После того как учащиеся назовут причины конфликта между жителями колоний и Английской короной, они знакомятся с темой и планом урока, и каждый из них выбирает для работы познавательное или проблемное задание.
Урок очень насыщен, так как дополнительно к фактическому материалу на нем изучается достаточно сложный документ — извлечение из Декларации независимости.
О начале Войны за независимость рассказывается по материалам учебника. Расширение содержания может происходить за счет включения более подробных сведений о Джордже Вашингтоне.
Джордж Вашингтон — один из наиболее почитаемых героев американской истории, человек, избранный первым президентом США. Его имя носят столица государства и один из штатов, его называют «отцом-основателем» страны. Поэтому мы можем предполагать, что он являлся для американцев идеалом человека того времени. Познакомимся с его жизнью, деятельностью и личными качествами, и тогда нам станет понятнее, какие черты личности ценились в американском обществе.
Будущий первый президент США родился в 1732 г. в семье крупного плантатора-рабовладельца в английской североамериканской колонии Вирджиния. Школу мальчик посещал с большими перерывами с 7 до 15 лет и полноценного образования не получил. Даже в зрелом возрасте он допускал ошибки при письме. Наибольших успехов Джордж достиг в изучении математики, поскольку с детства готовил себя к ведению хозяйства на плантациях. Уже в юности он хорошо разбирался в выращивании табака, разведении скота.
Зимой 1748—1749 гг. Вашингтон прослушал небольшой теоретический курс в одном из колледжей и получил свидетельство землемера. Следующие два года, работая землемером, он совершал путешествия в неосвоенные районы на западе Северной Америки. Тяжелая работа сделала его выносливым. Главными соперниками в освоении этого края были Франция и Великобритания. Французы часто использовали индейские племена для нападения на английских колонистов из Вирджинии и Пенсильвании. Это послужило толчком к принятию решения начать военную карьеру, и в 1752 г. Вашингтона назначили майором ополчения южного района Вирджинии. Шесть лет он принимал самое активное участие в борьбе с французами и индейцами, совершавшими постоянные набеги на границы английских колоний. Жизнь Вашингтона часто подвергалась опасностям, но благодаря мужеству и находчивости он с честью выходил из критических ситуаций.
В 1759 г., дослужившись до звания главнокомандующего всеми войсками Вирджинии, он вышел в отставку, решив посвятить свою жизнь работе на плантации. Стараясь быть на уровне последних научных достижений, он выписал из Англии огромное количество литературы по сельскому хозяйству и изучил ее. К 1775 г. владения Вашингтона составляли 25 000 га.
Он был гостеприимным хозяином; подсчитано, что за 7 лет (до 1775 г.) у него в доме побывало более 2000 гостей. Вашингтон заботился о своей внешности, заказывал лучшую одежду в Лондоне. Он обладал большой физической силой. Мускулистый, широкоплечий, с длинными руками и ногами, ростом почти в 190 см, а весом почти в 100 кг, Вашингтон был прекрасным борцом, охотником, наездником. При этом он страстно любил танцевать и не пропускал ни одного бала.
Когда в 1774 г. на Первом континентальном конгрессе в Филадельфии было принято решение о запрещении ввоза промышленных товаров из Англии, Вашингтон активно поддержал это решение. После боев под Лексингтоном и Конкордом Второй континентальный конгресс, собравшийся в апреле 1775 г., избрал его командующим всеми континентальными силами. Это явилось не только проявлением доверия к его качествам военного руководителя; за этим скрывалось намерение назначением виргинца поднять Юг для поддержки новоанглийских колоний.
Сильный характер Вашингтона, его умение сохранять доверие армии в любых условиях, вселять уверенность в собственные силы удержали американские войска от полного развала в критические периоды войны. Создавая регулярную американскую армию, Вашингтон наводил дисциплину «железной рукой». Он не являлся великим полководцем и часто терпел поражения, однако сумел проявить себя энергичным военачальником в сражениях у Трентона и Принстона, в решающей битве у Йорктауна. На протяжении всей войны самой большой проблемой Вашингтона было вооружение и снабжение армии. По мере развития боевых действий с Англией все больше американцев, в том числе и Вашингтон, приходили к выводу о необходимости отделения колоний от метрополии.
Выйдя в отставку после окончания войны, он удалился в свое поместье. Вашингтон был сторонником республиканского устройства страны, которая после победы над Англией оказалась в сложном положении. С окончанием войны исчезли причины, связывавшие вместе 13 американских штатов. Из-за длившейся 8 лет войны ухудшилось экономическое положение страны. Чтобы спасти молодое государство, нужна была конституция, которая законодательно закрепила бы его единство и установила в стране закон и порядок.
Вашингтон был единогласно избран первым президентом страны. Сам он не участвовал в предвыборной борьбе, жил в своем поместье и не стремился к власти. Но народное доверие не оставило ему другого выбора, как занять высший пост, на котором он пробыл два срока — 8 лет. Его президентство было наполнено здравым смыслом. Вашингтон налаживал работу органов государственного управления, по его инициативе были приняты 10 поправок к Конституции США, названные «Биллем о правах» и законодательно закрепившие основные демократические свободы.
Джордж Вашингтон был президентом, для которого характерен солидный и методичный стиль руководства, сознание долга, предсказуемость и надежность. Деятельность правительства была теперь ограничена правом и законом, а он еще при жизни стал символом национального характера.
Он умер в 1799 г. от болезни в возрасте 67 лет. На одной из многочисленных траурных церемоний его друг Генри Ли превозносил его как «первого на войне, первого в мирное время и первого в сердцах его соотечественников». Завещание президента предусматривало освобождение всех рабов, которые ему принадлежали, после смерти его жены. Вашингтон отвергал рабство как несовместимое с принципами Декларации независимости, но его быструю отмену считал неосуществимой. Его завещание было выполнено.
Второй пункт плана раскрывается по учебнику и сопровождается работой с документами. На вопрос, почему передовые умы американского общества отвергали монархию как форму правления, отвечает извлечение из приведенного ниже документа, текст которого следует раздать учащимся.