Основная литература
1. Багдасарьян, Надежда Гегамовна. История, философия и методология науки и техники: учебник для магистров / Н. Г. Багдасарьян, В. Г. Горохов, А. П. Назаретян; Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана; под ред. Н. Г. Багдасарьян.— М.: Юрайт, 2015.— 384 с.: ил. — (Магистр).— Книга доступна в электронной библиотечной системе biblio-online.ru. Дата обращения: 11.12.2015.
2. Мархинин В.В. Лекции по философии науки [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Мархинин В.В.— Электрон. текстовые данные. — М.: Логос, 2014. — 428 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27266.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. Дата обращения: 11.12.2015.
3. Новиков, Александр Михайлович. Методология научного исследования: учебно-методическое пособие / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. — 2-е изд. — М.: ЛИБРОКОМ, 2013. — 272 с.
4. Осипов А.И. Философия и методология науки [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Осипов А.И.— Электрон. текстовые данные. — Минск: Белорусская наука, 2013. — 287 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29535.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. Дата обращения: 11.12.2015.
|
|
Дополнительная литература
1. Вайнштейн, М. З.Основы научных исследований: Учебное пособие / Вайнштейн М. З. — Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, Поволжский государственный технологический университет, ЭБС АСВ, 2011. — 216 с. — Книга находится в базовой версии ЭБС IPRbooks. Дата обращения: 26.01.2016.
2. Иванова, Т. В. Methodology of Scientific Research (Методология научного исследования): Учебное пособие / Иванова Т. В. — Москва: Российский университет дружбы народов, 2012. — 80 с. — Книга находится в базовой версии ЭБС IPRbooks. Дата обращения: 26.01.2016.
3. Ли, Р. И.Основы научных исследований: Учебное пособие / Ли Р. И. — Липецк: Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2013. — 190 с. — Книга находится в базовой версии ЭБС IPRbooks. Дата обращения: 26.01.2016.
4. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: учеб. пособие для вузов / Рузавин Г.И.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. — 317 с.
5. Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований: учеб. пособие / М. Ф. Шкляр. — 3-е изд. — М.: Дашков и К, 2009. — 244 с.
6. Шутов, А. И.Основы научных исследований: Учебное пособие / Шутов А. И. — Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2013. — 101 с. — Книга находится в базовой версии ЭБС IPRbooks. Дата обращения: 26.01.2016.
Тесты для самопроверки знаний
I вариант
1.Уровни научного познания (укажите все варианты):
а) эмпирический;
б) религиозный;
в) теоретический;
г) мифологический;
д) диалектический.
2.Значение термина «экстраполяция»:
a) процедура переноса знаний с одной предметной области на другую, еще не изученную;
|
|
b) мысленное объединение составляющих элементов объекта;
c) фиксации информации.
3.Система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания, называется
a) методом познания;
b) интуицией;
c) техникой;
d) абсолютом.
4.К эмпирическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):
a) анализ;
b) наблюдение;
c) эксперимент;
d) измерение;
e) моделирование.
5.Структурными компонентами теоретического научного познания являются: (укажите все правильные варианты):
a) проблема;
b) боль;
c) вера;
d) гипотеза;
e) теория.
6.Метод исследования, при котором объект исследования замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту, называется:
a) индетерминизмом;
b) наблюдением;
c) доказательством;
d) моделированием.
7.Мыслителем ХVII века, разработавшим индуктивный метод познания и сравнившим метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, является:
a) Р.Декарт;
b) Ф.Бэкон;
c) Г.Лейбниц;
d) Б.Спиноза.
8.Познавательная процедура, посредством которой из сравнения наличных фактов выводится обобщающее их утверждение, называется:
a) аргументацией;
b) индукцией;
c) дедукцией;
d) фаллибилизмом.
9.Как называется метод мышления от общих посылок к выводам частного характера?
a) анализ;
b) дедукция;
c) индукция;
d) синтез.
10.Эмпиризм — это:
a) направление в теории познания, считающее мышление источником знания;
b) направление в теории познания, считающее чувственный опыт источником знания;
c) направление в теории познания, считающее абсолютное сознание источником знания;
d) направление в теории познания, считающее интуицию источником знания;
e) направление в теории познания, считающее врожденные идеи источником знания.
11.Эмпирический метод научного познания, характеризуемый как целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования, называется:
a) наблюдением;
b) воображением;
c) умозаключением.
12.Значение понятия «наблюдение»:
a) фиксации информации;
b) преднамеренное и направленное восприятие объекта познания с целью получить информацию о нем;
c) количественное сравнение величин одного и того же качества;
d) вмешательство исследователя в протекание изучаемого процесса с целью получить дополнительные знания.
13.Значение понятия «измерение»:
a) фиксации информации;
b) преднамеренное и направленное восприятие объекта познания с целью получить информацию о нем;
c) количественное сравнение величин одного и того же качества;
d) вмешательство исследователя в протекание изучаемого процесса с целью получить дополнительные знания.
14.Существенная, повторяющаяся и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение, называется:
a) законом;
b) практикой;
c) синкретизмом;
d) консенсусом.
15.Какая из перечисленных форм знания вырабатывается на теоретическом уровне исследования?
a) идеализированный объект;
b) описание;
c) статистические данные;
d) факт.
16.Элементом научной теории является (-ются):
a) описания материальных объектов;
b) единичные факты;
c) эксперимент;
d) фундаментальные понятия и принципы.
17.Какой критерий новизны научной работы является важнейшим?
a) новизна использования;
b) новизна результатов;
c) новизна методологии;
d) новизна постановки вопроса.
18.Каковы критерии актуальности научной работы?
a) важность, серьезность, интерес для общества;
b) парадоксальность, ясность, неожиданность;
c) новизна, связь с жизнью, назревшее противоречие;
d) остроумие, оригинальность, яркость.
19.Научное исследование начинается:
a) с выбора темы;
b) с литературного обзора;
c) с определения методов исследования.
20.Как соотносятся объект и предмет исследования?
|
|
a) не связаны друг с другом;
b) объект содержит в себе предмет исследования;
c) объект входит в состав предмета исследования.
21.Задачи представляют собой этапы работы
a) по достижению поставленной цели;
b) дополняющие цель;
c) для дальнейших изысканий.
22.Для научного текста характерна:
a) эмоциональная окрашенность;
b) логичность, достоверность, объективность;
c) четкость формулировок.
23.Стиль научного текста предполагает только
a) прямой порядок слов;
b) усиление информационной роли слова к концу предложения;
c) выражение личных чувств и использование средств образного письма.
24.Научный текст необходимо
a) представить в виде разделов, подразделов, пунктов;
b) привести без деления одним сплошным текстом;
c) составить таким образом, чтобы каждая новая мысль начиналась с абзаца.
25.Цитирование в научных текстах возможно только
a) с указанием автора и названия источника;
b) из опубликованных источников;
c) с разрешения автора.
26.Таблица
a) может иметь заголовок и номер;
b) помещается в тексте сразу после первого упоминания о ней;
c) приводится только в приложении.
27.Однозначные количественные числительные в научных текстах приводятся
a) словами;
b) цифрами;
c) и цифрами, и словами.
28.Порядковые числительные в научных текстах приводятся
a) с падежными окончаниями;
b) только римскими цифрами;
c) только арабскими цифрами.
29.Сокращения «и др.», «и т.д.» допустимы
a) только в конце предложений;
b) только в середине предложения;
c) в любом месте предложения.
30.Почему нужно делать ссылки на использованные источники?
a) чтобы показать свою эрудицию и пустить «пыль в глаза»;
b) чтобы проявить уважение к своим предшественникам;
c) чтобы избегнуть обвинений в плагиате;
d) чтобы можно было проверить правильность использования источников.
II вариант
1.Научные знания отличаются от других знаний (укажите все правильные ответы):
a) точностью;
b) обоснованностью;
c) большой предсказательной способностью;
d) большой степенью фантазии (не обязательно обоснованной);
|
|
e) своей исключительной эстетической ценностью.
2.Отличительными признаками научного знания считают систематизированность, доказательность, а также...
a) правдоподобность;
b) личностный характер;
c) проверяемость.
3.Совокупность приемов, правил, регулятивных принципов познавательной деятельности, вырабатываемых субъектом на основе изучаемого объекта, называется:
a) гипотезой;
b) проблемой;
c) методом;
d) законом.
4.К теоретическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):
a) анализ;
b) наблюдение;
c) идеализация;
d) измерение;
e) моделирование.
5.Эти формы познания не относятся к теоретическому познанию:
a) понятие;
b) представление;
c) умозаключение;
d) суждение;
e) восприятие.
6.Какому уровню научного исследования соответствует следующая цель?
а) Эмпирический
б) Теоретический
1. Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой;
2. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности;
3. Добыть новые экспериментальные факты;
4. Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов.
7.Как называется метод мысленного выделения существенных свойств и связей предмета и отвлечения от других свойств?
a) абстрагирование;
b) анализ;
c) дедукция;
d) индукция.
8.Индукция — это:
a) логический путь от общего к частному;
b) подача ложного знания, как истинного;
c) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;
d) момент интеллектуального озарения;
e) относительная, неполная истина.
9.Каким термином обозначается совокупность моральных императивов, нравственных норм, принятых в научном сообществе и определяющих поведение учёного?
a) казус науки;
b) статус науки;
c) эйдос науки;
d) этос науки.
10.Как называется метод мысленного выделения существенных свойств и связей предмета и отвлечения от других свойств?
a) абстрагирование;
b) анализ;
c) дедукция;
d) индукция.
11.Какой из перечисленных методов исследования является эмпирическим методом?
a) идеализация;
b) индукция;
c) формализация;
d) описание.
12.Метод эмпирического исследования, устанавливающий тождество или различие исследуемых объектов называется:
a) сравнением;
b) восприятием;
c) аналогией.
13.Значение понятия «описание»:
a) фиксации информации;
b) преднамеренное и направленное восприятие объекта познания с целью получить информацию о нем;
c) количественное сравнение величин одного и того же качества;
d) вмешательство исследователя в протекание изучаемого процесса с целью получить дополнительные знания.
14.Значение понятия «эксперимент»:
a) фиксации информации;
b) преднамеренное и направленное восприятие объекта познания с целью получить информацию о нем;
c) количественное сравнение величин одного и того же качества;
d) вмешательство исследователя в протекание изучаемого процесса с целью получить дополнительные знания.
15.Высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности, называется
a) мировоззрением;
b) мышлением;
c) субстратом;
d) научной теорией.
16.Какой из перечисленных методов исследования является теоретическим методом?
a) идеализация;
b) измерение;
c) наблюдение;
d) эксперимент.
17.Процесс постижения смысла чего-либо есть...
a) знание;
b) интуиция;
c) интроспекция;
d) понимание.
18.Каковы правила формулирования темы научной работы?
a) новизна, проблемность, актуальность;
b) точность, яркость, привлекательность;
c) доказательность, ясность, мудрость;
d) неожиданность, лаконичность, метафоричность.
19.Чем обуславливается необходимость и достаточность собранного для выполнения научной работы материала?
a) избыточностью, чем больше материала, тем лучше;
b) необходимостью подтвердить выстроенную гипотезу;
c) убедительностью аргументации, доказывающей справедливость выводов;
d) оригинальностью полученных результатов.
20.Выбор темы исследования определяется:
a) актуальностью;
b) отражением темы в литературе;
c) интересами исследователя.
21.Формулировка цели исследования отвечает на вопрос:
a) что исследуется;
b) для чего исследуется;
c) кем исследуется.
22.Во введении необходимо отразить:
a) актуальность темы;
b) полученные результаты;
c) источники, по которым написана работа.
23.Какие требования предъявляются к научному тексту?
a) увлекательность, яркость, четкость стиля;
b) логичность, ясность, доказательность;
c) красота, занимательность, историчность;
d) последовательность, полемичность, привлекательность.
24.Особенности научного текста заключаются:
a) в использовании научно-технической терминологии;
b) в изложении текста от 1 лица единственного числа;
c) в использовании простых предложений.
25.Выводы содержат:
a) только конечные результаты без доказательств;
b) результаты с обоснованием и аргументацией;
c) кратко повторяют весь ход работы.
26.Список использованной литературы:
a) оформляется с новой страницы;
b) имеет самостоятельную нумерацию страниц;
c) составляется таким образом, что отечественные источники - в начале списка, а иностранные – в конце.
27.Числительные в научных текстах приводятся:
a) только цифрами;
b) только словами;
c) в некоторых случаях словами, в некоторых цифрами.
28.Многозначные количественные числительные в научных текстах: приводятся
a) только цифрами;
b) только словами;
c) в начале предложения – словами.
29.Сокращения в научных текстах допускаются в виде:
a) сложных слов и аббревиатур;
b) допускаются до одной буквы с точкой;
c) не допускаются.
30.Иллюстрации в научных текстах:
a) могут иметь заголовок и номер;
b) оформляются в цвете;
c) помещаются в тексте после первого упоминания о них.