он и познал, что к приобретению доброй жизни недостаточно ему бегать только мирских, должно же убегать от всех равно. <Укажи мне путь, Господи, как спастись>, - и думал, что услышит что-либо иное; и во второй раз услышал опять тот же Владычный глас: <Бегай, Арсений, молчи, и безмолвствуй. И хотя много пользы (сказано ему) в свидании и беседе с братиями, однако же не столько полезно для тебя беседовать с ними, сколько бегать от них>. И когда приял сие блаженный Арсений в Божественном откровении, и так как, когда был еще в мире, повелено ему бегать и потом, когда был с братиею, изречено то же самое тогда уверился он и познал, что к приобретению доброй жизни недостаточно ему бегать только мирских, должно же убегать от всех равно. Ибо может ли кто противиться и прекословить Божественному гласу? Да и божественному Антонию сказано было в откровении: <Если желаешь безмолвствовать, иди не только в Фиваиду, но даже во внутреннейшую пустыню>. Посему, если Бог повелевает нам бегать от всех и столько любит безмолвие, когда пребывают в нем любящие Его, кто станет выставлять на вид какие-либо предлоги к тому, чтобы пребывать в собеседовании и сближении с людьми? Если Арсению и Антонию полезны были бегство и осторожность, то кольми паче полезны они немощным? И если тех, и в слове, и в лицезрении, и в помощи которых имел нужду целый мир. Бог почтил больше за их безмолвие, нежели за вспомоществование всему братству, лучше же сказать - всему человечеству, то кольми паче безмолвие нужно тому, кто не в состоянии хорошо охранять себя?

Знаем и о другом некоем святом, что брат его сделался болен и заключен был в другой келлии. А поелику святой во все время болезни его превозмогал свою сострадательность и не приходил повидаться с ним, то больной, приближаясь к исшествию своему из жизни, послал сказать ему: <Если ты не приходил ко мне доныне, то приди теперь, чтобы видеть мне тебя прежде отшествия моего из мира, или приди хотя ночью, и я поцелую тебя, и почию>. Но блаженный не согласился даже и в этот час, когда природа обыкновенно требует нашего сострадания друг к другу и преступает определение воли, но сказал: <Если выйду, то не очищусь сердцем моим пред Богом, потому что не радел посещать духовных братий, естество же предпочел Христу?> И брат умер, а он не видал его.

Поэтому никто по лености помыслов да не выставляет на вид, что сие невозможно, да не ниспровергает и да не обращает в ничто своего безмолвия, отвергнув Божий о нем Промысл. Если святые победили самое естество, как оно ни крепко, и если Христос любит, когда чествуют безмолвие, между тем как оставляются в пренебрежении чада Его, то какая может быть у тебя иная необходимость, которой ты не мог бы пренебречь, когда подпадаешь ей? Оная заповедь, в которой сказано: <возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем умом твоим> (Мф. 22, 37), более целого мира и естества, и всего, что в естестве, вполне исполняется, когда пребываешь в безмолвии своем. И заповедь о любви к ближнему заключена в нем же. Хочешь ли, по Евангельской заповеди, приобрести в душе своей любовь к ближнему? Удались от него, и тогда возгорится в тебе пламень любви к нему, и радоваться будешь при лицезрении его, как при видении светлого ангела. Хочешь ли также, чтобы жаждали твоего лицезрения любящие тебя? В определенные только дни имей свидание с ними. Опыт - действительно учитель для всех.

(Слово 23, стр. 111-116)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: