Решение ситуационных задач (5 типовых задач)

Прочитайте материал стр. 21-33 учебника, ответьте на вопросы на стр. 33

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ К ЛЕКЦИИ 2:

1. Выпишите из учебника в тетрадь определения следующих понятий:

Аутосома, половые хромосомы, доминантный аллель, рецессивный аллель, гомозигота по доминантному аллелю, гомозигота по рецессивному аллелю, гетерозигота, фенотип, гибрид, голандрическое наследование, зигота, множественный аллелизм, моногибридное скрещивание, неполное доминирование, носитель, признак, эпистаз, дигибридное скрещивание, комплементарное взаимодействие генов, резус-фактор.

2. Решите задачи, используя справочные материалы:

Задача 1.

У человека курчавые волосы доминантный признак, прямые волосы – рецессивный признак, а у тех, кто имеет в генотипе и доминантный аллель и рецессивный – волосы вьющиеся. У матери вьющиеся волосы, у отца курчавые. Нарисуйте схему скрещивания и ответьте на вопросы.

А. Опишите словами генотип отца

Б. Опишите словами генотип матери

В. Сколько разных генотипов будет у их детей?

Г. Сколько разных фенотипов будет у их детей?

Д. Могут ли в этой семье родиться дети с прямыми волосами?

Задача 2.

У человека заболевание муковисцидоз наследуется аутосомно- рецессивно. Отец страдает данным заболеванием, мать здорова, но имеет родного брата с этим заболеванием. Нарисуйте схему скрещивания и ответьте на вопросы.

А. Опишите словами генотип отца

Б. Опишите словами генотип матери

В. Сколько разных генотипов будет у их детей?

Г. Сколько разных фенотипов будет у их детей?

Д. Могут ли в этой семье родиться дети муковисцидозом?

Задача 3.

Мужчина со I группой крови не признаёт своего отцовства, прав ли он, если у матери ΙIΙ группа, крови у ребёнка ΙV группа крови. Ответ поясните схемой скрещивания.

Задача 4.

У мужчины со второй группой крови от женщины с четвёртойгруппой крови родился ребёнок, который не унаследовал ни одну из групп крови родителей. Какая группа крови у ребёнка? Ответ поясните схемой скрещивания.

Задача 5.

Мышечная дистрофия Беккета (атрофия мышечной ткани, проявляющаяся после 30 лет) наследуется рецессивно сцеплено с полом. Жена страдает этим заболеванием, унаследовав его от своей матери. Муж здоров. Нарисуйте схему скрещивания и ответьте на вопросы.

А. Сколько типов гамет образуется у отца?

Б. Сколько типов гамет образуется у матери?

В. Сколько разных генотипов будет у их детей?

Г. Сколько разных фенотипов будет у их детей?

Д. С какой вероятностью в семье могут родиться здоровые дети?

Задача 6.

Фолликулярный кератоз (нарушение развития волосяных луковиц и отсутствие роста волос на теле) наследуется доминантно сцеплено с полом. Жена здорова и имеет брата с фолликулярным кератозом, муж страдает указанным заболеванием. Нарисуйте схему скрещивания и ответьте на вопросы.

А. Сколько типов гамет образуется у отца?

Б. Сколько типов гамет образуется у матери?

В. Сколько разных генотипов будет у их детей?

Г. Сколько разных фенотипов будет у их детей?

Д. С какой вероятностью у них могут родиться дети с фолликулярным кератозом?

Задача 7.

Алкоголизм обусловлен аутосомным доминантным геном А, а потребность в курении табака наследуется рецессивным геном b, сцепленным с полом. Некурящий мужчина, который любит выпить женился на курящей и пьющей женщине. Мужчина гомозиготен по гену алкоголизма, а женщина - гетерозиготна. Нарисуйте схему скрещивания и ответьте на вопросы.

А. Сколько типов гамет образуется у отца?

Б. Сколько типов гамет образуется у матери?

В. С какой вероятностью у них могут родиться дети с предрасположенностью к алкоголизму?

Г. С какой вероятностью у них могут родиться дети с предрасположенностью курению?

Д. С какой вероятностью у них могут родиться дети с предрасположенностью курению и алкоголизму?

Задача 8.

У человека в Y- хромосоме встречается ген гипертрихоза ушей. Ген, контролирующий хорошую артикуляцию (понятное произношение всех звуков), наследуется аутосомно-рецессивно. В семье у отца гипертрихоз ушей и хорошая артикуляция, у матери плохая артикуляция, как и у всех её родственников. Нарисуйте схему скрещивания и ответьте на вопросы.

А. Сколько типов гамет образуется у отца?

Б. Сколько типов гамет образуется у матери?

В. С какой вероятностью у них могут родиться дети с гипертрихозом ушей?

Г. С какой вероятностью у них могут родиться дети с хорошей артикуляцией?

Д. С какой вероятностью у них могут родиться дети с плохой артикуляцией и нормальными ушами?

Задача 9.

Отец и мать квартероны с соответствующими генотипами AaBbccdd и aabbCcDd. Какова вероятность рождения у них детей с более тёмным цветом кожи?

Задача 10.

Отец и мать с положительным резус фактором и с соответствующими генотипами ccddЕе и сcDdее. Какова вероятность рождения у них детей с положительным резус фактором?

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ К ЛЕКЦИИ 3:

Выпишите в тетрадь определения терминов:

Генетический груз, делеция участка хромосомы, дупликация участка хромосомы, инверсия участка хромосомы, изменчивость, мутация, мутагенез, летальная мутация, мутаген, мутант, мутагенез индуцированный, мутагенез спонтанный, популяция, репарация ДНК, транслокация, трисомия, моносомия, анеуплоидия, тератогенез, тератогены

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ К ЛЕКЦИИ 4:

Решение ситуационных задач (5 типовых задач)

Задача 1.

Ваша беременная подруга собирается на новогоднюю дискотеку. Оцените эту ситуацию с точки зрения периконцепционной профилактики. Объясните Ваш ответ.

Задача 2.

Женщине 30 лет необходимо пройти плановую флюорографию. Оцените эту ситуацию с точки зрения периконцепционной профилактики. Объясните Ваш ответ.

Задача 3.

Супружеской паре (обоим по 27 лет) в связи с укусом бездомной кошки была сделана вакцинация от бешенства. Оцените эту ситуацию с точки зрения периконцепционной профилактики. Объясните Ваш ответ.

Задача 4.

Мужчина 40 лет проходит химиотерапию по поводу онкологического заболевания кишечника. Оцените эту ситуацию с точки зрения периконцепционной профилактики. Объясните Ваш ответ.

Задача 5.

Вам поручено проведение периконцепционной профилактики среди населения. Составьте план своей деятельности.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ К ЛЕКЦИИ 5:

 Выполнение УИР в разделе наследственность в «Дневнике здоровья студента», 2014 – «Наследование непатологического признака»

 Выполнение УИР в разделе наследственность в «Дневнике здоровья студента», 2014 – «Наследование патологического признака»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ К ЛЕКЦИИ 6:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: