В качестве примера информационного выступления, которое носит официальный характер, рассмотрим особенности подготовки и содержание отчетного доклада.
Основными целевыми аудиториями, на которые направлено выступление с отчетным докладом, могут являться акционеры, партнеры и клиенты, инвесторы, сотрудники компании, представители СМИ.
Содержание отчетного доклада должно соответствовать содержанию годового отчета, т.к. отчетный доклад готовится на основании годового отчета.
В последние годы практика использования годовых отчетов применяется не только коммерческими структурами. Многие некоммерческие организации, также используют годовой отчет в качестве основного документа, предоставляющего информацию об их деятельности.
В качестве информационных выступлений, которые не носят формального (официального) характера, можно рассматривать речи руководителя на различных внутриорганизационных совещаниях и собраниях, в т.ч. и те, которые он произносит перед сотрудниками накануне Нового года, дня основания компании и т.д.
Для того чтобы оказать необходимое воздействие на аудиторию, неформальное выступление должно:
- быть актуальным для слушателей;
- удовлетворять их информационные запросы;
- содержать конкретный фактический материал;
- показывать нерешенные вопросы;
- намечать перспективы развития и т.п.;
- содержать не более двух-трех разделов (пунктов плана), т.е. быть кратким.
Одним из средств повышения информативности сообщения и усиления внимания публики является представление известного материала в новом аспекте, изложение его в необычном ракурсе для данной аудитории.
Следует выделить такую разновидность информационных выступлений, как доклады и сообщения на научных мероприятиях - симпозиумах, научных и научно-практических конференциях, отраслевых семинарах и т.д. Очевидно, что необходимость выступлений на научных мероприятиях возникает преимущественно в том случае, если руководитель возглавляет научное учреждение или компанию, которая осуществляет свою деятельность в сфере инноваций.
Доклад может быть посвящен предложению нового подхода или метода решения актуальной проблемы, необычному аспекту рассмотрения известной задачи и т.д.
Структурно доклад можно разделить на четыре части, каждая из которых представляет самостоятельный смысловой блок, но в целом они должны быть логически взаимосвязаны[5].
В начале доклада нужно перечислить всех соавторов, которые принимали участие в работе по заявленной в названии доклада теме.
Первая часть доклада содержит описание научной проблемы, формулировки целей и задач исследования, а также перечисление методов, которые были задействованы в процессе исследования.
Вторая, самая большая по объему часть доклада подробно характеризует проведенное исследование, его этапы, и в особенности итоговые результаты. В этой части доклада требуется представить результаты наблюдений, численные расчеты, сравнения с данными других научных исследований, сопоставление экспериментальных данных с теоретическими расчетами и т.д.
В заключительной части доклада нужно показать, в чем состоит научная новизна содержания работы - иными словами, то новое и существенное, что составляет научную и практическую ценность этого исследования и личный вклад докладчика.
Представляя иллюстративный материал необходимо указать, на основании данных каких источников они составлены, и привести обоснование их использования.
Для кратких выступлений, продолжительность которых составляет 10-20 минут, целесообразно выбрать другую последовательность изложения материала.
В этом случае выступление необходимо строить по следующему плану:
- начать выступление с названия, авторов и краткого описания проблемы;
- привести основной результат;
- перечислить наиболее важные аспекты проведенного исследования;
- обобщить данные и изложить перспективы дальнейшей работы.
По мнению некоторых специалистов в области риторики, существуют профессиональные особенности восприятия информации, которые важно учитывать при подготовке текста выступления.