О проблеме взаимодействия религии и этической морали.
Содержание
1. Понятие религии и морали
2. Достоевский о морали
Понятие мораль присутствует практически везде, где существует человеческое общество. Еще на заре развития человечества появились первые ростки общественно-этической морали, которые за несколько тысячелетий составили, целую совокупность норм поведения.
В том же словаре С.И.Ожегова читаем, что:
«Религия – одна из форм общественного сознания – совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов)».
Этика и мораль понятия близкие, но нетождественные, поэтому многие авторы, критики, исследователи религиозных учений отмечают некоторые несовпадения.
Я же хочу остановиться более подробно на том, что сближает и взаимодополняет понятия «этическая мораль» и «религия».
Христианские богословы традиционно говорят о божественной природе морали. Религиозная трактовка происхождения морали обладает целым рядом человеческих достоинств.Прежде всего, она подчеркивает универсальный, общечеловеческий характер морали. Божественные предписания распространяются на всех людей без исключения. Перед моралью, как перед Богом, все равны - и богатый, и бедный, и царь, и последний холоп. Религиозное учение в определенной мере предохраняет от упрощенно-утилитарного подхода к морали, возвышает нравственные искания до высоких философских вопросов.
|
|
Следует подчеркнуть и то обстоятельство, что не только религиозная, но и нравственная жизнь основывается на вере. В первом случае - вера в Бога, во втором - вера в торжество Добра, Справедливости и т.д. Кроме того, и в морали, и в религии значительное место занимает эмоционально-чувственная сфера. Без глубокого чувства невозможна полноценная религиозная жизнь. Точно так же и нравственные отношения трудно представить без разнообразных переживаний. Сближает мораль и религию явное стремление к устойчивости своих исходных постулатов.
Также, отмечу, что отправной точкой и религиозного и морального сознания является отдельная человеческая личность. Владимир Соловьев писал, что «религия охраняет безусловное достоинство каждой человеческой личности (как образа божьего)». То же самое можно сказать и о морали.
Таким образом, и мораль, и религия принадлежат к миру ценностей, к тому миру, в котором действует не только и не столько разум, сколько чувства, вера, склонности и привязанности, не сухие «канцелярские» понятия, а образы.
Несколько поколений религиозных мыслителей внесли огромный вклад в развитие морально - нравственной культуры человечества.
|
|
Многие христианские проповедники высказали очень полезные советы совершенствования нравственного воспитания, советы, которые и в наше время удивляют своей глубиной, проникновением в человеческую душу. Эти советы и сейчас могут пригодиться для любого воспитателя, педагога.
Христианский моралист Дорофей отмечал, что, «впадая в злословие, мы нередко осуждаем те грехи, которыми страдаем сами». И далее: «За случающиеся поступки не слишком негодуй, но без смущения показывай вред, происходящий от проступка. Не взыскивай строго за малые проступки, как будто сам ты совершенно праведен, и не часто обличай, ибо это тягостно и привычка к обличению приводит в бесчувствие и небрежение. Не приказывай властительски, но со смирением, как бы советуя.
Полезно и следующее замечание отца Иоанна Кронштадского: «Никогда не оказывай уважения тому, кто злоречиво говорит тебе о ближнем». И еще одно его изречение: «Мужеством приобретается победа».
Современные христианские проповедники продолжают позитивные традиции нравственного богословия. Они, например, рекомендуют пастырям акцентировать свое внимание на лучших сторонах внутреннего мира человека, «видеть в каждом ближнем не ничтожество его, а возможное величие его и этому величию служить».
Но между религией и моралью имеются не только различия, но и определенное сходство. Это выражается, в том, что религии (особенно современные) буквально пропитаны нравственной проблематикой, понятиями морального сознания долга, стыда, совести (сердца), справедливости, вины и т.д.
В конкурентной борьбе различные конфессии, как отмечал еще Вл. Соловьев, обличают друг друга именно с позиции морали. К сожалению, лишь немногие религиозные проповедники отмечают тот факт, что религия не может существовать без морали. Впрочем, Вл. Соловьев писал, что «можно с одинаковым правом говорить, что нравственность основывается на религии и что религия основывается на нравственности. Ведь нравственные нормы, вытекающие из чувства стыда, жалости, благочестия – суть безусловного выражения самого Добра...».
Наряду с морально - этическими принципами существует слой высших ценностей – жизнь, свобода, уважение чести и достоинства каждой человеческой личности. Следует подчеркнуть, что именно Высшие Ценности наполняют нашу повседневную жизнь особым смыслом, полнотой и духовностью.
Ф.М.Достоевский о религии
Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея на земле лишь одна и именно – идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные «высшие» идеи жизни, которыми может быть жив человек, лишь из одной неё вытекают
.