В период «Малого отсутствия» шииты поддерживали связь с его светлостью посредством его наместников. С помощью них же они получали ответы на имеющиеся вопросы. В истории записаны случаи чудотворений, которые были совершены руками представителей имама Махди, что с каждым днем способствовало укреплению веры и убежденности приверженцев его светлости.
[1] То местечко называлось «Аскар» из-за пребывания там турецких солдат Аббасидского дворца. («Татиммат аль Мухтасар фи Ахбар аль Башар», том 1, стр. 348.)
[2] Среди улемов, существует разногласия фетв об упоминании имени имама Каима (ДБМ). Некоторые из позднейших великих ученых и факихов, такие как Шейх Ансари, Мулла Мухаммад Казым Хорасани и Сейид Мухаммад Казым Язди не рекомендуют и считают это нежелательным. Группа предшествующих им ученых, как Шейх Туси и Шейх Муфид категорически запрещают, считая это недозволенным. Однако такие ученые, как Хаджи Нури и Мухаккик Дамад считают упоминание имени имама Махди в том случае запрещенным, если оно будет произнесено в собрании или где-нибудь в обществе. Покойный Хаджи Нури говорил: «До времен Хаджи Насруддина Туси среди ученых не было сомнений на этот счет. Разногласия появились со времени Шейха Бахаи» (см. «Наджм ас-сакиб», стр. 48.)
|
|
Камал ад-дин», написан Шейхом Садуком, стр. 383.
Иршад», Муфид, стр. 315.
[3] Насибит - человек, который питает ненависть и вражду к пречистому роду Пророка (ДБМ).
[4] Отец Ахмада - Абдуллах ибн Хасан, один из важнейших и доверенных людей Аббасидов в городе Самарре.
[5] В прошлые времена, среди арабов был обычай: в знак уважения называть людей по конье, а не по имени.
[6] После имама Ризы (ДБМ), в обществе того времени и во дворце Аббасидских правителей, последующих имамов, том е. имама Джавада, Хади и Аскари, в знак уважения их родственных отношений с имамом Ризой называли «Ибнур-Риза» (что в переводе означает «сын Ризы»).
[7] Рафизиты - эпитет, данный противниками Пророческого семейства шиитам.
[8] Место или помещение для совершения коллективных молитв.
[9] «Ихкак аль Хак», том 12, стр. 464. (также этот хадис повествуется шестью другими крупными суннитскими учеными).
[10] Выкуп за кровь в непреднамеренном убийстве относится к «Акила» т.е. родственникам преступника таких, как брат, дядя (по матери), племянник, двоюродный брат (по отцу), отец, сын.
[11] Закят – налог в пользу нуждающихся мусульман.
[12] Сура 4:114.
[13] Богобоязненный и следующий заповедям Всевышнего мусульманин, пред угнетателями и порочным обществом все время подвергается трудностям и опасностям. Он неустанно прилагает усердие сохранить свою веру в столь тяжких условиях. Поэтому, ему следует проявлять терпение и в то же время надеяться на пришествие (Махди), но если им овладеет отчаяние и нетерпение, то будет сбит он со стези истинной.
|
|
[14] Ссылка на аят Корана. Сура Али Имран, аят 173.
[15] В Исламе различается два вида чудотворений: посредством Пророков, условно называемых «му'джиза», а также посредством непорочных имамов - «карамат».
[16] «Ихъя» - один из благочестивых, доблестных Алидов, который поднял восстание при Мустаине Аббаси и был убит.