Несколько слов о методологических подходах к изучению темы

Приступая к изучению традиционных обществ Востока (под словом «Восток» имеются в виду прежде всего страны Азии и Африки), учитель должен исходить из того, что многие характеристики отношений между людьми и государством и между самими членами общества на Востоке иные, нежели на Западе.

Учителю следует знать и особенность периодизации истории традиционного Востока — фактически она не совпадает с периодизацией истории Запада. Хотя начало колониальной экспансии было положено на рубеже XV—XVI вв. и не могло не оказать влияния на страны Востока, тем не менее влияние это было очень незначительным вплоть до XVIII в. включительно. Торговые связи между этими странами и Европой шли в одну сторону — в Европу, нуждающуюся в «колониальных» товарах. Европа еще не имела товаров, которые Востоку были нужны. Ситуация стала меняться только в XIX в., когда в Европе возникло индустриальное общество. Именно машинная индустрия стала ломать традиционный Восток, и ряд ученых придерживается точки зрения, что только в XIX в. для Востока завершается Средневековье.

Современная наука, в частности Л. С. Васильев, отмечает следующие факторы, влияющие на процесс развития Востока:

1) внешние факторы — природно-климатические — влияние на образ жизни зоны обитания людей; природные ресурсы, как минеральные, так и растительные; давление колониальных держав, колониальный капитал, выражающийся в торговых связях и капиталистическом рынке;

2) внутренние факторы — уровень развития данной этнической общности (общественное устройство, экономическое развитие и др.); религиозно-цивилизационный фундамент общества (в Китае, например, это конфуцианство, в Индии — буддизм и т. д.), от которого зависит характер и тип общества, его мировоззрение и культура; готовность к плодотворным заимствованиям; сила традиции и ее готовность к сопротивлению; сила опирающегося на традицию государства.

3) обстоятельства и исторические случайности (непредсказуемый исход военных столкновений, стихийные бедствия или, наоборот, благоприятное стечение обстоятельств). Эти факторы объясняют неоднолинейность исторического процесса.

Если же говорить об отношениях между личностью и государством, то все люди на Востоке, даже очень богатые, не мыслили себя иначе, чем покорными подданными.

Восточная традиция и государство не поощряли стремления к постоянному росту дохода, увеличению богатства и любой ценой гасили их в зародыше. Инициатива и предприимчивость не имели на Востоке почвы для расцвета. Собственники всегда стремились вложить свое богатство во владение землей — это было престижно.

Особая роль на Востоке принадлежит государству, которое в отличие от Запада никогда не выражало интересы одного только господствующего класса, а было верхушкой всего общества и ревностно следило за тем, чтобы все слои населения аккуратно платили налоги.

Сильное государство обеспечивало стабильность в жизни, но за это держало общество в узде. В итоге получается, что общество само хотело этой сильной власти и согласно было на бесправие, считая это в отличие от Европы нормой.

Семья, клан, община, каста, цех — все ячейки общества были приспособлены к нуждам государства, создавая устойчивую консервативную стабильность. Этой же задаче служили и религиозные учения — конфуцианство, буддизм, ислам, направленные на укрепление стабильности.

Возьмем, к примеру, сельскую общину. Ее организация была направлена на сохранение стабильности, гарантию которой крестьяне считали чуть ли не высшей ценностью, ибо любые изменения могли привести к чему-то непредсказуемому. Конечно, у наиболее бедных и обездоленных были стремления к уравнительному перераспределению собственности, но основная масса всегда стремилась к незыблемости традиций. Поэтому даже крестьянские восстания, когда они случались, были направлены не на ликвидацию существующего порядка, а на возвращение к старым традициям. Корень зла крестьяне обычно видели не в государстве, а в его представителях на местах — жадных и нерадивых чиновниках.

Таким образом, если для европейской истории Средневековье хронологически совпадает с феодализмом, то на Востоке Средневековье практически заканчивается в XIX в. Восток развивался иначе, чем Европа, шел по другому пути (линейно-прогрессивный путь Европы и спиральные циклы Востока). Но и в рамках этих спиральных циклов Восток развивался поступательно, и это проявлялось в усовершенствовании технологии, в использовании все новых ресурсов, в развитии науки и т. д. Можно вспомнить, что к началу Великих географических открытий именно Восток представлялся полунищим европейцам сказочно бо­гатым. Он в действительности достигал иногда зажиточности, а то и процветания, стабильность общества гарантировала ему устойчивость. И хотя богаты были не все, но не было кричащей имущественной разницы (кроме тех, кому принадлежала власть). Важно было то, что каждый имел столько, сколько ему полагалось в связи с его положением в обществе.

Рассматривая вопрос о городах, следует сказать о пестром составе их населения, состоявшего из ремесленников, торговцев, чиновников, свя­щеннослужителей, военных, слуг, учащихся и ученых, врачевателей, нищих и пр. Каждый из этих слоев имел свои занятия. Поменять свое место в жизни на более престижное не могли из-за кастовых ограничений только в Индии, в других странах это никому не запрещалось. Социаль­ная мобильность на традиционном Востоке была выше, чем в Европе, где ей мешали сословные перегородки. Особенно способные и настой­чивые индивиды могли поменять свое положение.

Колониализм внес свою лепту в разрушение традиционного Востока в XVI—XVIII вв., но результаты этих разрушений были невелики. Часть восточных государств «закрыла» свои границы от европейцев, другие ока­зались его жертвами. По сути дела, до XIX в. Восток оставался почти неизменным (кроме таких мест, как Индия и Индонезия, где колониза­торы были хозяевами).

При первом варианте содержание урока ограничивается мате­риалами учебника. Как правило, недостаток времени не позволя­ет использовать дополнительный материал. После объяснения учи­теля учащиеся предъявляют свои варианты решения познаватель­ных и проблемных заданий.

При втором варианте урока учитель предлагает учащимся со­здать 6 групп, и каждая из них получает задание — прочитать определенную часть параграфа, а затем высказать свою точку зре­ния на поставленную проблему. Первые три группы для решения получают общую проблему № 1 (см. технологическую карту). Ма­териалы для самостоятельного изучения: 1-я группа — раздел па­раграфа «Земля должна принадлежать государству»; 2-я груп­па — раздел параграфа «Деревенская община»; 3-я группа — разделы параграфа «Государство регулирует хозяйственную жизнь» и «Города под контролем государства»; 4-я группа — раздел па­раграфа о сословных порядках и решает проблему № 3; 5-я и 6-я группы знакомятся с религиями Востока (5-я группа — с конфуцианством и 6-я группа — с буддизмом) и решает проблему № 2.

Поскольку часть параграфа, с которой должна работать 3-я группа, содержит недостаточно материала, ей даются карточки с дополнительным содержанием. Приводим примерное содержание такой карточки — рассказ о восточном городе дается на приме­ре Китая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: