№
| Наименование раздела
(темы)
| Содержание раздела (темы)
| Форма текущего контроля
|
|
|
|
|
1.
| Школы, направления и теории в культурологии
| История и логика становления понятия «культура». Предмет и методы культурологии. Структура и состав современного культурологического знания.
Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология, история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Культурологический подход к специализированной, в том числе научно-исследовательской деятельности.
| Р
|
2.
| Историческое развитие представлений о культуре
| Многообразие подходов к пониманию культуры, основные культурологические школы и направления (культурно-исторический, социологический, структурно-символический и другие подходы). Структура и функции культуры.
Материальная и духовная культура, их основные формы. Культура и цивилизация. Морфология культуры, субъект культуры, культурогенез, язык и символы, ценности, нормы, традиции, социальные институты культуры. Культурная самоидентификация.
Типологизация культур (типологические модели Н.Я. Данилевского, Ф. Ницше, О. Шпенглера, К. Ясперса и др.). Культура, природа и общество. Искусство как феномен культуры. Культура как предмет исторического исследования.
| Т
|
3.
| Культура первобытного общества
| Научный тип мировоззрения. Принципы научного познания. Соотношение научного и религиозного мировоззрений. Диатропическая познавательная модель мира. Основные определения понятия «техника». Специфика культурологического изучения техники. Взаимодействие техники с другими социокультурными элементами. Модели ее динамики.
| Р
|
4.
| Культура Древнего Востока
Культура Античной цивилизации
| Переход от биологической формы жизни к социальной. Истоки антропосоциогенеза и особенности первобытной культуры. Ранние формы религии: фетишизм, тотемизм, магия, анимизм. Колдуны и шаманы. Миф и обряд в первобытной культуре. Мифологическое сознание и его особенности. Зарождение изобразительного искусства. Пиктография.
Разложение первобытного общества и начало складывания первых раннеклассовых обществ.Зарождение и становление древнейших цивилизаций как новый этап в развитии человеческого общества и культуры.
Ранние цивилизации Востока: Месопотамия, Древний Египет, Индия, Китай. Природные условия и их влияние на формирование культуры древнейших цивилизаций. Религиозные верования народов Древнего Востока. Искусство Древнего Востока. Возникновение письменности. Научные знания в области математики, астрономии, медицины. Технические знания. Влияние культуры Древнего Востока на всемирную культуру.
Возникновение раннеклассовых государств в бассейне Эгейского моря, зарождение и развитие крито-микенской цивилизации. Появление дорийцев и начало формирования греческой цивилизации. Влияние полисной системы (города-государства) на развитие греческой культуры. Образ жизни и социальная структура в городах-государствах. Основные этапы развития культуры Древней Греции (архаика, классика, эллинистический период). Появление дихотомии Восток-Запад. Научные и технические знания в Древней Греции. Искусство Древней Греции. Физическая сила и красота как условие воспитания гармонически развитого человека. Олимпиады и их роль в жизни Древней Греции. Греческие колонии в Северном Причерноморье. Вклад Древней Греции в мировую культуру.
Древний Рим, его цивилизация и культура. Развитие в Древнем Риме естественнонаучных, технических, политических, юридических и других отраслей знания. Формы государственного устройства в Древнем Риме – «царский период», аристократическая республика, империя. Военная организация Древнего Рима. Латинский язык и его роль в развитии культуры Западной Европы. Вклад Древнего Рима в развитие мировой культуры.
| Т
|
5.
| Культура Византийской империи
| «Великое переселение народов», падение Римской империи. Зарождение феодальных отношений и образование феодальных государств в Западной Европе. Влияние христианской религии и церкви на развитие европейской культуры. Четырехслойная структура западноевропейской средневековой культуры: церковная (или монастырская), замковая (или рыцарская), городская (или бюргерская), крестьянская (или народная) субкультуры и специфика каждой из них.
Развитие технологий в различных сферах ремесленного производства и сельского хозяйства. Наука в эпоху Средних веков. Роль университетов как центров образования и научного поиска. Архитектура, литература, изобразительное искусство.
Особенности формирования и развития византийской средневековой культуры. Вклад западноевропейской и византийской культуры в мировую культуру.
| Р
|
6.
| Европейская культура Возрождения и Реформации
| Возрождение как следствие значительных изменений в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы. Развитие на юге Европы культурных и торговых центров. Города-республики Италии (Флоренция, Венеция и др.) и их вклад в развитие культуры Возрождения. Гуманизм – основное идейное содержание культуры эпохи Возрождения.
Великие географические открытия и их влияние на развитие сознания европейского человека. Формирования научного естествознания (Н. Коперник, Г. Галилей, Леонардо да Винчи). Появление книгопечатания (И. Гутенберг). Принципы антропоцентризма в философии и искусстве Возрождения. Развитие науки и техники. Архитектура, изобразительное искусство и литература.
Реформация – важнейший этап в культурно-историческом развитии Европы. Реформация – как реакция на кризис идеологии и деятельности римско-католической церкви. Появление третьей разновидности христианского вероисповедания – протестантизма (лютеранство, кальвинизм, англиканство и др.).
Влияние культуры Возрождения и Реформации на развитие мировой культуры.
| Т
|
7.
| Европейская и американская культура Нового времени
| Реформация и ее влияние на культурную жизнь западноевропейских стран. Переворот в развитии научных знаний в XVI – XVII вв. Естествознание и новые методы научного исследования. Зарождение и развитие философии Просвещения в Англии, Нидерландах и Франции. Искусство, наука и культура в западноевропейских странах в XVIII в. Новые философские, политические, идеологические и естественнонаучные идеи. Ведущие художественные стили (барокко, классицизм) в различных видах искусства.
Влияние Великой Французской революции на культуру. Реализм и романтизм в искусстве.
Крупнейшие научные открытия XIX в. Революция в науке и в промышленном производстве.
Основные художественные направления второй половины – конца XIX в.: импрессионизм, модерн, символизм. Особенности развития культуры в США и странах Латинской Америки.
Взаимодействие культуры стран Европы и Америки с культурой азиатских стран.
| Р
|
8.
| Развитие культуры стран Европы и Америки в ХХ веке
| Основные черты и особенности развития культуры Европы и Америки в ХХ в. Научно-техническая революция. Средства массовой информации и их роль в развитии культуры.
Взаимодействие культур в русле единой мировой культуры. Дискуссия о кризисе культуры на рубеже ХХ – ХХI вв. Социальная и культурная динамика. Ведущие научные открытия и достижения в области техники; крупнейшие научно-исследовательские центры. Ведущие художественные направления и жанры в архитектуре, изобразительном искусстве, киноискусстве, литературе. Перспективы развития культуры в ХХI в.
| Т
|
9.
| Русская культура домонгольского периода (IX – XIII вв.)
| Место русской культуры в мировой культуре. Периодизация истории русской культуры, ее отличие от периодизации западной культуры, наличие в русской культуре своих собственных ритмов и этапов развития. Своеобразие русской культуры: бинарность, катастрофизм, дискретность. Культура восточных славян: языческие верования, мифология, обряды, быт, ремесла. Возникновение Киевской Руси. Принятие христианства на Руси – выбор исторического пути развития. Древнерусская культура как синкретизм двух культур –
языческой культуры восточных славян и христианской культуры Византии. Формирование древнерусской народности и ее культуры. Фольклор: песни, былины, сказания. Появление письменности. Начало летописания. Древнейшая летопись «Повесть временных лет».
Распространение грамотности. Возникновение и становление древнерусской литературы, ее специфика. Основные литературные произведения. Формирование русского законодательства - «Русская правда». Изобразительное искусство: мозаика, фрески, иконопись. Архитектура. Первые каменные сооружения Киевской Руси. Распад Киевской Руси и его влияние на развитие культуры. Культурные контакты Руси с другими странами и их влияние на развитие русской культуры. Татаро-монгольское нашествие и его последствия для русской культуры.
| Р
|
10.
| Русская культура (XIV – XVII вв.)
| Русь под властью Золотой Орды. Орда и Русь: вызов и ответ. Монгольское иго как прерывание естественноисторического развития русских земель и приспосабливание их к новым историческим условиям. Влияние этого процесса на развитие русской культуры.
Влияние новых исторических условий на социальную структуру и экономическую жизнь общества. Влияние экстремальных исторических условий на ментальность русского народа.
Формирование в общественном сознании идеологии выживания. Возвышение Москвы.
Куликовская битва и ее отражение в литературе и искусстве. Устное народное творчество.
Грамотность и письменность. Летописание и общественно-политическая мысль. Житийная литература. Появление нового жанра – сюжетной повести. Архитектура Новгорода, Пскова, Москвы, Твери. Расцвет русской иконописи. Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниил Черный.
Свержение монголо-татарского ига и образование единого русского государства. Влияние этих событий на развитие русской культуры. Сближение местных говоров, фольклора.
Создание общего стиля, как в литературе, так и в искусстве. Развитие знаний по математике, химии, астрономии, географии. Исторические знания. Летописание. Начало книгопечатания. Возникновение первой типографии (1533 г.) Иван Федоров и Петр Мстиславец.
Общественно-политическая мысль. Развитие публицистики.
Опричнина – первая попытка установления в России тоталитарного режима. Насилие над культурой и духовностью, пагубные последствия этого процесса для страны. Смутное время и преодоление его негативных последствий для развития русской культуры. Семнадцатый век – начало перелома в развитии русской культуры. Кризис русской средневековой культуры. Падение авторитета и нравственного влияния православной церкви в обществе.
Церковные реформы. Религиозный раскол как начало раздвоения единой русской культуры.
Развитие русского законодательства. Соборное Уложение 1649 года. Усиление светского характера русской культуры. Новшества в быту.
| Т
|
11.
| Русская культура XVIII век
| Эпоха петровских реформ и создание абсолютной монархии. Государственная идеология первой четверти XVIII в. (абсолютизм и его отражение в искусстве). Европеизация дворянства и усиление «восточной деспотии» государства в отношении основной части
населения. Традиции русской культуры и процесс ее европеизации. Победа светского начала в просвещении и литературе. Появление в России двух культур: «верхов», т.е. дворянской, западной по своей сути, культуры народной, по своей природе принадлежащей прошлому периоду развития. Коренное изменение в системе образования. Развитие научных и технических знаний в петровскую эпоху. Российская Академия наук. Основание Санкт-Петербурга и его культурная жизнь. Феномен Санкт-Петербурга как многокультурного города. Новые тенденции в русской культуре середины – второй половины XVIII в.
Просвещенные абсолютизм Екатерины II. Развитие системы учебных заведений.
Общественная мысль. Научные и технические достижения второй половины XVIII в.
Взаимовлияние между российской и западноевропейской наукой. Использование научных достижений в различных сферах мануфактурного и ремесленного производства, их влияние на мироощущение и быт различных категорий населения.
| Т
|
12.
| Русская культура XIX в.
| Самодержавие и реформы. Деятельность М.М. Сперанского. Отечественная война 1812 года и ее влияние на общественную жизнь и культуру. Декабристы. Идейные направления в общественно-политической жизни страны и их влияние на культуру.
Развитие российской экономики в XIX в. Отмена крепостного права, буржуазные реформы и их влияние на развитие культуры. Изменения в социальной структуре общества и в государственном аппарате. Усиление в русской культуре социокультур. Демократизация
культуры. Усиление радикальных настроений.
Система образования и основные тенденции ее развития. Русская интеллигенция как феномен отечественной культуры. Российская наука в XIX веке, основные открытия и достижения. Выдающиеся ученые, научные общества, научно-исследовательские центры.
Вклад Санкт-Петербургского технологического института в развитие отечественной и мировой науки. Общественные настроения и их отражение в развитии культуры. Искусство: музыка, театр, живопись, скульптура, архитектура. Реализм как художественное направление.
| Р
|
13.
| Культура России на рубеже XIX – XX столетий
| Изменения в экономическом и социальном строе страны. Новое в укладе жизни. Рубеж столетий – переломный период в истории русской культуры. Система образования. Издательское дело. Развитие научно-технической мысли. Русская культура «серебряного века», ее многообразие и противоречивость. Литературные и художественные объединения, направления и стили (реализм, декаданс, авангардизм, футуризм и др.). Театральная и
музыкальная жизнь. Новые течения в архитектуре. Зарождение отечественного кинематографа.
| Т
|
14.
| Отечественная культура ХХ века
| Приход к власти большевиков и их политика в области культуры. Основные творческие группировки в 20-е годы. Осуществление «культурной революции» в СССР. Создание нового типа культуры и ее особенности. Культура в годы Великой Отечественной войны.
Наука и техника в СССР и в современной России. Основные направления в искусстве: литература, архитектура, изобразительное искусство и кино. Культура русского зарубежья и ее представители. Проблема развития культуры России в современных условиях.
| Р
|