Понятие территории в международном праве. Виды территорий, их правовой режим. Правовые основания и способы изменения государственной территории

Территория в международном праве: понятие и виды.

Это среда обитания и материальная база существования человеческой цивилизации: сухопутная, водное, воздушное, космическое планеты и окружающее ее космическое пространство, небесные тела. Государственная территория -та на которую распространяется суверенитет, суша (вкл. недра, острова, архипелаги), воды (реки, озера, каналы, водохранилища, территориальные и внутренние морские воды+ вкл. недра), воздушное пространство. Территории с международно-правовым режимом (международные, общие территории): космическое пространство, Антарктика, открытое море, воздушное пространство над ним, морское дно за пределами нац. юрисдикции. Территории со смешанным правовым режимом- прилежащая зона, исключительная экономическая зона, континентальный шельф, демилитаризованные территории, нейтрализованные, используемые для международного судоходства реки, проливы которые перекрываются территориальными морями государств)

65. Государственная территория: понятие, государственные границы. Правовые основания и способы изменения границ.

Государственная граница - юридически обоснованная условная линия, определяющая пределы государственной территории. Обычно установление государственных границ проходит две стадии: делимитация и демаркация.

Делимитация – это определение положения и направления гос. границы по соглашению между сопредельными государствами и нанесение этой линии на географическую карту, прилагаемую к договору о делимитации. Демаркация – это установление линии государственной границы на местности на основании документа о делимитации и обозначение её соответствующими пограничными знаками. Режим границы РФ устанавливается Федеральным законом «О государственной границе РФ», Таможенным кодексом РФ, Воздушным кодексом РФ и др. международными соглашениями с сопредельными государствами.

Основания изменения государственной территории: 1) осуществление нациями и народами своего права на самоопределение. 2) обмен небольшими участками государственных территорий сопредельных государств. 3) передача небольших и незаселенных участков (цессия) за компенсацию.

66. Международные реки. Международно-правовой режим. Дуная.

Международными считаются реки, которые протекают по территории двух и более государств и впадают в судоходные водоемы (озера, моря и океаны). Таковыми, например, являются Дунай.

В широком смысле свобода судоходства по международным рекам означает, что суда всех государств могут плавать по этим рекам без каких-либо ограничений. В узком смысле свобода судоходства означает, что данная река открыта для плавания судов только прибрежных государств. Конвенцией о режиме судоходства на Дунае. Свободна и открыта для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства. Плавание по Дунаю военных кораблей всех непридунайских стран запрещается. Плавание военных кораблей придунайских стран за пределами страны, флаг которой несет корабль, может осуществляться только по договоренности между заинтересованными придунайскими государствами. Дунайская комиссия.

67. Правовой режим Арктики. «Секторная» теория. Юридический статус морских пространств Арктики. Северный морской путь. Арктический континентальный шельф.

Все решения по Арктике принимает Арктический совет (РФ, Норвегия, Дания, Швеция, Канада). Совет занимается вопросами организации сотрудничества, решением спорных вопросов по территории Арктики. Арктический регион разделен на «сектора владения» приарктических государств. В 1921 г. Все территории (в т. ч. неоткрытые и неразведанные), которые входят в полярный сектор государства, находятся под его суверенитетом. Водная поверхность океанских и морских пространств в пределах Арктики является открытым морем. При этом государство, имеющее полярный сектор в Арктике, может рассматривать его как зону своей безопасности. Таким образом, режим морских вод Арктики установлен в соответствии с нормами международного морского права, согласно которому у побережья земель и островов устанавливаются территориальные воды, прилежащие и экономические зоны, континентальный шельф, а далее - открытое море. Сибирские моря РФ: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотске относят к Северному морскому пути. Северный морской путь открыт для судов всех флагов при соблюдении некоторых правил, в частности касающихся обязательной ледокольно-лоцманской проводки судов ввиду сложной навигационной обстановки и в целях обеспечения безопасности мореплавания в некоторых арктических районах, расположенных в пределах трассы Севморпути. В 1982 году была принята Конвенция ООН по морскому праву, согласно которой территориальная юрисдикция государства распространяется лишь на шельф, тогда как внешельфовая зона объявляется международной. Россия присоединилась к этому соглашению в 1997 году. По конвенции территориальным морем могут быть объявлены прибрежные воды на расстоянии не более 12 миль от базовых линий, а исключительной экономической зоной - 200 мильная зона от базовых линий (+150 миль для континентального шельфа, если удастся доказать, что морское дно является продолжением берега).

. Понятие государственной границы, её правовой режим. Стадии установления государственной границы.

 

П онятие государственной границы. Государственная граница устанавливает пространственные преде-

лы осуществления государством его суверенитета, отделяет территорию данного государства от террито-рии других государств или от международных пространств.

Режим государственной границы определяется международными договорами сопредельных государств и за-конодательством каждого из них.

  • свое время исторически сложилось деление границ на естественные и искусственные, причем под пер-выми понимали природные рубежи (горы, реки и т.д.), отделявшие одно государство от другого, а под вторым — границы, проводимые искусственным путем. В настоящее время такое деление устарело, потому что сейчас искус-ственные линии границ (установка пограничных знаков и т.д.) проводятся и при наличии естественного рубежа.

Различают границы орографические и геометрические. Под орографической границей понимают линию, проведенную с учетом рельефа местности (речное русло, горный водораздел и т.д.). Под геометрической границей понимают прямую линию, которая устанавливается от одной до другой точки без учета рельефа местности.

  • практике чаще встречаются комбинированные границы, т.е. такие, которые на некоторых своих участках

проведены с учетом рельефа местности и являются орографическими, а на других участках проведены без учета ре-льефа местности и являются геометрическими.

В качестве особого вида границы может быть названа астрономическая граница. Астрономической грани-цей называется геометрическая граница, совпадающая с параллелью или меридианом географической сетки41.

Границы государства устанавливаются в договорном порядке путем делимитации и демаркации границ. Делимитацией называется определение в договоре общего направления и положения границы. Договарива-

ющиеся государства составляют краткое описание прохождения линии границы и наносят эту границу на карту. Демаркацией называется проведение линии границы на местности. Для того чтобы провести демаркацию,

договаривающиеся государства назначают смешанные комиссии. В такую смешанную комиссию входят представи-тели договаривающихся государств, которые в соответствии с договором о делимитации обозначают прохождение границы на местности, для чего сооружаются специальные пограничные знаки и составляются документы о демар-кации.

Этими документами о демаркации являются протоколы, в которых указываются места постановки погранич-ных знаков, описывается линия границы. К этим же документам относятся крупномасштабные карты, на которые нанесена линия границы.

Проверка существующей и демаркированной в свое время линии границы, а также восстановление при про-верке разрушенных пограничных знаков называется редемаркацией.

  1. Понятие и состав государственной территории
  • самом широком смысле под территорией понимают такие пространства, как сухопутная и водная поверх-ность земного шара, его недра, воздушное пространство, а также космос, включая Луну и другие небесные тела.

Территория государстваэто часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного го-сударства.

С точки зрения международного права территория рассматривается как юридическая категория, неразрывно связанная с понятием государства. Нет и не может быть государства без территории. Именно территория наряду с населением является материальной основой любого государства.

Территория государства бывает фактическая – в пределах государственной границы и юрисдикционная – например, территория посольства. Участок земли с находящимся на нём зданием может быть арендован или приоб-ретён государством в собственность по договору купли-продажи с надлежащим оформлением всех необходимых документов. Это качество позволяет государству предоставлять дипломатическое убежище.

    • состав фактической государственной территории входит:
  • сухопутная территория — острова, анклавы и эксклавы;
  • недра;
  • водная территория — внутренние морские воды и территориальное море. В состав водной территории входят: внутреннее море; воды морских портов; воды бухт, заливов и лиманов вход в которые меньше 24 морских миль; исторические воды – это заливы вход в которые более 24 морских мили, но исторически ни одно государство не оспаривало право прибрежного государства на эту территорию; территориальное море

– это морской пояс прибрежного государства на расстоянии 12 морских миль от точки наибольшего отлива.

  • воздушная территория – воздушное пространство над сухопутной и водной территорией. Воздушная территория простирается на высоту до 100 – 110 км от сухопутной и водной поверхности, в пределах государственных границ.

СССР имел до Второй мировой войны такую астрономическую границу с Японией на Сахалине, которая проходила по 50-й параллели северной широты. Астрономические границы, например, имеют Филиппины.

  1. Правовые основания и способы изменения государственной территории
  • соответствии с основополагающими принципами международного права — нерушимости государствен-ных границ и территориальной целостности государств — границы между государствами не могут быть изменены путем применения силы или угрозы силой. Вместе с тем не исключена возможность изменения границ мирными способами в результате переговоров между государствами и заключения договора о новых границах между ними.
  • разное время способы изменения государственной территории и образования новых границ были неодина-ковы. Почти до середины XIX в. основным из этих способов была война, когда более сильное государство могло отобрать у более слабого государства часть его территории и даже полностью завоевать его. Вместе с тем монархи нередко покупали и продавали территорию, обменивались ею, отдавали в залог, делили между своими наследника-ми либо объединяли территории при династических браках. Например, английский король Карл II в 1664 г., женив-шись на португальской принцессе, получил в приданое Танжер, но в 1684 г. продал его султану Марокко. В 1803 г. Наполеон за 60 млн франков продал США Луизиану, в 1867 г. русский царь Александр II за 7 млн 200 тыс. долларов продал США Аляску и т.д.

Современное международное право признает правомерными следующие способы изменения государствен-ной границы.

Сделка о продаже территории. В качестве примера можно привести продажу Испанией Германии Каро-

линских островов в 1899 г. По договору от 3 февраля 1947 г. Финляндия уступила нашей стране территорию в 176 кв. км в районе гидроэлектростанции Янискоски и регулирующей плотины Нискакоски на реке Паатсо-Иоки за 700 млн финских марок.

Компенсация за передаваемую территорию. В 1967 г. между Францией и Италией было достигнуто согла-шение об изменении границы между ними в районе Клавьер в Альпах. Франция возвратила Италии один из участков территории, полученных ею по мирному договору 1947 г. За это Италия предоставила Франции право ис-пользовать воды протекающей по итальянской территории реки Ройя.

Обмен территориями. В 1878 г. Россия обменяла область Добруджу на Южную Бессарабию, принадлежав-шую Румынии. По Договору от 15 февраля 1951 г. наша страна произвела обмен небольшими равноценными участками территории с Польшей, по Соглашению от 2 декабря 1954 г. — с Ираном. Франция в 1968 г. произвела обмен территорией с Люксембургом с целью уточнения границы.

Восстановление исторических прав на территорию. После Второй мировой войны по решению Ял-тинской конференции союзных держав нашей стране был возвращен Южный Сахалин, отторгнутый у России в ре-зультате русско-японской войны 1904—1905 гг. Вместе с тем к вопросу о восстановлении исторических прав надо относиться очень осторожно. Речь может идти о восстановлении исторических прав, нарушенных сравнительно не-давно, на протяжении жизни одного-двух поколений людей. Если же начать пересматривать всю историю за тыся-челетия, выбирая удобный или выгодный тому или иному государству период, то это может привести к всеобщему хаосу и бесчисленным конфликтам. Кроме того, восстановление исторических прав должно производиться не в од-ностороннем порядке по желанию того или иного государства, а на основе международного договора либо решения международного судебного органа. В этой связи следует упомянуть попытку захвата в 1990 г. Ираком территории Кувейта и присоединения его в качестве своей провинции на основании восстановления исторических прав.

Допускается изменение государственных границ и в порядке наказания государства за агрессию. Так, за развязывание и ведение агрессивной войны от Германии в соответствии с Потсдамским соглашением была отторг-нута территория Восточной Пруссии, которая была разделена между СССР и Польшей. На том же основании — в порядке наказания за агрессию — Япония по решению союзных держав была лишена всех прав на ряд территорий, в том числе на Курильские острова.

Допускается также изменение территории государства по судебному решению – адъюдикация. Изменение территории государства происходит и по естественным природным причинам – аккреция.

Возможна уступка территории по политическим основаниям на безвозмездной основе. Так, СССР в 1990 г. передал КНР остров Даманский.

Если территория государства арендуется, то это не означает переход территории от одного государства к дру-гому. Так, с 1962 г. Финляндия арендует у России часть Сайменского канала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: