Ф.М.Достоевский о религии

О проблеме взаимодействия религии и этической морали.

Содержание

1. Понятие религии и морали

2. Достоевский о морали

 

Понятие мораль присутствует практически везде, где существует человеческое общество. Еще на заре развития человечества появились первые ростки общественно-этической морали, которые за несколько тысячелетий составили, целую совокупность норм поведения.

 

В том же словаре С.И.Ожегова читаем, что:

«Религия – одна из форм общественного сознания – совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов)».

 

Этика и мораль понятия близкие, но нетождественные, поэтому многие авторы, критики, исследователи религиозных учений отмечают некоторые несовпадения.

 

Я же хочу остановиться более подробно на том, что сближает и взаимодополняет понятия «этическая мораль» и «религия».

 

Христианские богословы традиционно говорят о божественной природе морали. Религиозная трактовка происхождения морали обладает целым рядом человеческих достоинств.Прежде всего, она подчерки­вает универсальный, общечеловеческий характер морали. Божественные предписания распространяются на всех лю­дей без исключения. Перед моралью, как перед Богом, все равны - и богатый, и бедный, и царь, и послед­ний холоп. Религиозное учение в определенной мере предо­храняет от упрощенно-утилитарного подхода к морали, воз­вышает нравственные искания до высоких философских вопросов.

 

Следует подчеркнуть и то обстоятельство, что не только религиозная, но и нравственная жизнь основывается на вере. В первом случае - вера в Бога, во втором - вера в торжество Добра, Справедливости и т.д. Кроме того, и в морали, и в религии значительное место занимает эмоционально-чувственная сфера. Без глубокого чувства невозможна полноценная религиозная жизнь. Точно так же и нравственные отношения трудно представить без разнообразных пережи­ваний. Сближает мораль и религию явное стремление к устойчивости своих исходных постулатов.

 

Также, отмечу, что отправной точкой и религиозного и морального сознания является отдельная человеческая личность. Владимир Соловьев писал, что «религия охраняет безусловное достоинство каждой человеческой личности (как образа божьего)». То же самое можно сказать и о морали.

 

Таким образом, и мораль, и религия принадлежат к миру ценностей, к тому миру, в котором действует не только и не столько разум, сколько чувства, вера, склонности и привязанности, не сухие «канцелярские» понятия, а образы.

 

Несколько поколений религиозных мыслителей внесли огромный вклад в развитие морально - нравственной культуры человечества.

 

Многие христианские проповедники высказали очень полезные советы совершенствования нравственного воспитания, советы, которые и в наше время удивляют своей глубиной, проникновением в человеческую душу. Эти советы и сейчас могут пригодиться для любого воспитателя, педагога.

 

Христианский моралист Дорофей отмечал, что, «впадая в злословие, мы нередко осуждаем те грехи, которыми страдаем сами». И далее: «За случающиеся поступки не слишком негодуй, но без смущения показывай вред, происходящий от проступка. Не взыскивай строго за малые проступки, как будто сам ты совершенно праведен, и не часто обличай, ибо это тягостно и привычка к обличению приводит в бесчувствие и небрежение. Не приказывай властительски, но со смирением, как бы советуя.

 

Полезно и следующее замечание отца Иоанна Кронштадского: «Никогда не оказывай уважения тому, кто злоречиво говорит тебе о ближнем». И еще одно его изречение: «Мужеством приобретается победа».

 

Современные христианские проповедники продолжа­ют позитивные традиции нравственного богословия. Они, например, рекомендуют пастырям акцентировать свое вни­мание на лучших сторонах внутреннего мира человека, «ви­деть в каждом ближнем не ничтожество его, а возможное ве­личие его и этому величию служить».

 

Но между религией и моралью имеются не только раз­личия, но и определенное сходство. Это выражается, в том, что религии (особенно современные) буквально пропитаны нравственной проблематикой, понятиями мо­рального сознания долга, стыда, совести (сердца), справедли­вости, вины и т.д.

 

В конкурентной борьбе различные конфессии, как отмечал еще Вл. Соловьев, обличают друг друга именно с позиции морали. К сожалению, лишь немногие ре­лигиозные проповедники отмечают тот факт, что религия не может существовать без морали. Впрочем, Вл. Соловьев писал, что «можно с одинаковым правом говорить, что нрав­ственность основывается на религии и что религия основы­вается на нравственности. Ведь нравственные нормы, вытекающие из чувства стыда, жалости, благочестия – суть безусловного выражения самого Добра...».

 

Наряду с морально - этическими принципами существует слой высших ценностей – жизнь, свобода, уважение чести и достоинства каждой человеческой личности. Следует подчеркнуть, что именно Высшие Ценности наполняют нашу повседневную жизнь особым смыслом, полнотой и духовностью.

 

 

Ф.М.Достоевский о религии

Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея на земле лишь одна и именно – идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные «высшие» идеи жизни, которыми может быть жив человек, лишь из одной неё вытекают

.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: