Тема 2.1 Психология общения
Сущность понятия «общение». Общение как процесс, не направленный на изменение психологического состояния партнера, и как процесс, направленный на изменение психологического состояния партнера. Основные стороны процесса общения (структура общения): коммуникативная, интерактивная, перцептивная.
Роль общения в психическом развитии человека и социализации личности. Функции общения. Основные характеристики общения: стили, характер. Классификация общения: межличностное и массовое, межперсональное и ролевое, ритуальное, монологическое и диалоговое общение, прямое (непосредственное) и опосредованное и др.
Понятия «ролевой веер» и «актуальная роль» в общении. Общение, как поведенческий акт: фазы общения. Выделение различных уровней процесса общения: примитивный, манипулятивный, стандартизованный (контакт «масок»), конвенциональный, игровой, деловой и духовный, а также фатический, информационный и личностный. Понятие культуры общения.
Социально-психологические механизмы общения: заражение, внушение, убеждение, подражание, идентификация, эмпатия и рефлексия.
|
|
Эффективность общения: техники понимающего общения и техники директивного общения. Условия, правила и приёмы техники понимания. Правила и приёмы директивного общения. Параметры неэффективности общения: принижающее – уступчивые и защитно-агрессивные формы поведения.
Субъект – объектный и субъект - субъектный подходы в исследовании общения. Общение и деятельность (Э. Дюркгейм, Г. М. Андреева и др.). Концепции о характере взаимоотношений общения и деятельности: противопоставление и единство, параллельное существование и другие.
Половозрастные особенности общения. Сущность и правила делового общения.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. Дайте определение понятию «общение» его, структуры и видов общения.
2. Перечислите и охарактеризуйте средства общения.
3. Перечислите и охарактеризуйте функции общения.
4. Охарактеризуйте взгляды на соотношение понятий «общение» и «деятельность».
5. Охарактеризуйте условия эффективного общения.