Развитие личности дошкольника

Эмоциональная сфера дошкольника

Дошкольный возраст, как писал А.Н.Леонтьев, это “период пер­воначального фактического склада личности”. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образова­ний. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

Для дошкольного детства характерна в целом эмоциональная уравновешенность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конф­ликтов по незначительным поводам. Этот новый, относительно ста­бильный, эмоциональный фон определяет динамика представлений ре­бенка. Динамика образных представлений - более свободная и мягкая по сравнению с аффективно окрашенными процессами восприятия в раннем детстве. Раньше течение эмоциональной жизни ребенка обус­ловливали особенности той конкретной ситуации, в которую он был включен: обладает он привлекательным предметом или не сможет его получить, успешно он действует с игрушками или у него ничего не получается, помогает ему взрослый или нет и т.д. Теперь появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредс­твенной ситуации, у него возникают переживания, с ней не связан­ные, и сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро, теря­ют свою прежнюю значимость.

Итак, эмоциональные процессы становятся более уравновешенны­ми. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности, интен­сивности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.

В дошкольном возрасте желания, побуждения ребенка соединяют­ся с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраи­ваются. Происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с предс­тавляемыми предметами, находящимися в “идеальном” плане. Действия ребенка уже не связаны прямо с привлекательным предметом, а стро­ятся на основе представлений о предмете, о желательном результа­те, о возможности его достичь в ближайшем будущем. Эмоции, свя­занные с представлением, позволяют предвосхищать результаты дейс­твий ребенка, удовлетворение его желаний.

Механизм эмоционального предвосхищения подробно описан А.В.Запорожцем. Им показано, как меняется функциональное место аффек­та в общей структуре поведения. Сравним еще раз поведение ребенка раннего возраста и дошкольника. До 3-х лет переживаются исключи­тельно последствия собственных действий, их оценка взрослым чело­веком - то есть похвалили ребенка за сделанное или наказали. Не возникает переживаний по поводу того, заслуживает поступок одоб­рения или порицания, к чему он приведет, ни в самом процессе действия, ни, тем более, предварительно. Аффект оказывается пос­ледним звеном в этой цепи разворачивающихся событий.

Еще до того, как дошкольник начнет действовать, у него появ­ляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, возможное одобрение или наказание, у него возникает тревожность - эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия. Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны близких взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение. Взрослые могут помочь ре­бенку создать нужный эмоциональный образ. Например, в детском са­ду, воспитатель вместо того, чтобы потребовать немедленно привес­ти в порядок помещение после бурной игры, может рассказать детям, какую радость вызовет их уборка у младшей группы, пришедшей после них в сияющую чистотой игровую комнату. Пожелания, ориентирован­ные на эмоциональное воображение детей, а не на их сознатель­ность, оказываются значительно более эффективными.

Таким образом, в дошкольном возрасте происходит смещение аф­фекта с конца к началу деятельности. Аффект (эмоциональный образ) становится первым звеном в структуре поведения. Механизм эмоцио­нального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка.

Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетатив­ные и моторные реакции: переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым; в гне­ве он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д. Эти реакции сохраняются и у дош­кольников, хотя внешнее выражение эмоций становится у части детей более сдержанным. В структуру эмоциональных процессов, помимо ве­гетативных и моторных компонентов, входят теперь и сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает ра­доваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сде­лать. Переживания становятся сложнее и глубже.

Изменяется содержание аффектов - расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание, - без них невоз­можны совместная деятельность и сложные формы общения детей.

Как уже подчеркивалось, развитие эмоциональной сферы связано с формированием плана представлений. Образные представления ре­бенка приобретают эмоциональный характер, и вся его деятельность является эмоционально насыщенной. Все, во что включается дошколь­ник - игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к шко­ле, помощь маме в домашних делах и т.д., - должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: