Библиографический список. 1. Багдасарьян, Надежда Гегамовна

Основная литература

1. Багдасарьян, Надежда Гегамовна. История, философия и методология науки и техники: учебник для магистров / Н. Г. Багдасарьян, В. Г. Горохов, А. П. Назаретян; Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана; под ред. Н. Г. Багдасарьян.— М.: Юрайт, 2015.— 384 с.: ил. — (Магистр).— Книга доступна в электронной библиотечной системе biblio-online.ru. Дата обращения: 11.12.2015.

2. Мархинин В.В. Лекции по философии науки [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Мархинин В.В.— Электрон. текстовые данные. — М.: Логос, 2014. — 428 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27266.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. Дата обращения: 11.12.2015.

3. Новиков, Александр Михайлович. Методология научного исследования: учебно-методическое пособие / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. — 2-е изд. — М.: ЛИБРОКОМ, 2013. — 272 с.

4. Осипов А.И. Философия и методология науки [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Осипов А.И.— Электрон. текстовые данные. — Минск: Белорусская наука, 2013. — 287 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29535.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. Дата обращения: 11.12.2015.

Дополнительная литература

1. Вайнштейн, М. З.Основы научных исследований: Учебное пособие / Вайнштейн М. З. — Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, Поволжский государственный технологический университет, ЭБС АСВ, 2011. — 216 с. — Книга находится в базовой версии ЭБС IPRbooks. Дата обращения: 26.01.2016.

2. Иванова, Т. В. Methodology of Scientific Research (Методология научного исследования): Учебное пособие / Иванова Т. В. — Москва: Российский университет дружбы народов, 2012. — 80 с. — Книга находится в базовой версии ЭБС IPRbooks. Дата обращения: 26.01.2016.

3. Ли, Р. И.Основы научных исследований: Учебное пособие / Ли Р. И. — Липецк: Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2013. — 190 с. — Книга находится в базовой версии ЭБС IPRbooks. Дата обращения: 26.01.2016.

4. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: учеб. пособие для вузов / Рузавин Г.И.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. — 317 с.

5. Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований: учеб. пособие / М. Ф. Шкляр. — 3-е изд. — М.: Дашков и К, 2009. — 244 с.

6. Шутов, А. И.Основы научных исследований: Учебное пособие / Шутов А. И. — Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2013. — 101 с. — Книга находится в базовой версии ЭБС IPRbooks. Дата обращения: 26.01.2016.

 

Тесты для самопроверки знаний

 

I вариант

1.Уровни научного познания (укажите все варианты):

а) эмпирический;

б) религиозный;

в) теоретический;

г) мифологический;

д) диалектический.

2.Значение термина «экстраполяция»:

a) процедура переноса знаний с одной предметной области на другую, еще не изученную;

b) мысленное объединение составляющих элементов объекта;

c) фиксации информации.

3.Система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания, называется

a) методом познания;

b) интуицией;

c) техникой;

d) абсолютом.

4.К эмпирическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):

a) анализ;

b) наблюдение;

c) эксперимент;

d) измерение;

e) моделирование.

5.Структурными компонентами теоретического научного познания являются: (укажите все правильные варианты):

a) проблема;

b) боль;

c) вера;

d) гипотеза;

e) теория.

6.Метод исследования, при котором объект исследования замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту, называется:

a) индетерминизмом;

b) наблюдением;

c) доказательством;

d) моделированием.

7.Мыслителем ХVII века, разработавшим индуктивный метод познания и сравнившим метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, является:

a) Р.Декарт;

b) Ф.Бэкон;

c) Г.Лейбниц;

d) Б.Спиноза.

8.Познавательная процедура, посредством которой из сравнения наличных фактов выводится обобщающее их утверждение, называется:

a) аргументацией;

b) индукцией;

c) дедукцией;

d) фаллибилизмом.

9.Как называется метод мышления от общих посылок к выводам частного характера?

a) анализ;

b) дедукция;

c) индукция;

d) синтез.

10.Эмпиризм — это:

a) направление в теории познания, считающее мышление источником знания;

b) направление в теории познания, считающее чувственный опыт источником знания;

c) направление в теории познания, считающее абсолютное сознание источником знания;

d) направление в теории познания, считающее интуицию источником знания;

e) направление в теории познания, считающее врожденные идеи источником знания.

11.Эмпирический метод научного познания, характеризуемый как целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования, называется:

a) наблюдением;

b) воображением;

c) умозаключением.

12.Значение понятия «наблюдение»:

a) фиксации информации;

b) преднамеренное и направленное восприятие объекта познания с целью получить информацию о нем;

c) количественное сравнение величин одного и того же качества;

d) вмешательство исследователя в протекание изучаемого процесса с целью получить дополнительные знания.

13.Значение понятия «измерение»:

a) фиксации информации;

b) преднамеренное и направленное восприятие объекта познания с целью получить информацию о нем;

c) количественное сравнение величин одного и того же качества;

d) вмешательство исследователя в протекание изучаемого процесса с целью получить дополнительные знания.

14.Существенная, повторяющаяся и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение, называется:

a) законом;

b) практикой;

c) синкретизмом;

d) консенсусом.

15.Какая из перечисленных форм знания вырабатывается на теоретическом уровне исследования?

a) идеализированный объект;

b) описание;

c) статистические данные;

d) факт.

16.Элементом научной теории является (-ются):

a) описания материальных объектов;

b) единичные факты;

c) эксперимент;

d) фундаментальные понятия и принципы.

17.Какой критерий новизны научной работы является важнейшим?

a) новизна использования;

b) новизна результатов;

c) новизна методологии;

d) новизна постановки вопроса.

18.Каковы критерии актуальности научной работы?

a) важность, серьезность, интерес для общества;

b) парадоксальность, ясность, неожиданность;

c) новизна, связь с жизнью, назревшее противоречие;

d) остроумие, оригинальность, яркость.

19.Научное исследование начинается:

a) с выбора темы;

b) с литературного обзора;

c) с определения методов исследования.

20.Как соотносятся объект и предмет исследования?

a) не связаны друг с другом;

b) объект содержит в себе предмет исследования;

c) объект входит в состав предмета исследования.

21.Задачи представляют собой этапы работы

a) по достижению поставленной цели;

b) дополняющие цель;

c) для дальнейших изысканий.

22.Для научного текста характерна:

a) эмоциональная окрашенность;

b) логичность, достоверность, объективность;

c) четкость формулировок.

23.Стиль научного текста предполагает только

a) прямой порядок слов;

b) усиление информационной роли слова к концу предложения;

c) выражение личных чувств и использование средств образного письма.

24.Научный текст необходимо

a) представить в виде разделов, подразделов, пунктов;

b) привести без деления одним сплошным текстом;

c) составить таким образом, чтобы каждая новая мысль начиналась с абзаца.

25.Цитирование в научных текстах возможно только

a) с указанием автора и названия источника;

b) из опубликованных источников;

c) с разрешения автора.

26.Таблица

a) может иметь заголовок и номер;

b) помещается в тексте сразу после первого упоминания о ней;

c) приводится только в приложении.

27.Однозначные количественные числительные в научных текстах приводятся

a) словами;

b) цифрами;

c) и цифрами, и словами.

28.Порядковые числительные в научных текстах приводятся

a) с падежными окончаниями;

b) только римскими цифрами;

c) только арабскими цифрами.

29.Сокращения «и др.», «и т.д.» допустимы

a) только в конце предложений;

b) только в середине предложения;

c) в любом месте предложения.

30.Почему нужно делать ссылки на использованные источники?

a) чтобы показать свою эрудицию и пустить «пыль в глаза»;

b) чтобы проявить уважение к своим предшественникам;

c) чтобы избегнуть обвинений в плагиате;

d) чтобы можно было проверить правильность использования источников.

 

II вариант

1.Научные знания отличаются от других знаний (укажите все правильные ответы):

a) точностью;

b) обоснованностью;

c) большой предсказательной способностью;

d) большой степенью фантазии (не обязательно обоснованной);

e) своей исключительной эстетической ценностью.

2.Отличительными признаками научного знания считают систематизированность, доказательность, а также...

a) правдоподобность;

b) личностный характер;

c) проверяемость.

3.Совокупность приемов, правил, регулятивных принципов познавательной деятельности, вырабатываемых субъектом на основе изучаемого объекта, называется:

a) гипотезой;

b) проблемой;

c) методом;

d) законом.

4.К теоретическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):

a) анализ;

b) наблюдение;

c) идеализация;

d) измерение;

e) моделирование.

5.Эти формы познания не относятся к теоретическому познанию:

a) понятие;

b) представление;

c) умозаключение;

d) суждение;

e) восприятие.

6.Какому уровню научного исследования соответствует следующая цель?

а) Эмпирический

б) Теоретический

1. Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой;

2. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности;

3. Добыть новые экспериментальные факты;

4. Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов.

7.Как называется метод мысленного выделения существенных свойств и связей предмета и отвлечения от других свойств?

a) абстрагирование;

b) анализ;

c) дедукция;

d) индукция.

8.Индукция — это:

a) логический путь от общего к частному;

b) подача ложного знания, как истинного;

c) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;

d) момент интеллектуального озарения;

e) относительная, неполная истина.

9.Каким термином обозначается совокупность моральных императивов, нравственных норм, принятых в научном сообществе и определяющих поведение учёного?

a) казус науки;

b) статус науки;

c) эйдос науки;

d) этос науки.

10.Как называется метод мысленного выделения существенных свойств и связей предмета и отвлечения от других свойств?

a) абстрагирование;

b) анализ;

c) дедукция;

d) индукция.

11.Какой из перечисленных методов исследования является эмпирическим методом?

a) идеализация;

b) индукция;

c) формализация;

d) описание.

12.Метод эмпирического исследования, устанавливающий тождество или различие исследуемых объектов называется:

a) сравнением;

b) восприятием;

c) аналогией.

13.Значение понятия «описание»:

a) фиксации информации;

b) преднамеренное и направленное восприятие объекта познания с целью получить информацию о нем;

c) количественное сравнение величин одного и того же качества;

d) вмешательство исследователя в протекание изучаемого процесса с целью получить дополнительные знания.

14.Значение понятия «эксперимент»:

a) фиксации информации;

b) преднамеренное и направленное восприятие объекта познания с целью получить информацию о нем;

c) количественное сравнение величин одного и того же качества;

d) вмешательство исследователя в протекание изучаемого процесса с целью получить дополнительные знания.

15.Высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности, называется

a) мировоззрением;

b) мышлением;

c) субстратом;

d) научной теорией.

16.Какой из перечисленных методов исследования является теоретическим методом?

a) идеализация;

b) измерение;

c) наблюдение;

d) эксперимент.

17.Процесс постижения смысла чего-либо есть...

a) знание;

b) интуиция;

c) интроспекция;

d) понимание.

18.Каковы правила формулирования темы научной работы?

a) новизна, проблемность, актуальность;

b) точность, яркость, привлекательность;

c) доказательность, ясность, мудрость;

d) неожиданность, лаконичность, метафоричность.

19.Чем обуславливается необходимость и достаточность собранного для выполнения научной работы материала?

a) избыточностью, чем больше материала, тем лучше;

b) необходимостью подтвердить выстроенную гипотезу;

c) убедительностью аргументации, доказывающей справедливость выводов;

d) оригинальностью полученных результатов.

20.Выбор темы исследования определяется:

a) актуальностью;

b) отражением темы в литературе;

c) интересами исследователя.

21.Формулировка цели исследования отвечает на вопрос:

a) что исследуется;

b) для чего исследуется;

c) кем исследуется.

22.Во введении необходимо отразить:

a) актуальность темы;

b) полученные результаты;

c) источники, по которым написана работа.

 

23.Какие требования предъявляются к научному тексту?

a) увлекательность, яркость, четкость стиля;

b) логичность, ясность, доказательность;

c) красота, занимательность, историчность;

d) последовательность, полемичность, привлекательность.

24.Особенности научного текста заключаются:

a) в использовании научно-технической терминологии;

b) в изложении текста от 1 лица единственного числа;

c) в использовании простых предложений.

25.Выводы содержат:

a) только конечные результаты без доказательств;

b) результаты с обоснованием и аргументацией;

c) кратко повторяют весь ход работы.

26.Список использованной литературы:

a) оформляется с новой страницы;

b) имеет самостоятельную нумерацию страниц;

c) составляется таким образом, что отечественные источники - в начале списка, а иностранные – в конце.

27.Числительные в научных текстах приводятся:

a) только цифрами;

b) только словами;

c) в некоторых случаях словами, в некоторых цифрами.

28.Многозначные количественные числительные в научных текстах: приводятся

a) только цифрами;

b) только словами;

c) в начале предложения – словами.

29.Сокращения в научных текстах допускаются в виде:

a) сложных слов и аббревиатур;

b) допускаются до одной буквы с точкой;

c) не допускаются.

30.Иллюстрации в научных текстах:

a) могут иметь заголовок и номер;

b) оформляются в цвете;

c) помещаются в тексте после первого упоминания о них.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: