Тематика модуля направлена на получение слушателями получить знаний, необходимых для решения задач, предлагаемых на ГИА, ЕГЭ и олимпиадах, а также на систематизацию знаний о способах измерения физических величин. Кроме того, освоение модуля способствует развитию умения анализировать результаты физических опытов и наблюдений, создает предпосылки для становления и развития у школьников исследовательской компетенции, которая расценивается как важнейшая способность человека к познанию.
Задачи модуля:
1. Образовательная
- овладения нестандартными методами решения задач;
- формирование умения анализировать и объяснять наблюдаемые явления с точки зрения физики;
- формирование умения проводить физические эксперименты.
2. Воспитательная
- воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики.
3. Развивающая
- развитие познавательных интересов и мыслительных операций и культуры речи учащихся.
В результате успешного освоения модуля слушатель должен:
|
|
знать:
- о многообразии подходов к решению физических задач;
- принципы организации экспериментально-исследовательской работы.
уметь:
- проводить физические опыты с лабораторного оборудования.
Форма контроля освоения модуля: контрольная работа.
Условия реализации программы: Для проведения учебных занятий необходимы: учебная аудитория, доска, видеопроектор, ноутбук, маркеры, вебкамера, оборудование кафедры фундаментальной и прикладной физики.
Рекомендуемая литература:
1. Варламов С. Д., Зинковский В. И., Семенов М. В., Старокуров Ю. В., Шведов О. Ю., Якута А. А. Задачи Московских город ских олимпиад по физике. 1986 - 2005. / Под ред. М. В. Семенова, А. А. Якуты. — М.: Изд-во МЦНМО, 2006. — 616 с.
2. ЕГЭ. Физика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. М.Ю. Демидовой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2017. – 352 с.
3. Красин М.С. Решение сложных и нестандартных задач по физике. Эвристические приемы поиска решений. – М.: ИЛЕКСА, 2009. – 360с.
4. Кузнецов А.П., Кузнецов С.П., Савин А.В., Станкевич Н.В. Физика: от оценок к исследованию. – М. – Ижевск: Институт компьютерных исследований, НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2009. – 336 с.
5. Сергеева-Некрасова М.С. Задачи по физике и методики их решения / М.С. Сергеева-Некрасова, Г.Ф. Смирнова. – Мн.: БГУИР, 2004. – 32 с.
6. Гольдфарб Н. И. Физика. Задачник. 10-11 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006. – 398 с.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МОДУЛЯ
№ п/п | Наименование тем учебных занятий | Всего часов | В том числе | Форма контроля | ||
Лекции | Практ. занятия | Самост. работа | ||||
Использование математических методов при решении физических задач | ||||||
Методика решения качественных задач по физике | ||||||
Эксперимент по физике | ||||||
Итоговый контроль | К/р | |||||
Итого |
Тема 1. Использование математических методов при решении физических задач. Метод векторных диаграмм, метод интегрирования, графические методы решения физических задач.
|
|
Тема 2. Методика решения качественных задач по физике. Эвристический, графический и экспериментальный приемы при решении качественных задач.
Тема 3. Эксперимент по физике. Порядок выполнения эксперимента. Обработка результатов эксперимента. Оформление отчета.
МОДУЛЬ 4 «Биология»
Модуль предполагает изучение морфологии и анатомии растительных и животных организмов и организма человека, с использованием лупы, бинокуляра и оптического микроскопа, знакомство с разнообразием систематических групп животных и растений, основными способами их исследования и редкой биотой Архангельской области, мерами их охраны. Учащиеся смогут самостоятельно поработать с оборудованием для физиологических исследований (кардиограф, спирометр, полиграф, окулограф), микропрепаривания и оптическими приборами. В программе экскурсии в музеи и лаборатории САФУ.
Задачи модуля:
- приобрести навыки, необходимые для работы с оптическим микроскопом и проведения базовых исследований объектов окружающей среды с его использованием;
- ознакомить учащихся с физиологическими методами исследований, современными методами обучения анатомии и морфологии человека.
В результате освоения модуля слушатель должен:
знать:
- правила работы с оборудованием для биологических исследований;
- приемы работы с биологическим материалом;
- правила работы в биологической лаборатории.
уметь:
- проводить простейшие биологические исследования в соответствии с классическими методиками;
- использовать базовые знания в области биологии в познавательном и образовательном процессе.
Форма контроля освоения модуля: В конце обучения преподаватель проводит рефлексию курса, чтобы оценить эффективность учебного процесса. Учащиеся ведут и собирают практические данные в лабораторном дневнике, который предоставляют на проверку в конце курса.
Условия реализации программы: Для проведения учебных занятий необходимы: учебная аудитория, доска, видеопроектор, ноутбук, учебные пособия, раздаточный материал, микроскопы, наборы для микропрепарирования, чашки Петри, наборы готовых микропрепаратов, гербарные наборы, коллекции растений. Лаборатория физиологии (анатомический 3D-стол, электрофизиологическое оборудование, система eye-tracking, полиграф).
