В начале урока проводится беседа, в основе которой лежат вопросы и задания к первой главе учебника. Семиклассники отмечают, что главным итогом развития западноевропейского общества в XVI—XVII вв. является дальнейшее разрушение основ традиционного общества в хозяйственной, политической и духовной сферах, и приводят примеры, раскрывающие эти положения.
Затем учитель делает короткое вступление ко второй главе учебника, указывая, что одним из основных вопросов содержания нового материала является изучение революционных процессов в обществе в период раннего Нового времени. «Восстановив картину революций в Нидерландах в XVI в. и в Англии в XVII в., изучив их историю,— говорит учитель,— мы должны понять, какие причины приводили к революционным потрясениям в обществе, и высказать свое мнение об их значении».
Переходя к изучению нового материала, учитель знакомит учащихся с темой, планом урока, с проблемным и познавательным заданием. Познавательное задание обязательно для всех, решить проблему, в связи с ее сложностью для семиклассников, предлагается желающим.
|
|
Главная задача — показать, что причинами революции стали различия между Нидерландами и Испанией в области религии, традиций, культуры, экономических интересов. Следует подчеркнуть, что еще более нетерпимыми, чем налоговый гнет, было обычное для Испании высокомерное отношение к населению зависимых от нее территорий и проводившаяся религиозная политика, в основе которой лежал фанатичный католицизм. Очень важно показать, что достигнутая в результате героической национально-освободительной борьбы народа государственная независимость и свобода вероисповедания создали условия для успешного развития капиталистического хозяйства.
Рассказывая о распространении кальвинистского учения в Нидерландах, учитель может привлечь следующее описание тайной сходки протестантов в сельской местности: «...массы народа сходились по нескольку тысяч на открытых местах; сход загораживался повозками и срубленными деревьями; в середине становился на возвышение проповедник, ближе к нему женщины, дети, безоружные; снаружи большим кольцом помещались вооруженные и всадники на случай защиты от нападений; народ пел псалмы...» (Виппер Р. Ю. История нового времени.— Киев, 1997.— С. 78).
После рассмотрения первого и второго пунктов плана учитель проверяет выполнение познавательного задания. Учащиеся предъявляют составленный по ходу рассказа учителя план ответа на вопрос о причинах освободительной борьбы Нидерландов против Испании. В сильном классе возможен вариант самостоятельной работы семиклассников с учебником и картой. В слабом классе учитель делает запись ответа на познавательное задание на доске.
|
|
Объяснение учителя по третьему, четвертому и пятому пунктам плана можно провести в объеме учебника. Зато сюжет о морских и лесных гёзах при желании может быть дополнен песней гёзов.
Десятый пфенниг | ||
Родимый край, вставай на бой, Поможет Бог борьбе такой, Погибнут все злодеи. Богобоязненной рукой Сорвем веревку с шеи. Испанцы вешателя шлют, И тот, верша неправый суд, Ярится как антихрист. Он идолов расставил тут И наши деньги вытряс. Испанский вешатель-злодей Все больше пьет и жрет жирней, Сживая нас со света. Бродяги, странники морей, | Отмcтим ему за это! Десятой долею, подлец, Он разоряет нас вконец, Казня еще суровей... Страна родная, каждый грош, Который втайне соберешь, Неси не в ларь испанский, А тем, кого в лесах найдешь,— Их принц ведет Оранский. Отдать ли деньги палачам Иль нашим гордым смельчакам, Решить давно пора нам. На битву, гёзы! Счастья вам! Позор и смерть тиранам! |
События испано-нидерландской войны рассматриваются в пределах учебника. Для лучшего усвоения фактического материала следует по ходу рассказа учителя записывать на доске хронологию событий:
1566 г. — начало иконоборческого движения; | |
1567 г. — вступление испанской армии в Брюссель; | |
1572 г. — начало военных действий между Нидерландами и Испанией; | |
1579 г. — подписание Утрехтской унии; | |
1588 г. — создание Республики Соединенных провинций. |
В последней части урока подводятся итоги национально-освободительной борьбы жителей Нидерландов против Испании. Говоря о том, что революция способствовала превращению Голландии в самую экономически развитую страну в Европе, учитель рассказывает:
«Зеландия, юго-западная часть Соединенных провинций, расположенная на островах в устье Рейна, Мааса и Шельды, держала теперь в своих руках концы всех водных путей, выходивших из Бельгии. После разрушения испанцами Антверпена его значение перешло к Амстердаму, главному городу Голландии. В то же время голландцы продолжали торговать с Испанией. Даже во время войны они открыто или под чужими именами доставляли в Испанию строительный материал и паруса для кораблей, продавали в страны Южной Европы зерно, вывозя его из прибалтийских стран. Все больше и больше развивалось голландское рыболовство, особенно ловля сельдей, которых продавали в страны Северной Европы. Недаром говорили, что «Амстердам выстроился на хребтах сельдей». Из Голландии вывозились мясо, масло. Пользуясь своим положением между северными и южными морями, голландцы стали посредниками в европейской торговле, «морскими перевозчиками». Современник этой эпохи писал о Голландии: «Жители ее, подобно пчелам, высасывали сок со всех стран: Норвегия была их строевым лесом, берега Рейна и Гаронны — их виноградниками, Германия, Испания и Ирландия — их овечьими загонами, Пруссия и Польша — их житницами, Индия и Аравия — их садами». В одной только провинции Голландии торговый флот насчитывал 10 000 судов с занятыми на них 250 000 человек.
Голландские купцы включились в борьбу за колонии. В начале XVII в. они проникли в Африку и занялись работорговлей (черных рабов доставляли в Америку). Они создали Ост-Индскую компанию для торговли с Индией, Китаем. В середине XVII в. голландец Тасман первым из европейцев исследовал побережье Австралии и Новой Зеландии. Он открыл ряд островов в Тихом и Индийской океанах. Остров Тасмания назван в его честь.
В начале XVII в. Голландия наряду с Англией стала ведущей страной в области производства и торговли. Одна за другой росли мануфактуры, а голландские сукна и голландское полотно считались лучшими в Европе, их покупали и в России.
|
|
В республике установилась свобода вероисповедания. Хотя государственной религией стал протестантизм, католиков не притесняли. Свободой вероисповедания пользовались также и евреи. В XVII в. Голландия стала прибежищем для европейских эмигрантов, вынужденных бежать из своих стран за проявление свободомыслия.
В Голландии печатались книги, выражающие самые разные точки зрения, но особенно важно отметить, что в стране стали издаваться газеты — новое для того времени средство общения между людьми. Газеты издавались частными лицами и выходили два-три раза в неделю. Они представляли собой небольшие листки, в которых сообщались новости со всех концов Европы — их присылали специальные корреспонденты. Покупали газеты все — от богатых банкиров до простых лавочников и лодочников. На картинах художников того времени можно увидеть посетителей кабачков, читающих газеты. Печатались и памфлеты, затрагивающие острые вопросы европейской политики, что вызывало протесты со стороны правительств соседних государств».
В заключительной части урока проверяется выполнение познавательного задания и решение проблемы. Учащиеся отмечают, что национально-освободительная борьба в Нидерландах является революцией, так как движение велось не только за реформацию церкви, но имело своей целью и уничтожение национального гнета и всех препятствий, которые мешали развитию свободной духовной и экономической жизни. К власти пришли люди, занимавшиеся капиталистическим предпринимательством, это уничтожало старые традиционные отношения. Домашнее задание указано в технологической карте. Здесь же указываются рисунки и картины художников, использование которых может помочь сформировать у учащихся образы страны и ее народа.
Тема II. РЕВОЛЮЦИЯ В АНГЛИИ.
УСТАНОВЛЕНИЕ ПАРЛАМЕНТСКОЙ МОНАРХИИ (2 ч)
УРОК 17. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема | Парламент против короля. Революция в Англии: 1. Англия накануне революции. Стюарты на троне. 2. Пуританская этика и образ жизни английского общества. 3. Причины революции. 4. Борьба Карла I с парламентом. 5. Начало революции и гражданская война. 6. Оливер Кромвель и революционная армия. 7. Победа парламента; казнь короля и установление республики. Возможная личностно значимая проблема: успех деятельности человека зависит от черт его характера, в том числе и от умения пойти на компромисс, если этого требуют важные обстоятельства |
Планируемые результаты изучения материала | Учащиеся осознают, что революция в Англии была вызвана сложным и неразрывным переплетением социальных и религиозных причин: противоречиями между Стюартами, желавшими править, не считаясь с парламентом, и обществом, требовавшим уважения прав парламента и соблюдения законов; недовольством существующей административной системой; требованиями пуритан «очистить» господствовавшую англиканскую церковь; недовольство королем, поддерживавшим старые традиционные формы экономической деятельности, что в какой-то степени мешало развитию капиталистического предпринимательства; недовольство внешней политикой Стюартов. Учащиеся понимают, что революция в Англии развивалась в форме гражданской войны, имевшей широкий социальный состав и расколовшей все общество на два враждебных лагеря |
Методы обучения и формы организации учебной деятельности | Проблемный или частично поисковый метод. Варианты проблемных заданий: 1. Выделите причины революции в Англии. Сравните их с причинами революции в Нидерландах, найдите общие черты и различия. 2. Проанализируйте приведенный ниже текст и извлечения из документов в конце § 16 (Великая ремонстрация и Обвинение против короля) и сделайте вывод, в чем заключался корень противоречий, существовавших между королями и значительной частью общества в Англии в XVII в. «Итак, монархия есть подобие божественной власти. Во-первых, ее основание заключено в Священном Писании, во-вторых, она проистекает из древнего права нашего королевства, и, в-третьих, она коренится в законе природы... Титул короля божественного происхождения, поскольку короли только Богом посажены и только перед ним отчитываются за свои дела»,— заявлял Карл I. Форма урока: комбинированный урок или урок — лабораторная работа. Приемы деятельности учителя: размышление и беседа (о причинах революции в Англии), рассказ (о гражданской войне между королем и парламентом), персонификация (О. Кромвель), организация лабораторной работы с документами и текстом учебника |
Развитие умений учащихся | Учатся работать с документами, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, актуализировать ранее изученное, составлять характеристики исторических деятелей, решать проблемы и предъявлять результаты своей работы |
Основные понятия и термины | Джентри, режим личного правления, гражданская война, круглоголовые, кавалеры |
Источники информации: школьные и внешкольные | Учебник, § 16. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Карта «Англия во время буржуазной революции». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей: Всемирная история.— М.: Аванта +, 1995.— Т. 1.— С. 482—485. В. Скотт. Пуритане; Роб Рой; Приключения Найджела; Легенда о Монтрозе; Черный карлик; Эдинбургская темница. А. Феличе. Клуб тетушки Сидони. Репродукции картин: Ван Дейк. Король Карл I, Английский. Р. Уокер. Оливер Кромвель |
|
|