СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Актуальность: Педиатрия и гигиена детей раннего и дошкольного возраста являются базовыми знаниями педагогов детских образовательных учреждений. Данная нормативная дисциплина направлена на формирование у студентов теоретических знаний о развитии ребенка в норме и при патологии, представлений о клинике часто встречающихся заболеваний, о профилактике болезней и уходе за больным ребенком. Курс закладывает основы гуманного отношения педагога к воспитанию и уходу за детьми.
В программе использованы современные взгляды на причины, характер развития и закономерности выздоровления ребенка различных периодов детства. Знания, полученные студентами при изучении дисциплины «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста», формируют у них навыки ухода как за здоровым, так и за больным ребенком с учетом его возрастных особенностей.
Цель дисциплины. Целью курса «Основы педиатрии и гигиены» является обучение студентов знаниям по профилактике развития заболеваний у детей и основам диагностики часто встречающихся функциональных расстройств и заболеваний, санитарно-гигиеническим навыкам ухода за здоровым и больным ребенком на этапах его развития.
Задачи:
- Обеспечить студентов знаниями по основам педиатрии и гигиены детей разных возрастных групп;
- Дать студентам представление о функциональных расстройствах организма ребенка на этапах его развития, о часто встречающихся заболеваниях, детских инфекционных болезнях и их профилактике, возрастных особенностях терморегуляции;
Обеспечить навыки:
- организации режима «питание-бодрствование-сон»,
- рационального закаливания в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка,
- ухода за здоровым ребенком, его гигиена и одежда,
- ухода за больным ребенком,
- знания организации воспитательного процесса с учетом профилактики нарушений зрения и осанки у дошкольника;
- Развить у студентов умение применять вышеперечисленные знания и навыки на практике;
- Воспитать у будущих педагогов милосердное отношение к детям.
Контроль за самостоятельной работой студентов включает написание ими рефератов и выступление с докладами по возможным беседам с родителями дошкольников, касающихся воспитания и ухода за ребенком.
Для успешного изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, сформированные при получении среднего образования которые учтены в программе ЕГЭ по биологи, а также ООП бакалавриата, например, «Анатомия и возрастная физиология», «Основы генетики и психогенетики», «Основы медицинских знаний» и др.
Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла стандарта высшего профессионального образования: Направление 4.03.02 психолого-педагогическое образование; Профильная направленность: Психология и педагогика инклюзивного образования (Б1.Б.12) и Профильная направленность: Психология образования (Б1.Б.13).
Изучения дисциплины необходимо как основа для последующего изучения дисциплин ООП, а именно: «Психодиагностика», «Основы психотерапии» и других, а так же для подготовки дипломной работы.
Трудоемкость дисциплины – 2 зачетных единицы, академические часы – 72; количество аудиторных – 24 (лекции – 10 часов, семинарские занятия – 14 часов; самостоятельная работа – 48 часов).
Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
№ п/п | Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) | Виды учебных занятий (в часах) | |||
Л | СЗ | СРС | Всего | ||
I | Раздел 1. Возрастные периоды развития ребенка | ||||
1.1. | Предмет и задачи курса «Основы педиатрии и гигиены». Общие закономерности роста и развития ребенка. | ||||
1.2 | Педиатрия, как фундаментальная наука и ее связь с другими дисциплинами. История развития педиатрии. | ||||
1.3. | Здоровье ребенка, психическое и физическое развитие детей. | ||||
1.4. | Особенности детей раннего и дошкольного возраста. Рациональный режим жизни детей различных возрастных групп. | ||||
1.5. | Характеристика возрастных периодов. | ||||
II | Раздел II. Здоровье гигиена и физическое развитие ребенка | ||||
2.1. | Индивидуальное психическое и физическое здоровье – база полноценного развития. | ||||
2.2. | Критерии уровня здоровья | ||||
2.3. | Понятие о психокоррекции и психотерапии. | ||||
2.4 | Образ жизни и здоровье ребенка. | ||||
2.5 | Здоровый образ жизни и его составляющих | ||||
2.6. | Рациональный режим дня детей различных возрастных групп. | ||||
2.7. | Гигиена детей и подростков. Гигиена нервной системы и отдельных органов. | ||||
2.8. | Гигиена как основа профилактики заболеваний и здорового образа жизни. Значение гигиены для укрепления и сохранения здоровья. | ||||
2.9. | Физическое воспитание: укрепление костно-мышечной системы, формирование правильной осанки и закаливание организма. | ||||
2.10. | Гигиенические основы питания как источник здоровья и нормального физического развития детей. | ||||
2.11. | Гигиена окружающей среды. Гигиеническое воспитание детей, санитарное просвещение родителей и персонала | ||||
III | Раздел 3 Основы педиатрии | ||||
3.1. | Пропедевтика детских болезней неинфекционного и инфекционного характера. Первая помощь при несчастных случаях и травмах. | ||||
3.2. | Детские болезни: клиника, диагностика, лечение и их предупреждение. | ||||
3.3. | Неотложные состояния в педиатрии. | ||||
3.4. | Причины заболевания и травматизма у детей, влияние их на организм. | ||||
3.5. | Профилактика заболеваний у детей. Меры, предупреждающие несчастные случаи в образовательных учреждениях. | ||||
Итого по курсу |