Приступая к изучению традиционных обществ Востока (под словом «Восток» имеются в виду прежде всего страны Азии и Африки), учитель должен исходить из того, что многие характеристики отношений между людьми и государством и между самими членами общества на Востоке иные, нежели на Западе.
Учителю следует знать и особенность периодизации истории традиционного Востока — фактически она не совпадает с периодизацией истории Запада. Хотя начало колониальной экспансии было положено на рубеже XV—XVI вв. и не могло не оказать влияния на страны Востока, тем не менее влияние это было очень незначительным вплоть до XVIII в. включительно. Торговые связи между этими странами и Европой шли в одну сторону — в Европу, нуждающуюся в «колониальных» товарах. Европа еще не имела товаров, которые Востоку были нужны. Ситуация стала меняться только в XIX в., когда в Европе возникло индустриальное общество. Именно машинная индустрия стала ломать традиционный Восток, и ряд ученых придерживается точки зрения, что только в XIX в. для Востока завершается Средневековье.
Современная наука, в частности Л. С. Васильев, отмечает следующие факторы, влияющие на процесс развития Востока:
1) внешние факторы — природно-климатические — влияние на образ жизни зоны обитания людей; природные ресурсы, как минеральные, так и растительные; давление колониальных держав, колониальный капитал, выражающийся в торговых связях и капиталистическом рынке;
2) внутренние факторы — уровень развития данной этнической общности (общественное устройство, экономическое развитие и др.); религиозно-цивилизационный фундамент общества (в Китае, например, это конфуцианство, в Индии — буддизм и т. д.), от которого зависит характер и тип общества, его мировоззрение и культура; готовность к плодотворным заимствованиям; сила традиции и ее готовность к сопротивлению; сила опирающегося на традицию государства.
3) обстоятельства и исторические случайности (непредсказуемый исход военных столкновений, стихийные бедствия или, наоборот, благоприятное стечение обстоятельств). Эти факторы объясняют неоднолинейность исторического процесса.
Если же говорить об отношениях между личностью и государством, то все люди на Востоке, даже очень богатые, не мыслили себя иначе, чем покорными подданными.
Восточная традиция и государство не поощряли стремления к постоянному росту дохода, увеличению богатства и любой ценой гасили их в зародыше. Инициатива и предприимчивость не имели на Востоке почвы для расцвета. Собственники всегда стремились вложить свое богатство во владение землей — это было престижно.
Особая роль на Востоке принадлежит государству, которое в отличие от Запада никогда не выражало интересы одного только господствующего класса, а было верхушкой всего общества и ревностно следило за тем, чтобы все слои населения аккуратно платили налоги.
Сильное государство обеспечивало стабильность в жизни, но за это держало общество в узде. В итоге получается, что общество само хотело этой сильной власти и согласно было на бесправие, считая это в отличие от Европы нормой.
Семья, клан, община, каста, цех — все ячейки общества были приспособлены к нуждам государства, создавая устойчивую консервативную стабильность. Этой же задаче служили и религиозные учения — конфуцианство, буддизм, ислам, направленные на укрепление стабильности.
Возьмем, к примеру, сельскую общину. Ее организация была направлена на сохранение стабильности, гарантию которой крестьяне считали чуть ли не высшей ценностью, ибо любые изменения могли привести к чему-то непредсказуемому. Конечно, у наиболее бедных и обездоленных были стремления к уравнительному перераспределению собственности, но основная масса всегда стремилась к незыблемости традиций. Поэтому даже крестьянские восстания, когда они случались, были направлены не на ликвидацию существующего порядка, а на возвращение к старым традициям. Корень зла крестьяне обычно видели не в государстве, а в его представителях на местах — жадных и нерадивых чиновниках.
Таким образом, если для европейской истории Средневековье хронологически совпадает с феодализмом, то на Востоке Средневековье практически заканчивается в XIX в. Восток развивался иначе, чем Европа, шел по другому пути (линейно-прогрессивный путь Европы и спиральные циклы Востока). Но и в рамках этих спиральных циклов Восток развивался поступательно, и это проявлялось в усовершенствовании технологии, в использовании все новых ресурсов, в развитии науки и т. д. Можно вспомнить, что к началу Великих географических открытий именно Восток представлялся полунищим европейцам сказочно богатым. Он в действительности достигал иногда зажиточности, а то и процветания, стабильность общества гарантировала ему устойчивость. И хотя богаты были не все, но не было кричащей имущественной разницы (кроме тех, кому принадлежала власть). Важно было то, что каждый имел столько, сколько ему полагалось в связи с его положением в обществе.
Рассматривая вопрос о городах, следует сказать о пестром составе их населения, состоявшего из ремесленников, торговцев, чиновников, священнослужителей, военных, слуг, учащихся и ученых, врачевателей, нищих и пр. Каждый из этих слоев имел свои занятия. Поменять свое место в жизни на более престижное не могли из-за кастовых ограничений только в Индии, в других странах это никому не запрещалось. Социальная мобильность на традиционном Востоке была выше, чем в Европе, где ей мешали сословные перегородки. Особенно способные и настойчивые индивиды могли поменять свое положение.
Колониализм внес свою лепту в разрушение традиционного Востока в XVI—XVIII вв., но результаты этих разрушений были невелики. Часть восточных государств «закрыла» свои границы от европейцев, другие оказались его жертвами. По сути дела, до XIX в. Восток оставался почти неизменным (кроме таких мест, как Индия и Индонезия, где колонизаторы были хозяевами).
При первом варианте содержание урока ограничивается материалами учебника. Как правило, недостаток времени не позволяет использовать дополнительный материал. После объяснения учителя учащиеся предъявляют свои варианты решения познавательных и проблемных заданий.
При втором варианте урока учитель предлагает учащимся создать 6 групп, и каждая из них получает задание — прочитать определенную часть параграфа, а затем высказать свою точку зрения на поставленную проблему. Первые три группы для решения получают общую проблему № 1 (см. технологическую карту). Материалы для самостоятельного изучения: 1-я группа — раздел параграфа «Земля должна принадлежать государству»; 2-я группа — раздел параграфа «Деревенская община»; 3-я группа — разделы параграфа «Государство регулирует хозяйственную жизнь» и «Города под контролем государства»; 4-я группа — раздел параграфа о сословных порядках и решает проблему № 3; 5-я и 6-я группы знакомятся с религиями Востока (5-я группа — с конфуцианством и 6-я группа — с буддизмом) и решает проблему № 2.
Поскольку часть параграфа, с которой должна работать 3-я группа, содержит недостаточно материала, ей даются карточки с дополнительным содержанием. Приводим примерное содержание такой карточки — рассказ о восточном городе дается на примере Китая.