Введение
Мотивация и стимулирование персонала является одной из подсистем управления персоналом (подсистема планирования и маркетинга персонала, подсистема найма и учета, подсистема условий труда, подсистема социального развития и пр.). Система мотивации и стимулирования постепенно становится в зависимость и от методов и способов управления. Размеры ОТ и результативность становятся производными от стиля управления. Формируется новая концепция мотивации, суть которой сводится к развитию самомотивации как явления, вытекающего из иерархии потребностей человека.
Отличие систем мотивации и стимулирования в России по сравнению с другими странами следующее:
В производственно-хозяйственной деятельности длительной время используется одна мотивационная модель «кнута и пряника».
Модели мотивации и стимулирования были и остаются незыблемыми и стандартизированными (повременная, сдельная и пр.).
Мотивационно-стимулирующие системы способствуют уравнительности в системах ОТ и премирования, например оклад управленца одной квалификационной категории был один независимо от трудов вклада.
|
|
Трудовой вклад оценивался формально, что приводило к равнодушию и незаинтересованности в результатах труда.
Мотивационно-стимулирующие модели исключали возможность инженерно-управленческих работников в области неспециализированной карьеры и совмещение должностей.
Стимулирование трудовой деятельности управленческих работников осуществлялось без учета результатов индивидуального труда. Созданные коллективным трудом социальные блага представляются в первую очередь рабочим, затем ИТР (сеть дошкольных учреждений, профилакторий, баз отдыха).
Но, ни одна из мотивационных систем за рубежом не предусматривает блока моральных стимулов, опыт морального поощрения лучших работников был в России, КНР.
Стимулирование в России рассматривается через социалистическое соревнование, что является одним из мотивов повышения творческой и социальной активности персонала.
Интерес к проблемам мотивации и стимулирования возник еще до появления теории управления как науки (Аристотель, Платон, Гераклит, Демокрит и пр.). Дальнейшее изучение и обоснование проблем мотивации и стимулирования осуществлялись уже в ходе формирования и развития теории управления персоналом, в т.ч. являлись составной частью теорий управления персоналом: классические теории, теории человеческих отношений, теории человеческих ресурсов.
Классические теории характеризуются механистическим подходом к человеку и оценке его роли в производственном процессе. Согласно этому подходу, получившему название «человека экономического», человек выступает как экономический субъект и предпочитает экономические стимулы (Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Форд). Подход сводится в основном к материально-денежным вознаграждениям. Цель стимулирования сводится к образованию связи между количественно-качественными показателями труда и формами вознаграждения. Но концепция «человека экономического» утрачивает целесообразность в связи с приобретением обществом социальной направленности. Возникает новый подход «человека социального» ((Э.Мэйо). Он базируется на теории человеческих отношений. Целью стимулирования является вознаграждения за высокие достижения в работе, ставка на групповую солидарность и справедливое вознаграждение. Работника стимулируют не только величиной заработной платы, но и доверием к человеку, добавляются инструменты социальной политики (льготный кредит, медицинское страхование,..).
|
|
Дальнейшее развитие возникшего подхода «человеческих ресурсов» в связи с изменениями в обществе: демократизация, общественный контроль, развитие законодательной базы, ориентир на социальную защищенность трудящихся, научно-технический прогресс вытеснил физическую силу и пр. В качестве стимулов утверждаются те, которые ориентированы на повышение эффективности индивидуального труда и одновременно связаны с удовлетворение широкого спектра потребностей, связанных с качеством жизни.
Руководитель использует все большее количество стимулов, чтобы привязать человека к организации, чтобы каждый человек стал неотъемлемой частью фирменного пространства.
Теории мотивации
За вторую половину двадцатого века (>1950) разработано много теорий мотивации личности. Т.е. возраст современных поведенческих теорий больше 50 лет.
Теория мотивации – это попытки объяснить поведение человека.
Причины, заставляющие человека работать с максимальными усилиями, чрезвычайно сложны и разнообразны.
Метод кнута и пряника (полное отсутствие системного управления)
А.Смит «Щедрое вознаграждение за труд, поощряя размножение простого народа, вместе с тем увеличивает его трудолюбие. Заработная плата за труд поощряет трудолюбие, которое как и всякое иное человеческое свойство, развивается в соответствии с получаемым им поощрением. Обильная пища увеличивает физические силы работника, а приятная одежда улучшить свое положение и кончить дни свои в довольствие и изобилии побуждает его к максимальному напряжению своих сил».
Мифы и легенды Древнего Мира (Одиссей), русские народные сказки пропаганда кнута и пряника.
Пряник - царевна и полцарства, кнут – голова с плеч.
Первое научное подтверждение - англичанин Адам Смит, " Исследование о природе и причинах богатства народов (1775 г.) ". Рассуждая о влиянии заработной платы на производительность труда, считал, что для успешного труда нужен лишь хороший " пряник ".
1. Концепции научного управления (Родоначальник – Тейлор). Накопление ресурсов и развитие технологии ярко высветили главное препятствие на пути к более высокой производительности – существующие в то время подходы к управлению. Именно в это время расплывчатые и противоречивые принципы управления сменила научная система знаний о законах рациональной организации труда, разработанная Фредериком Уинслоу Тейлором (1856–1915), который считается основоположником научного менеджмента.
Тейлор - Фредерик Уинслоу Тейлор (или Тэйлор; англ. Frederick Winslow Taylor; 20 марта 1856, Германтаун, Пенсильвания — 21 марта 1915, Филадельфия) — Не был ученым. Рабочий-Инженер-главный инженер сталелитейной компании.
Он впервые сформулировал вывод о том, что работа по управлению это определенная специальность и что организация в целом выигрывает, если каждая группа работников будет выполнять те работы, которые она лучше всего делает, американский инженер, основоположник научной организации труда и менеджмента. Нашел оптимальный путь увеличить зарплату, увеличив производительность.
|
|
" Принципы научного менеджмента " (1911) –
Систематизация и рационализация простейших операции. Эффективность оценивалась затратами времени.
Научные принципы Тейлора (правила управления):
1. Создание научного фундамента, заменяющего старые, сугубо практические методы работы по усмотрению отдельного рабочего, научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности.
2. Отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор и профессиональное обучение.
3. Сотрудничество администрации предприятия и рабочих в деле практического внедрения научной организации труда.
4. Равномерное и справедливое распределение обязанностей и ответственности между рабочими и менеджерами.
Ввел понятие «Человеческий фактор»
Примеры из «Принципы научного менеджмента»:
1. Переноска чугуна в болванках. Было измерено затрачиваемое на работу время, подобраны выносливые рабочие и распределено время на труд и перерывы.
Результат:
- Рост нормы выработки в 3 раза;
- Меньше стали уставать;
- Зарплата в день > на 60%
2. Работа лопатой. Изучив различные виды работы, выявил оптимальную нагрузку в 21 фут весом. Было измерено время продолжительности работы в различных условиях. Каждому рабочему предоставлена лопата по объему для разных работ.
Результат:
- Сократилось число работников в 3 раза, выполнявших конкретные виды работ;
- Норма выработки > в 3,5 раза;
- Зарплата в день > на 60%
- Стоимость переработки за день < в 2,5
3. Кладка кирпичей. Изучив движения каждого каменщика, проведя специальные эксперименты, оценку влияния на утомляемость, были введены простейшие приспособления. Рабочие были обучены работать обеими руками.
|
|
4. Сортировка велосипедных шариков. Был изучен женский труд и проведены следующие мероприятия:
- Повышена зарплата на 80-100%
- Сокращен р. день с 10,5 часов до 8,5
- Создание климата особой заботы
- 2 непрерывных отдыха в месяц
Результат:
- Существенное повышение качества изделий,
- Значительное понижение расходов, несмотря на добавочные затраты
Установление дружественных отношений между администрацией и работниками.
..
Генри Лоуренс Гантт (англ. Henry Laurence Gantt) (20 мая 1861 года — 23 ноября 1919 года) — соратник «отца научного менеджмента» Фредерика Тейлора. Гантт изучал менеджмент на примере постройки кораблей во время Первой мировой войны. проводил эксперименты не над отдельными операциями и движениями, а над производственными процессами в целом. Разработал систему оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятия, позволяющего осуществлять контроль запланированного и составлять календарные планы на будущее.
Концепция организационно-технологического подхода (развитие тейлоризма). Друг и коллега Ф.Тейлора.
Изобрел систему заработной платы с элементами повременной и сдельной форм оплаты (при невыполнении запланированной нормы труд работников оплачивался по часовой ставке).
Рабочий должен обрести в труде не только источник существования, но и состояние удовлетворенности.
График Ганнта.
..
Гаррингтон Эмерсон (1853 - 1931). " Двенадцать принципов производительности " 12). Один из видных последователей Тейлора
1. Дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем за ней и своевременным поощрением.
2. Справедливое отношение к персоналу.
3. Быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет.
4. Нормализация условий труда.
5. Нормирование операций, заключающееся в стандартизации способов их выполнения, и регламентирование времени.
6. Наличие письменных стандартных инструкций.
7. Вознаграждение за производительный труд...
Сформулированные принципы управления не потеряли своего значения и по сей день
Ге́нри Форд (англ. Henry Ford; 30 июля 1863 — 7 апреля 1947) — американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру. основатель американского автомобилестроения, который, не являясь ученым, разработал теорию, получившую название "фордизм". нашедшую отражение в его книгах " Моя жизнь, мои достижения " и " Сегодня и завтра ".
Основные положения:
- высоко оплачивать труд каждого рабочего и следить за тем, чтобы он
работал все 48 часов в неделю, но не больше;
- обеспечить наилучшее состояние всех машин, их абсолютную чистоту,
приучать людей уважать окружающих и самих себя.
На его предприятии создано первое ремесленное училище. Социологическая лаборатория для изучения условий труда.
Обязательные требования производственной среды – чистота, гигиена, уют, строгий учет психофизиологических характеристик работников при их распределении. Оперативное внедрение новшеств.
Понятие «создание потребителя». 1914 г. самая высокая зарплата (> в 2 раза от норм).
8-часовой рабочий день.