Рекомендуемая литература:
1. Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника: Учебник для вузов / Под ред. Р.В. Камелина. СПб.: СпецЛит, Издательство СПХФА, 2003. 647с.
2. Нетрусов, А.И. Микробиология / А.И. Нетрусов, И.Б. Котова. Москва: Академия, 2012. 384 с.
3. Полевая практика по экологии растений: Учебное пособие / А.Е. Баталов, Е.В. Шаврина, М.П. Бахматова, Е.Ю. Чуракова. Под ред. А.Е. Баталова. – М.: Изд-во МГУ, 2005. 176с.
4. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн Современная ботаника: В 2-х т. Т.2: Пер. с англ. - М.: Мир, 1990. - 344 стр.
5. Цузмер А.М., Петришина О.Л. Биология: человек и его здоровье. М., Просвещение. 20-е изд.
6. Сапин М.Р. Анатомия человека. - М.: Медицина, 2001-2002 в 2-х томах
7. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. - М.: Медицина, 1996 в 4-х томах
8. Начала физиологии. Учебник для вузов / Под ред. А.Д. Ноздрачева СПб.: Лань. 2001.
9. Жизнь растений. М.: Просвещение, 1974-1982. Т.1-6.
10. Мухин В.А., Третьякова А.С. Биологическое разнообразие: водоросли и грибы / Ростов н/Д: Феникс, 2013. 269 с.
|
|
11. Гарибова Л.В. В царстве грибов. М.: Дрофа, 2007.
12. Цингер А.В. Занимательная ботаника: Бесхитростные любительские беседы. Время, 1927, 1929, 1934, М.: Советская наука, 1951, 1954, М.: Мир энциклопедий Аванта+: Астрель, 2008; Римис, 2009; Терра-Книжный клуб, 2009.
13. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. Детгиз, 1946; М., Детская литература, 1953; Л., Детская литература, 1956, 1964, 1974; Минск, Народная асвета, 1982; М, Просвещение, 1994, М.: Дрофа, 2004.
14. Кожевников А.В. Весна и осень в жизни растений. М., 1939; М., Изд-во МОИП, 1950.
15. Гуленкова М.А. Сергеева М.Н. Книги из серии "Атлас родной природы". Эгмонт Россия, 2001.
16. Руководство по физиологии. Физиология сенсорных систем.- Л.: Наука, ч.1, 1971; ч.2, 1972; ч.3, 1975.
17. Руководство по физиологии. Общая и частная физиология нервной системы.- Л.: Наука, 1979.
18. Физиология человека. В 4-х томах.- Пер. с англ./ Под ред. Р.Шмидта и Г.Тевса.- М.: Мир, 1985.
19. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психофизиология, этология и эволюция. // М. – 1988.
20. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. // М. – 1983.
Интернет-ресурсы:
- Открытый иллюстрированный атлас сосудистых растений России и сопредельных стран. URL: http://www.plantarium.ru/
- Электронный учебник биология. URL: http://www.ebio.ru/index.html
- Атлас анатомии человека URL: http://www.anatomus.ru/
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МОДУЛЯ
№ п/п | Наименование тем учебных занятий | Всего часов | В том числе | Форма контроля | ||
Лекции | Практ. занятия | Самост. работа | ||||
Ботаника | ||||||
Тайная жизнь растений | 1,5 | 1,5 | ||||
Такие разные и удивительные грибы | 1,5 | 1,5 | ||||
Редкие растения и животные Архангельской области | 1,5 | 1,5 | ||||
Растения-хищники | 1,5 | 1,5 | ||||
Биология человека | ||||||
Тело человека: от клетки к целостному организму | 1,5 | 1,5 | ||||
Как работает человеческий организм? Физика и биология. | 1,5 | 1,5 | ||||
Правда или ложь? Полиграф – детектор лжи | 1,5 | 1,5 | ||||
Глаз – совершенное создание природы. Физиология зрения | 1,5 | 1,5 | ||||
Биофизика | ||||||
Биофизика нейрофизиологических процессов | ||||||
Итоговый контроль | отчет | |||||
Итого |
Тема 1. Ботаника. Разнообразие современных систематических групп растений. Особенности строения растительных организмов и грибов: морфология и анатомия. Особенности адаптаций растительных организмов к изменяющимся условиям среды. Знакомство с редкими видами растений и животных Архангельской области и способами их охраны.
|
|
Тема 2. Биология человека. Скрытые возможности человеческого организма. Анатомо-морфологические особенности тела человека. Функционирование сердечно-сосудистой и дыхательной систем в условиях Севера. Биофизика физиологических процессов. Феномен лжи, полиграфия. Физиологические особенности зрительной сенсорной системы. Глазодвигательные реакции.
Тема 3. Биофизика. Исследование организма человека биофизическими методами. Биофизика сенсорных систем. Физика нейрофизиологических реакций.