Ведущая потребность - в общении, в уважении; в признании самостоятельности ребенка.
Ведущая деятельность - игровая.
Переход от манипулятивной игры к ролевой.
Ведущая функция - восприятие.
Особенности возраста:
Кризис 3-х лет. Формирование "системы Я".
Развитие воображения через развитие функции замещения одного предмета другим.
Появление смысловой структуры сознания.
Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство и негативизм.
Развитие происходит через общение. С взрослым общение становится внеситуативно-познавательным.
Удерживает внимание 7–8 минут.
Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай, как Я).
Цели и задачи для взрослых:
Помогать осваивать разные способы взаимодействия с взрослым и сверстником в игре и в повседневном общении.
Способствовать проявлению всех видов активности ребенка.
Формировать первые "нравственные эмоции": хорошо - плохо.
|
|
Формировать умение действовать по правилам.
Формировать умение сопереживать, сочувствовать. Формировать эмоциональную отзывчивость.
6. Способствовать формированию позитивной самооценки ребенка в процессе общения с взрослым.
Новообразования:
Усвоение первичных нравственных норм.
Самооценка.
Появление элементов партнерского общения.
Возрастные нормы психического развития ребенка к 4 годам
(критерии результативности)
Восприятие
Цвета
Красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый
Узнавание, называние, соотнесение
Формы
Шар - круг, куб - квадрат, треугольник
Узнавание, называние, соотнесение
Величины
Большой - маленький, длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий, толстый - тонкий
Узнавание, называние, соотнесение
Пространства
Далеко - близко, высоко - низко
Узнавание, называние, соотнесение
Эмоционального состояния
Радость, грусть, гнев
Узнавание, называние, соотнесение
Память
Зрительная образная: объем - 4–5 предметов.
Слуховая образная: объем - 3–4 звука.
Слуховая вербальная: объем - 4 слова.
Тактильная: объем - 3–4 предмета.
Внимание
Объем - 4 предмета.
Устойчивость - 10–12 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке контура известного предмета при высокой плотности штриховки, контура неизвестного предмета - при слабой штриховке.
Воображение
Репродуктивное
Раскрашивание или рисование по представлению (например, нарисуй солнышко, раскрась елочку), лепка по заданию (например, скатай шарик, - взрослый не показывает)
С элементами творческого
Дорисовывание, выполнение аппликаций, составление узора ил предмета из мелких деталей без образца (например, придумай, кто живет в стране кружочков), лепка предметов или живых существ со зрительной инструкцией.
Использование в игре предметов-заместителей