Оставив в стороне первый этап акта речи и его слагаемые (о чем см. в гл. III — «Фонетика»), рассмотрим второе соотношение

В языке всегда обязательно наличие двух сторон: внешней, материальной, связанной с артикуляционно-акустическим комплек­сом, и внутренней, нематериальной, связанной со смыслом. Пер­вое является обозначающим и гарантирующим через знаки дове­дения речи до органа восприятия, без чего речевое общение не­мыслимо; второе — обозначаемым, содержанием, связанным с мышлением.

Непосредственное выражение смысла в звуке нетипично для, языка. Так обстоит дело в разного рода механических сигнализа­циях, например в светофоре, где зеленый цвет «прямо» значит «можно», красный — «нельзя», а желтый — «приготовься». В таких системах сигнализации между смыслом и воспринимаемой мате­риальностью ничего нет. В языке даже междометия отличаются от такого схематического устройства, так как они могут выполнять функцию целого предложения, относятся к определенной части речи, выражены не любым, а специфичным для данного языка звучанием, способны образовать производные знаменательные сло­ва (ох — охать, оханье и т. п.), т. е. вообще стоят не изолированно, а в связи с другими элементами языка и не могут быть произволь­но придуманы как системы сигнализации.

Типичным же для языка является сложная Структура взаимо­связанных разнородных элементов.

Для того чтобы определить, какие элементы входят в структуру языка, разберем следующий пример: два римлянина поспорили, кто скажет (или напишет) короче фразу; один сказал (написал): Ео rus [эр pycl - «я еду в деревню», а другой ответил: I - «поез­жай». Это самое короткое высказывание (и написание), которое можно себе представить, но вместе с тем это вполне законченное высказывание, составляющее целую реплику в данном диалоге и, очевидно, обладающее всем тем, что свойственно любому высказыванию. Каковы же эти элементы высказывания?

1) [i] — это звук речи (точнее, фонема, См. гл. III, § 39), т. е. звуковой материальный знак, доступный восприятию ухом, или i _ это буква, т. е. графический материальный знак, доступный

восприятию глазом;

2) i __ это корень слова (вообще: морфема, см. гл. IV, § 44),

т. е. элемент, выражающий какое-то понятие;

3) / — это слово (глагол в форме повелительного наклонения в единственном числе), называющее определенное явление дейст­вительности;. „

Это предложение, т. е. элемент, заключающий в cebe

Сообщение.

«Маленькое» i, оказывается, заключает в себе все, что состав­ляет язык вообще: 1) звуки - фонетика (или буквы - графика), 2) морфемы (корни, суффиксы, окончания) - морфология, 3) сло­ва — лексика и 4) предложения — синтаксис.

Больше в языке ничего не бывает и не может быть.

Почему для выяснения вопроса о структуре языка понадобил­ся такой странный пример? Для того чтобы было ясно, что разли­чия элементов структуры языка не количественные, как могло бы показаться, если бы мы взяли длинное предложение, разбили его на слова, слова — на морфемы и морфемы — на фоне­мы. В данном примере эта опасность устранена: все ступени струк­туры языка представляют собой «то же» i, но взятое каждый раз в

Особом качестве.

Таким образом, различие элементов структуры языка — к а - ч е с т в е н н о е, что определяется разными функциями этих эле­ментов. Каковы же функции этих элементов?

1) Звуки (фонемы) являются материальными знаками языка, а не просто «слышимыми звуками». (См. гл. III, § 39.)

Звуковые знаки языка (равно как и графические) обладают двумя функциями: ^перцептивной [17] — быть объектом восприятия и 2) сигнификатйвной[18] — иметь способность различать вышестоящие, значимые элементы языка — морфемы, слова, пред­ложения: нот, бот, мот, тот, дот, нот, лот, рот, кот.,, стал, стол, стул... сосна, сосны, сосне, сосну... и т. п.

Что же касается различия букв (графических знаков) и звуков (фонетических знаков) в языке, то оно не функциональное, а ма­териальное; функции же у них те же самые.

2) Морфемы (см. гл. IV, § 42) могут выражать понятия: а) кор­невые - вещественные [стол-], [зем-], [окн-] и т. п. и б) некорне­вые двух видов: значения признаков [-ость], [-без-], [пере-] и зна­чения отношений [-у], [-ишь], сиж-у - сид-ишь, [-а], [-у] стол-а, стол-у и т. п.; это семасиологическая[19] функция, функ­ция выражения понятий. Называть морфемы не могут, но значе­ние имеют; [краен-] выражает лишь понятие определенного цве­та, а назвать что-либо можно лишь, превратив морфему в слово: краснота, красный, краснеть и т. п. (см. гл. IV, § 44).

3) Слова могут называть вещи и явления действительности; это но минатй в ная [20] функция, функция называния; есть слова, которые в чистом виде выполняют эту функцию, — это собствен­ные имена; обычные же, нарицательные совмещают ее с функ­цией семасиологической, так как они выражают понятия [21].

4) Предложения служат для сообщения; это самое важное в речевом общении, так как язык есть орудие общения; это функ­ция коммуникативная[22], так как предложения состоят из слов, они в своих составных частях обладают и номинативной функ­цией и семасиологической.

Элементы данной структуры образуют в языке единство, что легко понять, если обратить внимание на их связь: каждая низшая ступень является потенциально (в возможности) следую­щей высшей, и, наоборот, каждая высшая ступень как минимум состоит из одной низшей; так, предложение минимально может состоять из одного слова (Светает. Мороз)\ слово — из одной морфемы (тут, вот, метро, ура); морфема — из одной фонемы (щ-и, ж~а-тъ)\ ср. вышеприведенный пример с i.

Кроме указанных функций, язык может выражать эмоциональ­ное состояние говорящего, волю, желания, направленные как при­зыв к слушающему. Выражение этих явлений охватывается экспрессивной1 функцией. Экспрессия может быть выражена разными элементами языка: это могут быть специально экспрессивные слова — междометия (ай! — эмоциональное, эй! — волевое), некоторые грамматические формы (слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: дружочек! — эмоциональные, императивы глаголов: молчи! — волевые), особо экспрессивно окрашенные слова «высокого» или «низкого» стиля


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: