Было четыре часа утра холодного и сырого зимнего утра. Снег превратился в мокрую кашу, дул яростный ветер, и весь день, казалось, сулил стать источником депрессии. Маленький городок словно находился в забытьи. Фермеры, лавочники и дворники медленно брели на работу. Неожиданно на старом мощеном тротуаре появился паренек лет двенадцати. Он шел вприпрыжку, держа старый футляр от виолончели. Улыбка и быстрая походка выдавали его нетерпение и желание поскорей достичь того места, куда он направлялся.
Паренька звали Пабло Касальс. Его интерес к музыке и посвящение ей в таком юном возрасте вдохновили даже его учителя и оказались семенем судьбы для одного из величайших виолончелистов мира. На протяжении многих лет его работа и достижения были свидетельствами величия, которое достойно подражания. Миллионы людей наслаждались его концертными выступлениями; его несказанный труд всегда будет удостоен места в истории.
Однако даже после множества выдающихся достижений восьмидесятипятилетний Пабло Касальс продолжал рано просыпаться и большую часть дня репетировать, играя на своей виолончели. Когда в одном из интервью спросили, почему он продолжает репетировать по пять часов в день, Касальс ответил: «Потому что с каждым днем у меня получается все лучше и лучше».
Великие умы и души, всегда зная, что их достижения не следует путать с тем, что они еще могут сделать, никогда не удовлетворяются и не успокаиваются. Фактически, концепция ухода на пенсию представляет собой великий миф, который не дает выхода нераскрытому потенциалу, похороненному в миллионах талантливых, одаренных и ценных людей. Эта западная концепция заставила многих великих мужчин и женщин удовлетвориться посредственностью и уступить серости принятых обществом стандартов успеха. Пожалуйста, заметьте, что на всем протяжении истории те люди, которые оставили свои следы на песке судьбы, были ведомы страстью большей, чем желание личного комфорта.
Пабло Касальс напоминает нам о монументальном характере таких людей, как Авраам. Этот библейский патриарх в возрасте семидесяти лет, будучи бездетным, разочарованным, женатым на бесплодной женщине и к тому же вместе с женой вышедшим из биологического возраста зачатия детей, принял видение младенца, которому было суждено изменить мир, и поверил, что оно сбудется. Авраам увидел плод своей веры, когда ему было сто лет.
Моисей в середине своей жизни сменил участь пастуха-беженца на карьеру избавителя и национального лидера более чем трех миллионов людей; когда ему было сто двадцать лет, он благополучно привел израильтян к порогу их судьбы. Давид, великий царь Израиля, под конец своего многолетнего превосходного правления разрабатывал планы постройки великолепного храма для поклонения - храма, который впоследствии был построен его сыном Соломоном. Павел, непревзойденный апостол церкви, после многих лет невероятных трудностей, включил краткое описание своих сложностей в письмо коринфской церкви. Он писал:
«Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе»
(2 Кор. 11:23-27).
Затем этот великий лидер восклицает: «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал?» (2 Кор. 11:29).
Мысль о том, чтобы уйти на покой, никогда не приходила в голову этим людям, которые изменили мир. Фактически, апостол Павел, проводя свои последние дни в заключении и находясь под домашним арестом по приказу римского правительства, отказался уйти на покой или поддаться ситуационным ограничениям возраста, заключения и угроз. Вместо этого он провел остаток своих дней в написании прекрасных, изменяющих жизни исторических документов, которые составляют три четверти Нового Завета и формируют основание большей части доктрин сегодняшней христианской церкви.
Подобно Пабло Касальсу, апостол Павел верил, что чего бы он ни достиг, что бы ни совершил, что бы ни пережил в прошлом, внутри него оставалось еще намного больше неразвитого, невысвобожденного и невыраженного. Они оба верили, что хорошее является врагом лучшего, а посредственное - могилой экстраординарного.