Модуль 3 «заморочная физика»

 

Тематика модуля направлена на получение слушателями получить знаний, необходимых для решения задач, предлагаемых на ГИА, ЕГЭ и олимпиадах, а также на систематизацию знаний о способах измерения физических величин. Кроме того, освоение модуля способствует развитию умения анализировать результаты физических опытов и наблюдений, создает предпосылки для становления и развития у школьников исследовательской компетенции, которая расценивается как важнейшая способность человека к познанию.

Задачи модуля:

1. Образовательная

- овладения нестандартными методами решения задач;

- формирование умения анализировать и объяснять наблюдаемые явления с точки зрения физики;

- формирование умения проводить физические эксперименты.

2. Воспитательная

- воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики.

3. Развивающая

- развитие познавательных интересов и мыслительных операций и культуры речи учащихся.

В результате успешного освоения модуля слушатель должен:

знать:

- о многообразии подходов к решению физических задач;

- принципы организации экспериментально-исследовательской работы.

уметь:

- проводить физические опыты с лабораторного оборудования.

Форма контроля освоения модуля: контрольная работа.

Условия реализации программы: Для проведения учебных занятий необходимы: учебная аудитория, доска, видеопроектор, ноутбук, маркеры, вебкамера, оборудование кафедры фундаментальной и прикладной физики.

Рекомендуемая литература:

1. Варламов С. Д., Зинковский В. И., Семенов М. В., Старокуров Ю. В., Шведов О. Ю., Якута А. А. Задачи Московских город ских олимпиад по физике. 1986 - 2005. / Под ред. М. В. Семенова, А. А. Якуты. — М.: Изд-во МЦНМО, 2006. — 616 с.

2. ЕГЭ. Физика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. М.Ю. Демидовой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2017. – 352 с.

3. Красин М.С. Решение сложных и нестандартных задач по физике. Эвристические приемы поиска решений. – М.: ИЛЕКСА, 2009. – 360с.

4. Кузнецов А.П., Кузнецов С.П., Савин А.В., Станкевич Н.В. Физика: от оценок к исследованию. – М. – Ижевск: Институт компьютерных исследований, НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2009. – 336 с.

5. Сергеева-Некрасова М.С. Задачи по физике и методики их решения / М.С. Сергеева-Некрасова, Г.Ф. Смирнова. – Мн.: БГУИР, 2004. – 32 с.

6. Гольдфарб Н. И. Физика. Задачник. 10-11 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006. – 398 с.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МОДУЛЯ

№ п/п Наименование тем учебных занятий Всего часов В том числе Форма контроля
Лекции Практ. занятия Самост. работа
  Использование математических методов при решении физических задач          
  Методика решения качественных задач по физике          
  Эксперимент по физике          
  Итоговый контроль         К/р
  Итого          

Тема 1. Использование математических методов при решении физических задач. Метод векторных диаграмм, метод интегрирования, графические методы решения физических задач.

Тема 2. Методика решения качественных задач по физике. Эвристический, графический и экспериментальный приемы при решении качественных задач.

Тема 3. Эксперимент по физике. Порядок выполнения эксперимента. Обработка результатов эксперимента. Оформление отчета.

 

МОДУЛЬ 4 «Биология»

 

Модуль предполагает изучение морфологии и анатомии растительных и животных организмов и организма человека, с использованием лупы, бинокуляра и оптического микроскопа, знакомство с разнообразием систематических групп животных и растений, основными способами их исследования и редкой биотой Архангельской области, мерами их охраны. Учащиеся смогут самостоятельно поработать с оборудованием для физиологических исследований (кардиограф, спирометр, полиграф, окулограф), микропрепаривания и оптическими приборами. В программе экскурсии в музеи и лаборатории САФУ.

Задачи модуля:

- приобрести навыки, необходимые для работы с оптическим микроскопом и проведения базовых исследований объектов окружающей среды с его использованием;

- ознакомить учащихся с физиологическими методами исследований, современными методами обучения анатомии и морфологии человека.

В результате освоения модуля слушатель должен:

знать:

- правила работы с оборудованием для биологических исследований;

- приемы работы с биологическим материалом;

- правила работы в биологической лаборатории.

уметь:

- проводить простейшие биологические исследования в соответствии с классическими методиками;

- использовать базовые знания в области биологии в познавательном и образовательном процессе.

Форма контроля освоения модуля: В конце обучения преподаватель проводит рефлексию курса, чтобы оценить эффективность учебного процесса. Учащиеся ведут и собирают практические данные в лабораторном дневнике, который предоставляют на проверку в конце курса.

Условия реализации программы: Для проведения учебных занятий необходимы: учебная аудитория, доска, видеопроектор, ноутбук, учебные пособия, раздаточный материал, микроскопы, наборы для микропрепарирования, чашки Петри, наборы готовых микропрепаратов, гербарные наборы, коллекции растений. Лаборатория физиологии (анатомический 3D-стол, электрофизиологическое оборудование, система eye-tracking, полиграф).

Рекомендуемая литература:

1. Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника: Учебник для вузов / Под ред. Р.В. Камелина. СПб.: СпецЛит, Издательство СПХФА, 2003. 647с.

2. Нетрусов, А.И. Микробиология / А.И. Нетрусов, И.Б. Котова. Москва: Академия, 2012. 384 с.

3. Полевая практика по экологии растений: Учебное пособие / А.Е. Баталов, Е.В. Шаврина, М.П. Бахматова, Е.Ю. Чуракова. Под ред. А.Е. Баталова. – М.: Изд-во МГУ, 2005. 176с.

4. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн Современная ботаника: В 2-х т. Т.2: Пер. с англ. - М.: Мир, 1990. - 344 стр.

5. Цузмер А.М., Петришина О.Л. Биология: человек и его здоровье. М., Просвещение. 20-е изд.

6. Сапин М.Р. Анатомия человека. - М.: Медицина, 2001-2002 в 2-х томах

7. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. - М.: Медицина, 1996 в 4-х томах

8. Начала физиологии. Учебник для вузов / Под ред. А.Д. Ноздрачева СПб.: Лань. 2001.

9. Жизнь растений. М.: Просвещение, 1974-1982. Т.1-6.

10. Мухин В.А., Третьякова А.С. Биологическое разнообразие: водоросли и грибы / Ростов н/Д: Феникс, 2013. 269 с.

11. Гарибова Л.В. В царстве грибов. М.: Дрофа, 2007.

12. Цингер А.В. Занимательная ботаника: Бесхитростные любительские беседы. Время, 1927, 1929, 1934, М.: Советская наука, 1951, 1954, М.: Мир энциклопедий Аванта+: Астрель, 2008; Римис, 2009; Терра-Книжный клуб, 2009.

13. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. Детгиз, 1946; М., Детская литература, 1953; Л., Детская литература, 1956, 1964, 1974; Минск, Народная асвета, 1982; М, Просвещение, 1994, М.: Дрофа, 2004.

14. Кожевников А.В. Весна и осень в жизни растений. М., 1939; М., Изд-во МОИП, 1950.

15. Гуленкова М.А. Сергеева М.Н. Книги из серии "Атлас родной природы". Эгмонт Россия, 2001.

16. Руководство по физиологии. Физиология сенсорных систем.- Л.: Наука, ч.1, 1971; ч.2, 1972; ч.3, 1975.

17. Руководство по физиологии. Общая и частная физиология нервной системы.- Л.: Наука, 1979.

18. Физиология человека. В 4-х томах.- Пер. с англ./ Под ред. Р.Шмидта и Г.Тевса.- М.: Мир, 1985.

19. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психофизиология, этология и эволюция. // М. – 1988.

20. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. // М. – 1983.

Интернет-ресурсы:

- Открытый иллюстрированный атлас сосудистых растений России и сопредельных стран. URL: http://www.plantarium.ru/

- Электронный учебник биология. URL: http://www.ebio.ru/index.html

- Атлас анатомии человека URL: http://www.anatomus.ru/

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МОДУЛЯ

№ п/п Наименование тем учебных занятий Всего часов В том числе Форма контроля
Лекции Практ. занятия Самост. работа
  Ботаника          
  Тайная жизнь растений 1,5   1,5    
  Такие разные и удивительные грибы 1,5   1,5    
  Редкие растения и животные Архангельской области 1,5   1,5    
  Растения-хищники 1,5   1,5    
  Биология человека          
  Тело человека: от клетки к целостному организму 1,5   1,5    
  Как работает человеческий организм? Физика и биология. 1,5   1,5    
  Правда или ложь? Полиграф – детектор лжи 1,5   1,5    
  Глаз – совершенное создание природы. Физиология зрения 1,5   1,5    
  Биофизика          
  Биофизика нейрофизиологических процессов          
  Итоговый контроль         отчет
  Итого          

Тема 1. Ботаника. Разнообразие современных систематических групп растений. Особенности строения растительных организмов и грибов: морфология и анатомия. Особенности адаптаций растительных организмов к изменяющимся условиям среды. Знакомство с редкими видами растений и животных Архангельской области и способами их охраны.

Тема 2. Биология человека. Скрытые возможности человеческого организма. Анатомо-морфологические особенности тела человека. Функционирование сердечно-сосудистой и дыхательной систем в условиях Севера. Биофизика физиологических процессов. Феномен лжи, полиграфия. Физиологические особенности зрительной сенсорной системы. Глазодвигательные реакции.

Тема 3. Биофизика. Исследование организма человека биофизическими методами. Биофизика сенсорных систем. Физика нейрофизиологических реакций.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: