Господа! Для министров свободного народа очень радостно сообщить вам, что отечество будет спасено. Вся Франция пришла в движение. Все рвутся в бой... Часть народа пойдет на фронт, другие будут рыть окопы, третьи — защищать наши города... Комиссары Коммуны торжественно призовут всех граждан вооружиться и двинуться на защиту отечества... Мы требуем предать смерти всех, кто откажется пойти сам или выдать имеющееся у него оружие... Мы требуем разослать курьеров по всем департаментам, чтобы сообщить им изданные нами декреты. Набат, который зазвучит, будет не сигналом бедствия, а призывом к атаке на врага родины.
Господа, чтобы победить, нам нужна смелость, еще раз смелость, всегда смелость — и Франция будет спасена!
Обсуждение вопроса о терроре следует использовать для нравственного воспитания учащихся, неприятия ими насилия как средства решения проблем. При изучении причин политики террора следует добавить, что это были не просто меры устрашения, но и попытка сплотить вокруг правительства простой народ. В монографии А. Матьеза приводится следующий текст:
|
|
«Философски настроенный полицейский Дютар пишет в отчете об одной экзекуции: «Должен вам сказать, что в области политики такие экзекуции производят наиболее сильное впечатление, но самое сильное их действие заключается в успокоении народного недовольства, вызванного его тяжелыми бедствиями. Народ осуществляет, таким образом, свою месть. Жена, потерявшая мужа; отец, потерявший сына; торговец, вынужденный прикрыть свою торговлю; рабочий, расплачивающийся за все по таким высоким ценам, что от его заработка почти ничего не остается,— способны примириться со своими бедствиями только при виде людей еще более несчастных, которых они считают к тому же своими врагами». (Альбер Матьез. Французская революция.— Ростов-на-Дону, 1995.— С. 455.)
Таким образом, мы видим, что обращение к террору — это не только средство борьбы с врагами революции, не только попытка устрашения, но и средство для укрепления союза с плебейской массой, цена, которую якобинцы платят за поддержку своего правительства. Крушение якобинской диктатуры — иллюстрация к выводу о том, что безнравственными методами нельзя идти даже к самой светлой цели.
В заключительной части урока учащиеся предъявляют свои варианты решения проблемных и познавательных заданий, обдумывают личностно значимую проблему.
УРОК 27. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема | Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта: 1. Раскол среди якобинцев. 2. Трагедия Робеспьера — «якобинец без народа». 3. Переворот 9 термидора. 4. Термидорианская реакция. 5. Войны Директории. Генерал Бонапарт. 6. Государственный переворот 18 брюмера. 7. Великая французская революция в мировой истории. Возможная личностно значимая проблема: упрощение судебной системы и нарушение законности создает повод для превращения этих нарушений в систему. Это не только уничтожает демократию, но и опасно для личности |
Планируемые результаты изучения материала | Учащиеся узнают, что Великая французская революция уничтожила старый порядок, разрушила абсолютизм, создала условия для развития капиталистического хозяйства, положила начало формированию правового государства и гражданского общества. Учащиеся понимают, что революция оказала огромное воздействие на ход мировой истории (идеи, которые она несла, повлияли на другие страны и континенты) |
Методы обучения и формы организации учебной деятельности | Проблемный или частично поисковый метод. Варианты познавательных и проблемных заданий: 1. Выделите причины крушения якобинской диктатуры. Подумайте, почему она была так быстро и сравнительно легко уничтожена. 2. Среди историков существуют разные точки зрения: одни считают, что завершил революцию термидорианский переворот, другие утверждают, что ее концом стал государственный переворот 18 брюмера. Выскажите свою точку зрения на этот ответ и аргументируйте ее. 3. Оцените значение Великой французской революции для истории Франции и мировой истории. Форма урока: комбинированный урок с элементами дискуссии. Приемы деятельности учителя: рассказ, персонификация и драматизация (Дантон, Наполеон Бонапарт, переворот 18 брюмера), эвристическая беседа (причины раскола среди якобинцев и крушения их диктатуры), информативное сообщение (войны Директории), обучение решению учебных проблем, организация дискуссии |
Развитие умений учащихся | Учатся рационально решать познавательные и проблемные задания, участвовать в дискуссии, выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи, использовать ранее полученные знания, давать характеристики историческим деятелям; оперировать понятиями и терминами |
Основные понятия и термины | Умеренные, снисходительные, «бешеные», термидорианцы, Директория |
Источники информации: школьные и внешкольные | Учебник, § 26. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Тесты к теме. Карты «Борьба революционной Франции с внешней и внутренней контрреволюцией в 1792—1794 гг.», «Западная Европа в 1789 г.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей: Всемирная история.— М.: Аванта +.— 1995.— Т. 1.— С. 529—532. Е. Черняк. Судебная петля.— М., 1991 (глава «Лики террора»). Д. Мережковский. Наполеон. Е. Тарле. Наполеон. Э. Людвиг. Наполеон. Иллюстрации: Ж.-А. Гро. Наполеон на Аркольском мосту. Ж.-Л. Давид. Наполеон Бонапарт на перевале Сен-Бернар. Буше. 19 брюмера: Бонапарт в Совете пятисот. Гравюры: Бовен. Победа Наполеона над турками при Абукере, 25 июля 1799 г. Ж.-Б. Грез. Наполеон Бонапарт, первый консул |
|
|