По учебному предмету «Естествознание»
Для 5-6 классов уровня основного среднего образования
По обновленному содержанию
Класс
Раздел долгосрочного плана | Содержание раздела долгосрочного плана | Цели обучения. Обучающийся должен: | |
1-я четверть | |||
5.1 Мир науки | Роль науки | 5.1.1.1 - определять функции науки как вида человеческой деятельности | |
Вопрос исследования | 5.1.2.1 - формулировать вопрос исследования и предположения | ||
Планирование исследования | 5.1.3.1 - составлять план исследования; 5.1.3.2 - сформулировать правила техники безопасности при проведении исследования | ||
Сбор и запись данных | 5.1.4.1 - определять параметры объектов в единицах измерений; 5.1.4.2 - фиксировать данные наблюдений и измерений | ||
Анализ данных | 5.1.5.1 - вычислять среднее арифметическое значение при повторных измерениях и выявлять тенденции | ||
Вывод и обсуждение | 5.1.6.1 - формулировать вывод по вопросу исследования | ||
5.1 Человек. Земля. Вселенная | Макро- и микромир | 5.2.1.1 - различать и приводить примеры объектов макро- и микромира | |
Общие сведения о Земле | 5.2.2.1 - объяснять происхождение планеты Земля; 5.2.2.2 - называть строение и состав Земли | ||
Сферы Земли и их составляющие | 5.2.3.1 - характеризовать сферы Земли и их составляющие | ||
Жизнь на Земле | 5.2.4.1 - описывать возникновение жизни на Земле; 5.2.4.2 - определять условия существования жизни | ||
Способы изображения земной поверхности | 5.2.5.1 - объяснять понятия «план» и «условные знаки»; 5.2.5.2 - читать планы местности, используя условные знаки; 5.2.5.3 - осуществлять съемку местности по одному из способов (глазомерная, полярная, маршрутная); 5.2.5.4 - составлять простые планы местности в соответствии с правилами оформления планов | ||
Материки и океаны | 5.2.6.1 - характеризовать историю освоения и изучения материков и частей света; 5.2.6.2 - характеризовать историю изучения океанов | ||
География населения | 5.2.7.1 - определять расовый состав населения мира и регионы распространения основных рас и межрасовых групп; 5.2.7.2 - объяснить факторы формирования расовых признаков; 5.2.7.3 - доказывать равенство рас | ||
2-я четверть | |||
5.2 Вещества и материалы | Строение и свойства веществ | 5.3.1.1 - объяснять распространение частиц в жидкостях и газах; 5.3.1.2 - объяснять структуру твердых, жидких и газообразных веществ согласно теории частиц; 5.3.1.3 - описывать свойства вещества: текучесть, плотность, тепло-электропровод-ность, ковкость и пластичность; 5.3.1.4 - различать физические и химические явления | |
Классификация веществ | 5.3.2.1 - различать чистые вещества и смеси 5.3.2.2 - описывать виды смесей и предлагать способы их разделения 5.3.2.3 - готовить растворы с определенным составом 5.3.2.4 - вычислять массовую долю растворенного вещества 5.3.2.5 - классифицировать вещества по растворимости, металлы и неметаллы | ||
Образование и получение веществ | 5.3.3.1 - приводить примеры образования некоторых веществ в природе и веществ, полученных искусственным путем 5.3.3.2 - объяснять выделение веществ в лабораторных условиях | ||
3-я четверть | |||
5.3 Процессы в живой и неживой природе | Процессы в неживой природе | 5.4.1.1 - называть процессы, происходящие в неживой природе (круговорот веществ в природе, выветривание, горообразование, климатические процессы); 5.4.1.2 - объяснять причины и последствия процессов, происходящих в неживой природе | |
Процессы в живой природе | 5.4.2.1 - описывать свойства живых организмов; 5.4.2.2 - описывать уровни организации живых организмов; 5.4.2.3 - применять правила работы с микроскопом; 5.4.2.4 - готовить временные микропрепараты; 5.4.2.5 - объяснять процесс фотосинтеза; 5.4.2.6 - исследовать наличие различных пигментов у растений; 5.4.2.7 - исследовать необходимые условия для протекания фотосинтеза | ||
5.3 Энергия и движение | Виды и источники энергии | 5.5.1.1 - различать виды энергии; 5.5.1.2 - различать температуру и тепловую энергию; 5.5.1.3 - измерять температуру с помощью термометра; 5.5.1.4 - объяснять использование практических методов тепловой изоляции в зданиях, 5.5.1.5 - характеризовать тепловое расширение; 5.5.1.6 - приводить примеры взаимопревращения энергии | |
Движение | 5.5.2.1 - приводить примеры и объяснять значение движения в живой и неживой природе; 5.5.2.2. - исследовать особенности различных видов скелетов животных; 5.5.2.3 - определять причины движения тел | ||
4-я четверть | |||
5.4 Экология и устойчивое развитие | Экосистемы | 5.6.1.1 - определять компоненты экосистемы; 5.6.1.2 - классифицировать виды экосистем; 5.6.1.3 - объяснять влияние экологических факторов на функционирование экосистем; 5.6.1.4 - сравнивать естественные и искусственные экосистемы | |
Многообразие живых организмов | 5.6.2.1 - классифицировать организмы по царствам живой природы; 5.6.2.2 - характеризовать одноклеточные и многоклеточные организмы | ||
Охрана природы | 5.6.3.1 - называть экологические проблемы Республики Казахстан; 5.6.3.2 - исследовать экологические проблемы своего региона; 5.6.3.3 - определять значение Красной книги Республики Казахстан | ||
5.4 Открытия, меняющие мир | Открытия, меняющие мир | 5.7.1.1 - приводить примеры научных открытий, изменивших мир | |
Открытия будущего | 5.7.1.2 - предлагать идеи для будущих исследований в науке | ||
2) 6 класс
Раздел долгосрочного плана | Содержание раздела долгосрочного плана | Цели обучения. Обучающийся должен: |
1-я четверть | ||
6.1 Мир науки | Роль науки | 6.1.1.1 - перечислять объекты исследований естественных наук |
Вопрос исследования | 6.1.2.1 - определять независимые, зависимые и контролируемые переменные | |
Планирование исследования | 6.1.3.1 - проводить исследование по плану; 6.1.3.2 - определять условия безопасного проведения исследования | |
Сбор и запись данных | 6.1.4.1 - использовать единицы измерения в Международной системе единиц | |
Анализ данных | 6.1.5.1 - графически представлять полученные данные | |
Вывод и обсуждение | 6.1.6.1 - представлять полученные выводы в различной форме | |
6.1 Человек. Земля. Вселенная | Макро- и микромир | 6.2.1.1 - называть параметры объектов макро- и микромира |
Общие сведения о Земле | 6.2.2.1 - объяснять наблюдаемые на Земле процессы и явления; 6.2.2.2 - объяснять свойства Земли | |
Сферы Земли и их составляющие | 6.2.3.1 - объяснять способы взаимодействия внешних оболочек Земли | |
Жизнь на Земле | 6.2.4.1 - сравнивать гипотезы возникновения жизни на Земле; 6.2.4.2 - оценивать современные условия существования человека на Земле | |
Способы изображения земной поверхности | 6.2.5.1 - классифицировать географические карты и условные знаки; 6.2.5.2 - читать географические карты, используя условные знаки; 6.2.5.3 - рассчитывать расстояния, используя масштаб; 6.2.5.4 - определять географические координаты; 6.2.5.5 - определять время, используя карту часовых поясов | |
Материки и океаны | 6.2.6.1 - определять особенности природы материков и их физико-географических регионов по плану; 6.2.6.2 - определять особенности природы океанов по плану | |
География населения | 6.2.7.1 - определять закономерности размещения населения; 6.2.7.2 - оценивать показатели плотности населения, 6.2.7.3 - определять регионы с высокой и низкой плотностью населения и объяснять причины | |
2-я четверть | ||
6.2 Вещества и материалы | Строение и свойства веществ | 6.3.1.1 - различать атомы и молекулы, простые и сложные вещества; 6.3.1.2 - описывать фундаментальные частицы атома и их расположение в атоме; 6.3.1.3 - описывать свойства вещества: температуры плавления и кипения |
Классификация веществ | 6.3.2.1 - классифицировать вещества на органические и неорганические; 6.3.2.2 - различать кислые, щелочные и нейтральные среды в живой и неживой природе и определять среду с помощью универсального индикатора; 6.3.2.3 - объяснять процесс нейтрализации | |
Образование и получение веществ | 6.3.3.1 - определять преимущества и недостатки природных и искусственных материалов; 6.3.3.2 - объяснять области применения продуктов бытовой химии и правила безопасного обращения с ними; 6.3.3.3 - определять месторождения полезных ископаемых в Казахстане и области их применения; 6.3.3.4 - называть и показывать крупные центры переработки полезных ископаемых в Казахстане; 6.3.3.5 - объяснять влияние добычи и переработки полезных ископаемых на окружающую среду | |
3-я четверть | ||
6.3 Процессы в живой и неживой природе | Процессы в неживой природе | 6.4.1.1 - моделировать процессы, происходящие в неживой природе (горообразование, выветривание, круговорот веществ в природе); 6.4.1.2 - объяснять химическое превращение веществ в природе |
Процессы в живой природе | 6.4.2.1 - определять основные компоненты клетки; 6.4.2.2 - объяснять процессы, присущие живым организмам; 6.4.2.3 - различать типы питания организмов; 6.4.2.4 - составлять сбалансированный рацион питания; 6.4.2.5 - тестировать пищевые продукты на наличие органических веществ; 6.4.2.6 - моделировать пути транспорта питательных веществ в живых организмах; 6.4.2.7 - исследовать различие в содержании вдыхаемого и выдыхаемого воздуха; 6.4.2.8 - называть продукты выделения у организмов; 6.4.2.9 - исследовать реакцию на раздражители у живых организмов | |
6.3 Энергия и движение | Виды и источники энергии | 6.5.1.1 - называть источники энергии; 6.5.1.2 - называть и приводить примеры процессов, протекающих с выделением и поглощением энергии; 6.5.1.3 - называть единицу электрической энергии; 6.5.1.4 - рассчитывать стоимость электроэнергии; 6.5.1.5 - предлагать альтернативные источники получения энергии |
Движение | 6.5.2.1 - приводить примеры и пояснять относительность движения; 6.5.2.2 - различать давление твердых тел, жидкостей и газов; 6.5.2.3 - описывать строение скелета человека; 6.5.2.4 - описывать строение мышц; 6.5.2.5 - приводить примеры значения давления для живых организмов; 6.5.2.6 - измерять атмосферное и артериальное давление, используя соответствующие приборы и делать выводы | |
4-я четверть | ||
6.4 Экология и устойчивое развитие | Экосистемы | 6.6.1.1 - графически представлять и объяснять взаимосвязь компонентов экосистем; 6.6.1.2 - объяснять причины смены экосистем; 6.6.1.3 - объяснять переход энергии и веществ в экологической пирамиде |
Многообразие живых организмов | 6.6.2.1 - использовать характерные особенности организмов для определения видов растений и животных; 6.6.2.2 - исследовать многообразие живых организмов в различных экосистемах | |
Охрана природы | 6.6.3.1 - анализировать причины некоторых экологических проблем своего региона; 6.6.3.2 - предлагать пути решения экологических проблем | |
6.4 Открытия, меняющие мир | Открытия, изменившие мир | 6.7.1.1 - обсуждать значение открытий, изменивших мир; 6.7.1.2 - обсуждать вклад казахстанских ученых в развитие естественных наук |
Открытия будущего | 6.7.1.3 - прогнозировать направления развития исследований науки в будущем |