Рассказ о том, как Авраам принёс в жертву Исаака - это одна из самых известных, но в то же время самых противоречивых историй в Библии. Эта история заключает в себе то, что современная теология называет «мифологией» в Писании. Это событие вероятно более, чем другие, даёт начало тому, что некоторые теологи считают жестокостью Библейского Бога. Это - именно то событие, которое «освобождает» некоторых от необходимости оставаться верными Писанию, потому что является для них окончательным доказательством того, что истинный Бог и Бог из Писания не обязательно один и тот же.
У меня есть теория в отношении Авраама и Исаака. Я считаю, что этот рассказ, который, я уверен, является точной правдой, показывает разницу между «сыном поспешности» и «сыном обетования». Мой критерий ссылки на эти прозвища - рассказ о Сарре и Агарь. Когда обетование, данное Богом Аврааму, вскоре не исполнилось, он (Авраам) расстроился. Он не мог понять, почему Бог говорит о том, что от его «семени» родится так много, как много звезд на небе, тогда как Сарра, так сказать, даже не была беременна. Однажды Сарра пришла к Аврааму с идеей. «Ложись с моей служанкой», - предложила она (Быт. 16:2). В конце концов, Агарь была почти как член семьи. Её ребёнок тоже мог бы быть Авраамовым семенем (это как будто подтверждало Божье обещание). Это значит, что наверняка именно это имел ввиду Бог. Авраам согласился. Он спал с Агарь. Родился Измаил. «Наконец обетование исполнилось», - думал Авраам. Но Авраам ошибался. Бог сказал о Сарре: «Я благословлю её и дам тебе от неё сына» (Быт. 17:16). Авраам смеялся над этим, но, в конце концов, оказалось, что Измаил не был обещанным ребёнком. Он появился потому, что Авраам и Сарра не дождались, пока Бог Сам исполнит Своё обещание. Они хотели ускорить события. Измаил, сын «поспешности», оказался неудачным результатом. «Дитя поспешности» - это всегда неприятный результат следования природному инстинкту, что противоположно следованию Духу (несмотря на то, что человек не сразу понимает, что совершил ошибку). Те, кто делают поспешный вывод в отношении библейской непогрешимости, поступают так потому, что более следуют своим природным инстинктам, а не Духу.
|
|
Ни одна библейская история не иллюстрирует стигмат веры так драматично и верно, как эта. У каждого поколения есть свой стигмат, которым проверяется стойкость верующего. Вера - это всегда уверенность без очевидности. Ни один смертный не был испытан так, как Авраам. Его испытание было достаточно суровым ещё до того, как, в конце концов, появился Исаак. Но он в конечном итоге не выдержал его. Он вынужден был жить со своей ошибкой. Печаль, которая в результате постигла Измаила, сына Агари (Быт. 16:4 и 21:9-14), - это несомненно иллюстрация того, как каждый из нас вынужден жить со своими прошлыми грехами, даже если они уже прощены. Мы не в состоянии изменить прошлое. Или вычеркнуть его. И всё же мы с волнением узнаём, что Бог дал Аврааму ещё одну возможность пройти испытание веры. Мы говорим не о спасающей вере. Спасающая вера Авраама была описана в Бытие 15:6 и праведность, которая ему зачлась, никогда не будет отнята у него. Но Бог даёт верующему также и возможность оправдаться своими делами, как пишет об этом Иаков (Иак. 2:21-26). Быть оправданным делами означает «выдержать испытание экспериментирующей веры». Это означает, что мы сами (но с верой) делаем нечто, приятное Богу. Многие из нас потерпели в этом неудачу, особенно в первый раз. Авраам тоже. Бог также пришёл к нему во второй раз. Он тоже не смог сразу. Но Бог пришёл к Ионе «вторично» (Иона 3:1), потому что Бог делает это для нас всех. Он - Бог «второго взгляда», как сказал Джон Ньютон.
|
|
Подлинный рассказ о том, как Бог испытывал Авраама, начинается в Быт. 22:2: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой я скажу тебе». Это был второй шанс Авраама. На этот раз Авраам решил угодить Богу, веруя только в Его слово. Бог хотел увидеть (а, скорей, дать увидеть Аврааму самому), любит ли Авраам Его превыше и прежде всего. Многие из нас хотят иметьтакую веру, какая была у Авраама, но не хотят переживать такого испытания. И всё же испытанная вера «драгоценней гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота» (1-е Пет. 1:7).
Наш автор говорит, что Авраам был испытан. В Бытие 22:1 говорится, что он был «искушаем». Есть два вида искушения: (1) одно возникает из природы и (2) второе, которое создаётся Богом. Первое точно может быть названо искушением, оно детально описано в Иак. 1:13-15. Совершенно ясно, что его автором является не Бог. Второй вид искушения лучше назвать доказательством или испытанием, а не искушением. За этим стоит Бог и, разумеется, Он берёт на себя всю ответственность за то, что велит делать Аврааму. Когда Бог испытывает нас таким образом, это прекрасный признак того, что он занимается нами лично. Когда такое случается, абсолютно невозможно сказать, как лучше это назвать: благословением или испытанием.
Испытание Авраама было двояким - эмоциональным и духовным. Эмоциональный аспект касался того, что он должен был сделать по велению Бога со своей плотью и кровью. Духовный аспект касался того, что он должен был сделать по велению Бога с обетованным дитём. Я не берусь сказать, какое из испытаний было для него тяжелее, но писатель нашего послания делает ударение на духовном аспекте. Это потому, что он, «имея обетование», принёс в жертву Исаака, «о котором было сказано: «В Исааке наречётся тебе семя». Потому что не было никакого смысла в том, что Бог велел Аврааму сотворить с тем, кто был единственной связью между ним и его потомками. Что касается эмоциональной стороны испытания, которую писатель книги Бытие особенно подчёркивает, то Бог солидаризируется с чувствами Авраама. «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь». Бог знал, насколько дорог был Исаак своему отцу. Однако если мы слишком привязаны к чему-то или к кому-то, для нас может возникнуть опасность потери этого. Что касается духовного аспекта, то необходимость прервать связь между обетованием и его исполнением могла бы стать искушением для Авраама, которое заставило бы его спорить с Богом: «Конечно же, нет. Ты сказал: «Как много звёзд на небе, не сосчитать», а если я заколю Исаака, считать будет нечего. НЕТ, Бог». Но Авраам не стал возражать.
|
|
Вы можете сказать: «Бог пообещал использовать меня. Это дар (или тот дар) - это всё, что у меня есть, и если я оставлю его, Бог не сможет меня использовать». Я вам отвечу: «Лучшее, что вы можете сделать, даже вместо служения Ему, - это оставаться Ему верным». Позвольте Богу Самому решать, что Он будет использовать. Бог способен увидеть в вас совершенно не то, что вы предполагаете. Ему не нужен ваш дар. Ему нужны вы. Если вы полностью и совершенно принадлежите Ему, то предлагаемое вами становится второстепенным.
В основе сурового испытания Авраама лежат пять принципов:
1. Когда Бог испытывает нас, то, о чём Он просит, на тот момент часто кажется бессмысленным. Если бы это имело полный смысл, тогда не было бы ни малейшей необходимости в вере. Божье слово приходит к нам из той области, которая находится вне естественного уровня и превосходит смысл. Бог испытывает нас чтобы увидеть, будем ли мы верить Его слову сами по себе, без помощи подтверждений, которые составляют поддержку на рациональном уровне. На этом уровне распоряжение Бога предать Исаака вообще не имело смысла.
2. Вера никогда не совершенствуется (становится зрелой) без страданий. Иаков, на примере Авраама иллюстрируя оправдание деяниями, добавлял: «Видишь ли, что вера содействовала делам его и делами вера достигла совершенства?» (Иак. 2:22) Спасающая вера даётся нам не только для спасения, но и для того, чтобы мы стали людьми, плоть и кровь которых сама по себе не может воспроизводить. Спасающая вера, следовательно, даётся нам также для того, чтобы развиться в веру экспериментирующую. Но она неотделима от страданий. Даже Иисус был сделан совершенным «через страдания» (Евр. 2:10; см. также 5:8). Павел убеждал, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божье» (Деян. 14:22).3.
Мы должны повиноваться Святому Духу, не зная всех деталей и скрытого смысла Его воли. Неудачное прохождение Авраамом первого испытания, результатом чего стал «сын поспешности», состояло в том, что он был неудовлетворён незнанием всех смыслов Божьего обещания. Когда Бог испытывал Авраама второй раз, Он предложил принести Исаака в жертву «...на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт. 22-2). У Авраама, должно быть, было искушение поторговаться с Богом: «Скажи мне сначала, к чему это приведёт». Наша беда состоит в том, что часто мы хотим, чтобы Бог нам рассказал всё в деталях и сейчас. Мы не должны стремиться узнать в самом начале, каким будет конец (как делает Бог). Иисус сказал: «Верный в малом и во многом верен» (Луки 16:10). Иногда Бог даёт нам общее представление о том, что Он делает, но удерживает детали, чтобы испытать наше послушание в определённый момент времени.
|
|
4. Нам может быть не дозволено рассказывать ещё кому-нибудь о том, что Боге нами делает. «И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдём туда и поклонимся, и возвратимся к вам» (Исход 22:5). Очень часто желание поделиться хотя бы с одним человеком тем, что сказал нам Бог, становится для нас суровым испытанием. Я не говорю, что не бывает времени, когда это следует сделать, особенно необходимо бывает поделиться с человеком, обладающим зрелыми суждениями. Но часто Бог ставит нас на такое пустынное место, где нет ни одной души, способной понять вас, даже если вы полностью откроете своё сердце. Авраам отказался «метать жемчуг перед свиньями» (своими слугами), потому что иногда «свинья» - это не обязательно явно неверующий. И Исааку Авраам не сказал о том, что он собирается делать. Есть два типа «свиней»: не христиане, которые никогда не смогут понять, и христиане, которые всё же иногда не могут понять. Евангелие от Матф. 7:6 указывает на один из самых сложных для познавания принципов христианской жизни.
5. Самое жестокое страдание может ещё предстоять в будущем (оно почти всегда приходит непосредственно перед концом испытаний). Не Достаточно ли теперь страданий у Авраама? Он согласился подчиниться Божьему распоряжению, неужели будет ещё большее страдание? Да. «И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему... вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» (Быт. 22:7). Если вы спросите, как Авраам это выдержал, я отвечу, что не знаю. Этот момент всей истории всегда казался мне самым болезненным. Но когда ваше страдание становится почти невыносимым, существует знак - очень хороший знак, указывающий на одно условие: вы не ропщите. Если вы ропщите, то всё испытание будет отменено и благословение Бога отложено, (кто знает, на сколько?). Теперь Авраам испытан до конца. Будет ли он роптать? Будет ли размахивать на Бога кулаками и кричать: «Почему?» Авраам просто сказал: «Бог усмотрит себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе» (Быт. 22:8).
Нам сказано, что «простёр Авраам руку, и взял нож, чтобы заколоть сына своего» (Быт. 22:10), потому Исаак был «притом омертвелый» (Евр. 11:12). Сейчас Авраам внешне проявил то, что внутренне вынашивал в глубине своего сердца, сказав «прощай» Исааку.
Между прочим, Авраам должен был сделать это. Он желал? Да. Он должен был это сделать. Наши сердца такие обманчивые. Мы часто думаем, что хотим этого, но когда приходит время действовать, мы начинаем играть сами с собой. Когда Авраам простёр руку, у него и мысли не было, что Бог остановит его. Многие из нас знают, чем закончилась эта история, и часто предвидят аналогичный конец нашего собственного испытания. Тогда мы говорим себе, что мы желаем. Мы желаем подчинить себя Богу, но делаем ли мы это? Мы желаем слушаться, но делаем ли мы это? Иисус сказал: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, то сбережёт её» (Мар. 8:35).
Всё время, когда мы помышляем о спасении своей жизни, мы теряем её и это является показателем того, что мы ещё не смирились. Потерять себя - значит проявлять внешне то, к чему мы внутренне уже готовы без малейшей надежды на счастливый конец.
Не пытайтесь предсказать конец в самом начале. Что Бог спасёт, когда вы предложите Ему своё тело в «жертву живую» (Римл. 12:1) - это Его дело. Вы скажете: «Но от меня ничего не останется, и Ему нечего будет использовать». Когда от вас не остаётся ничего, что бы Он мог использовать, как раз в этот момент вы и готовы к тому, чтобы Он вас использовал.
XIV.
Сыновья обетования
Евреям 11:18-19