Что делать с чувством беспомощности, когда испытываешь разочарование оттого, что тебя абсолютно ничего не удовлетворяет?

 

Если это ваш собственный опыт, то такой вопрос не возник бы в вашей голове. Как тогда вы можете задавать такой вопрос? Вопрос возникает из давней надежды, ютящейся в вашем подсознании: «Может быть, я недостаточно пытался, возможно, я использовал свою энергию не по максимуму. Поэтому я и не удовлетворен результатом». Но если вы сами почувствовали, что ничего не приносит вам удовлетворения, если это ваши собственные переживания, как вообще мог возникнуть подобный вопрос?

К чему спрашивать о том, что все в этой жизни должно приносить вам полное удовлетворение? Почему бы не довольствоваться тем, что предлагает вам жизнь? Даже если вы будете обладать этим лишь мгновение, зачем быть таким жадным? Хей, вы выглядите очень жадным. Вы кажетесь одним из тех старых, прогнивших людей – скрягой. Скряга хочет иметь все навечно. Если он влюбляется в женщину, то хочет, чтобы она всегда оставалась в одном и том же возрасте. То, что он сам будет стареть, – это уже другой разговор. Но вот его спутница жизни должна оставаться вечно молодой.

Именно такие скряги выдумали рай, фирдаус. В их рае женщины никогда не стареют. Они остановились на отметке «шестнадцать». Должно быть, это очень утомительно – быть шестнадцатилетней на протяжении миллионов и миллионов лет. Зато о возрасте мужчины – ни слова. Возможно, потому что манускрипты написаны как раз самими мужчинами. Если бы их писали женщины, они бы придумали что‑нибудь наподобие: например, что всем мужчинам должно быть восемнадцать.

Те же самые люди, которые порицают что‑либо в реальной жизни, обещают эти же самые вещи в рае и даже в тысячекратном объеме. Скажите мне, где здесь логика? Мусульманам запрещено даже притрагиваться к алкоголю, но в фирдаусе, в их рае, алкоголь течет рекой! Не нужно даже идти в паб, вы можете не только пить, но даже купаться в алкоголе.

Все это кажется таким странным! Но в действительности это обычное дело. И здесь снова замешаны скряги. Скряга готов пожертвовать мимолетным наслаждением, полученным от одного стаканчика алкоголя в пабе, ради дальнейшей возможности пить его в неограниченном количестве, причем веками.

А религиозные люди продолжают осуждать женское тело – причем этим грешат абсолютно все религии мира. А это значит, что те, кто написал подобные манускрипты, были сильно подавляемы в плане сексуальности – вот и все. Это ничего не говорит о женщинах, а только о тех, кто написал данный манускрипт: на них когда‑то очень сильно давили – они боялись женщин.

И они продолжают бояться и говорить всем: «Будьте осторожны! Женщина – это дверь в ад!»

Но в то же время эти же люди обещают вам красивых женщин на небесах, причем самых красивых. Вы знаете, что женщины, живущие в раю, совсем не потеют, им не нужны дезодоранты. Их тела пахнут цветами – это естественный парфюм, а не тот, что состоит из искусственно произведенных компонентов. Они пахнут так же естественно, как цветы, к примеру розы. Их тела сделаны из золота. Какая жадность! А что бы сделали вы с такой женщиной? Да вы бы потерялись в своих мыслях! Зато жадный ум сразу бы начал фантазировать.

Все эти писания порнографичны. Это настоящая духовная порнография: женщины с золотыми телами, усыпанными бриллиантами, всегда молодые и всегда красивые. И никакого пота, только естественный запах.

 

Однажды великий святой умер, и по чистой случайности через несколько часов за ним последовал и его великий ученик. Ученик с нетерпением ждал, когда же он сможет вновь увидеть своего учителя. Он знал, что ему предстоит долгий путь – от земли до рая. По дороге он размышлял: «Должно быть, моего учителя встретили ангелы, играющие на арфе, и красивые танцующие женщины. Ему, скорее всего, достались самые красивые из них, ведь он был великим праведником, настоящим аскетом. Когда он жил земной жизнью, то и пальцем не тронул ни одной женщины. Да какие там прикосновения? Он не позволил ни одной женщине даже зайти в его дом. Он никогда не смотрел в лицо женщине. Если ему приходилось разговаривать с ней, он всегда опускал глаза вниз или вовсе закрывал их. Какие лишения ему пришлось испытать! Теперь его, должно быть, чествуют за это».

И вот ученик увидел своего учителя – тот действительно был вознагражден. Учитель сидел под деревом – золотым деревом с кроной из изумруда и цветками из бриллиантов, – а обнимала его Мэрилин Монро, абсолютно голая. Ученик упал в ноги учителя и воскликнул:

– Мой великий учитель, я ждал этого. Вам воздали по заслугам! Вас наградили сполна.

И учитель сказал:

– Ты полный идиот! Замолчи! Ты вообще ничего не понимаешь. Это не она моя награда, а я ее наказание!

 

Но эти жадные люди…

Если вы на собственном опыте знаете, что все приносит лишь разочарование, что радость мимолетна, то почему бы просто не радоваться настоящему моменту? Зачем говорить о том, что все должно длиться вечно?

Я учу вас радоваться настоящему моменту. Живите им, и что бы он ни приносил вам, наслаждайтесь этим. Танцуйте, пока этот момент длится! А когда он закончится, будьте благодарны за то, что он был в вашей жизни. Зачем говорить: «Абсолютно ничего не удовлетворяет?» С этим ничего не поделаешь! Так оно и есть. Такова реальность, она не станет менять свой главный закон только для вас. И другие – тоже не исключение.

Но если вы лично еще не сталкивались с подобными переживаниями, то вам придется помучаться немного больше. Вам придется чуть подольше потешить себя надеждами. Когда приходит осознание, надежды исчезают. Это вовсе не означает, что человек становится отчаявшимся: это просто говорит о том, что он принимает свою жизнь такой, какая она есть, и принимает дарованное ею с великой благодарностью и без единого упрека.

 

Для того чтобы получить работу на железной дороге, Анджело нужно было пройти тестирование.

– Представьте ситуацию, когда два поезда несутся друг на друга на скорости сто миль в час, оба движутся по одному пути. Как вы поступите? – спросил менеджер по персоналу.

– Я возьму красный флажок, подниму его вверх и начну размахивать им в разные стороны, – ответил Анджело.

– Но у вас нет красного флажка, – заметил менеджер.

– Тогда я воспользуюсь рычагом переключения и поменяю пути.

– У вас нет рычага переключения.

– Ну, в таком случае, – решил итальянец, – я позову свою жену, Марию.

– И что же сделает ваша жена с двумя поездами, несущимися друг на друга на скорости сто миль в час? – воскликнул человек, отвечающий за набор сотрудников.

– Я скажу ей подойти ко мне поближе, потому что она увидит самое жуткое месиво на Земле!

 

Вы можете сделать все, на что способны, но когда ничего поделать уже нельзя, лучше позвать жену и наслаждаться картинкой! Научитесь получать удовольствие не только от радостей жизни, но и от ее горестей, не только от экстаза, но и от агонии. Человек, который способен довольствоваться агонией, – свободный человек.

 

Чего я хочу?

 

Никто не сможет точно ответить вам на этот вопрос, потому что никто даже не знает, кто он есть на самом деле. Вопрос желания стоит здесь на втором плане, главный же вопрос звучит так: «Кто вы?» Ответив на него, вы сможете определиться и со всем остальным: с желаниями, потребностями, амбициями и т. д.

Если вы – воплощение своего эго, то тогда, несомненно, вам нужны деньги, власть и престиж. Тогда ваша жизнь будет иметь политическую структуру. Вы будете постоянно бороться с другими людьми, постоянно конкурировать с ними – ведь амбиции означают соревнование. Вы будете костью в горле других, а они, в свою очередь, будут костью в вашем горле. Затем ваша жизнь превратится в то, что когда‑то описал Чарльз Дарвин: выживет самый приспособленный. На самом деле, употребление слова приспособленный здесь не совсем верно. Под «приспособленным» стоит понимать «самый хитроумный», «самый животный», «самый упрямый», «самый сумасшедший», «самый опасный». Чарльз Дарвин никогда бы не сказал, что Будда – самый приспособленный, то же самое касается Иисуса или Сократа. Их убили, зато люди, совершившие эти убийства, выжили. Иисус не сумел спастись. Безусловно, Иисус, по Дарвину, – не самый приспособленный человек. А вот Понтий Пилат куда более приспособлен для земной жизни, он выбрал правильный путь. Сократ – также не самый приспособленный человек, зато люди, отравившие его, приговорившие к смерти, – наоборот. Употребление слова приспособленный просто неуместно в данной ситуации.

Если вы живете своим эго, то ваша жизнь будет борьбой, она наполнится насилием и агрессией. Вы станете источником печали как для других, так и для самих себя, потому что жизнь, состоящая только лишь из конфликтов, не может быть иной. То есть то, кто вы сейчас, зависит исключительно от вас самих. Если вы – воплощение своего эго, если вы все еще мыслите через призму эго, вы будете испускать зловоние. Если же вы пришли к пониманию того, что эго – это не ваш путь, ваша жизнь наполнит все вокруг прекрасным ароматом. Если вы не знаете себя, вы живете в бессознательном состоянии, а бессознательная жизнь ведет к непониманию. Вы можете слушать Будду, вы можете слушать меня, вы можете слушать Иисуса, но вы будете интерпретировать услышанное согласно вашей собственной бессознательности, то есть толковать его неверно.

Христианство – это ложное понимание Иисуса, так же как буддизм – ложное понимание Будды, а джайнизм – Махавиры. Все эти религии, по сути своей, – это неправильные толкования, они дезориентируют людей. Ведь те, кто следуют Будде, Махавире, Кришне, – самые обычные люди, лишенные какой‑либо информации. Что бы они ни делали, они смогут сохранить лишь буквы, но не суть.

 

Прогуливаясь по парку, философ заметил человека, сидящего в позе лотоса и смотрящего на землю. Незнакомец был целиком поглощен этим занятием. Понаблюдав за ним не одну минуту, философ не смог больше терпеть и обратился к мужчине с вопросом:

– Что вы ищите?

Незнакомец ответил, не сводя своих глаз с земли:

– Я следую традиции дзен‑буддистов. Нужно сидеть в безмолвии и ничего не делать, и тогда можно дождаться, когда придет весна, и трава начнет расти сама по себе. Я наблюдаю за тем, как растет трава, а она не выросла ни на миллиметр!

 

Нет абсолютно никакой необходимости в том, чтобы смотреть, как растет трава, но ведь именно так все и поступают. Иисус сказал, что люди услышали его, но они уловили лишь слова и наделили их собственным смыслом.

 

Мать отвела своего сынишку к психиатру и на протяжении трех часов рассказывала врачу историю своего ребенка. Тот уже устал слушать женщину, его тошнило от ее рассказов, – но она была настолько поглощена своей историей, что даже не дала психиатру возможности остановить ее. Слова лились из нее рекой, одно за другим.

И вот, наконец, врачу удалось вставить:

– Пожалуйста, остановитесь! Позвольте мне задать вопрос вашему сыну!

И повернулся к мальчику:

– Твоя мама жалуется, что ты совсем не слушаешь ее, когда она говорит с тобой. Тебе сложно слышать?

Сын ответил:

– Нет, я слышу людей, с моими ушами все в порядке. Но когда мне приходится слушать… судите сами. Вот вы, например, можете слушать мою маму? Слышать‑то и я могу, мне просто приходится. Все это время я наблюдал за вами – вы нервничали. Каждый вынужден слышать, но слушать… Слушаю я или нет – это зависит только от меня. Если она кричит на меня, я, естественно, вынужден слышать эти звуки, но слушать – это уже совсем другое дело.

 

Вы слышали, но не слушали, отсюда и искажение смысла. Люди продолжают повторять услышанное, не имея ни малейшего представления о том, что произносят.

Вы спрашиваете меня: «Чего я хочу?» Это я должен задать вам этот вопрос, а не вы мне, потому что ответ напрямую зависит от того, где вы. Если вы отождествляете себя с телом, тогда ваши стремления будут иными, тогда еда и секс будут вашими единственными потребностями, единственными желаниями. Это животные потребности, низшие из всех. Я не порицаю их, называя таковыми, я не даю им оценки. Помните, я всего лишь констатирую факт: низшая ступень лестницы. Если же вы отождествляете себя с умом, ваши желания будут сильно отличаться: музыка, танцы, поэзия – миллион всего…

Тело очень ограничено, ему нужно немного: еда и секс. Оно, словно вечный маятник, движется от одного к другому – секс и еда, и больше ничего. Но если вы отождествляете себя с умом, то здесь уже больше вариантов. Вас может занимать философия, вам может быть интересна наука или религия – вам может быть интересно все, что только можно вообразить.

Если вы отождествляете себя с сердцем, то тогда ваши желания будут иметь возвышенную природу, даже более высокую, чем ум. Вы станете более чувственным, более наблюдательным, более любящим, у вас появится художественный вкус.

Ум агрессивен, сердце восприимчиво. Ум – мужчина, сердце – женщина. Ум – это логика, сердце – это любовь.

То есть все зависит от того, где вы: в теле, в уме или в сердце. Это три самые важные точки, в соответствии с которыми живет человек. Но есть еще и четвертая, она находится внутри вас, на Востоке ее называют турия. Турия как раз и означает «четвертый», «трансцедентный». Когда вы осознаете свою трансцедентность, все желания исчезнут. У вас не останется ни единого стремления, все вопросы отпадут, все разрешится само собой. Нет будущего и нет прошлого. Вы живете настоящим моментом, удовлетворенный и абсолютно счастливый. Оказавшись в четвертой точке, вы обретете божественность.

Вы спрашиваете меня: «Чего я хочу?» Это всего‑навсего говорит о том, что вы и понятия не имеете, где находитесь. Вам придется разобраться в самом себе, но это не очень сложно. Если именно еда и секс занимают бо́льшую часть вас, значит, вы отождествляете себя с ними. Если вас больше заботят размышления, то вы – ум, если чувства, то вы – сердце. Ну и, конечно, о четвертой точке не может быть и речи, в противном случае такого вопроса даже не возникло бы!

Поэтому вместо того, чтобы отвечать на ваш вопрос, я лучше спрошу вас: «Где вы?» Выясните это! Где вы? С чем вы себя отождествляете? В какой точке вы застряли? И только после ответов на эти вопросы все станет на свои места – поверьте, это совсем не сложно. Но снова и снова люди задают мне одни и те же возвышенные вопросы, особенно индусы – такие как этот. Возможно, они давно уже застряли в точке секса, но она, тем не менее, совсем не мешает им интересоваться самадхи. Они спрашивают меня: «Что такое нирвикальпа самадхи, когда все мысли исчезают? Что это? А нирбиджа самадхи, когда нет ни единого семени, когда даже семена будущего сожжены дотла? Что это за высшее состояние, когда нет нужды снова возвращаться на землю, в утробу, в жизнь?» Вот лишь некоторые из тех глупых вопросов, которые они задают мне, но это не их вопросы. Эти вопросы не имеют никакого отношения к их реальной ситуации. Люди задают прекрасные вопросы – метафизические, эзотерические – лишь для того, чтобы показать, что они высшие существа, что они эрудированные и знают священные книги, что ищут ответы на вопросы, что они не имеют ничего общего с серой массой, что они – экстраординарны и религиозны. Но выходит как раз наоборот: эти вопросы все больше и больше приближают таких индусов к серой массе людей.

Вы поступает верно, когда спрашиваете что‑то, что имеет к вам хоть какое‑то отношение, нежели когда интересуетесь чем‑то, что совсем вам чуждо. Люди задают мне вопрос: «Есть ли Бог на Земле?», – а сами даже не знают, существуют ли они!

На следующий день еще один индус спросил меня: «Зачем я здесь?»

А действительно ли ты здесь? Спроси себя: «Здесь ли я?» Я не думаю, что это так. В физическом плане ты, конечно, здесь. Но твой дух на самом деле отсутствует. Пока ты не выкинешь из своей головы мысль о том, что ты индус, что ты индуист, тебя не будет здесь, ты не сможешь быть частью моей коммуны. Ты наполнен разной чепухой и до сих пор продолжаешь цепляться за нее.

Задавать вопросы, которые имеют отношение к вашей действительности, – это всегда правильно, потому что ответы на них могут помочь вам. К примеру, вы простудились и пошли к терапевту, чтобы спросить о раке, ведь такой человек, как вы, просто не может иметь такое обычное заболевание, как простуда… Только обычные люди страдают от простуды, вот почему ее называют «обычным переохлаждением». Но вы же такой необычный человек, вы не какой‑то там Том, Гарри или Дик. Вы такой особенный, значит, и болеть вы должны чем‑то особенным – поэтому вы интересуетесь у врача о раке. А если он начнет помогать вам в лечении рака, возникнет новая проблема – это лечение вам не подойдет. Прописанные лекарства приведут лишь к осложнениям. Так всегда бывает, когда лекарствам не над чем «работать» в вашем организме. У вас нет рака, а от них нет абсолютно никакого толка при лечении простуды.

На самом деле для простуды не существует лекарства. Если вы принимаете таблетки, простуда пройдет за семь дней, а если не принимаете – за неделю! Часто случается, что медицина не занимается подобными болезнями. Кого могут волновать такие мелочи? Люди думают о том, как бы попасть на Луну, – какая уж там простуда или авторучка, которая периодически течет? И что в итоге? Люди сумели‑таки добраться до Луны, но так и не смогли придумать авторучку, которая бы не текла ни при каких обстоятельствах.

Просто загляните внутрь себя. В чем именно ваша проблема?

 

Генерал, посетивший полевой госпиталь, спросил одного из солдат, прикованного к постели:

– Что с тобой?

– Сэр, – ответил солдат, – у меня гнойники.

– И как тебя лечат?

– Промывают тампоном с настойкой йода, сэр.

– И это помогает? – спросил генерал.

– Да, сэр! – ответил солдат.

Затем генерал подошел к солдату, лежавшему на соседней кровати, и выяснил, что тот страдает от геморроя. Ему тоже делали промывания тампоном, пропитанным настойкой йода, и это помогло, поэтому у него не было никаких других пожеланий. Тогда генерал спросил третьего солдата:

– А с тобой что произошло?

– Сэр, у меня опухли гланды. Мне так же промывают их тампоном с настойкой йода, и да, она помогает.

– Ты бы хотел еще чего‑нибудь? – поинтересовался обеспокоенный генерал.

– Да, сэр! – ответил солдат. – Я бы хотел, чтобы мне первому делали промывания.

 

Сперва необходимо понять ситуацию, разобраться, где вы, только тогда вы сможете сказать, чего хотите. Если вам делают промывания тампоном, пропитанным настойкой йода, после этих ребят, у одного из которых гнойники, а у второго геморрой (а вы при этом страдаете только от опухших гланд), тогда ваша проблема очевидна!

Разберитесь в себе, выясните, где вы сейчас, в какой точке. Если говорить обо мне, то все желания совершенно бесполезны, все стремления неверны. Но если вы отождествляете себя с телом, я не могу посоветовать вам того же, потому что моя точка слишком далека от вашей. Если вы отождествляете себя с телом, то я скажу вам так: больше высоких стремлений, желаний ума, и затем еще чуть выше, к стремлениям сердца, и, в конце концов, к состоянию отсутствия каких‑либо желаний. Больше ни одного желания. Вот в чем разница между научным и религиозным подходами. Наука пытается исполнить ваши прихоти, и, конечно, она во многом преуспела, но человек до сих пор несчастен. Религия же пытается пробудить вас до той точки понимания, достигнув которой, вы сможете увидеть, что все желания, в сущности, невыполнимы.

Человек должен быть выше желаний, и только тогда он обретет удовлетворение. Удовлетворение не является завершением желания, и оно не приходит с его исполнением, потому что желание не может быть исполнено. К тому моменту, когда вы подберетесь к его исполнению, появится еще не одна тысяча новых желаний. Любое желание разветвляется на множество других. И так будет происходить снова и снова, а ваша жизнь будет прожита зря, потрачена впустую.

Те, кто познал, те, кто увидел, – будды, пробудившиеся люди, и все они сходятся в одном мнении. Это не имеет ничего общего с философией, это основано на фактах, вернее, на факте внутреннего мира: удовлетворение приходит тогда, когда все желания и стремления отброшены в сторону. Вы ощущаете внутри себя удовлетворение, только если внутри вас нет желаний, только в этом случае. На самом деле, само отсутствие желаний уже и есть удовлетворение, счастье, наслаждение, цветение.

Поэтому двигайтесь от низших желаний к высшим, от грубых желаний к возвышенным, потому что самые возвышенные желания помогают сделать шаг к их полному отсутствию, прыжок к состоянию, когда в них нет никакой потребности. Это состояние и есть нирвана.

Понятие нирваны состоит из двух значений. Нирвана – одно из самых красивых слов, любой язык может по праву им гордиться. Но оно несет в себе два смысла, которые подобны двум сторонам одной монеты. Первое из них подразумевает прекращение эго, второе – прекращение всех желаний. Оба эти процесса происходят одновременно. Эго и желания, по сути своей, неразлучны, они неотделимы друг от друга. В тот момент, когда умирает эго, исчезают желания – и наоборот: когда нет желания, нет и эго. Не иметь желаний, не иметь эго, значит познать абсолютное счастье, значит познать бесконечный экстаз, который имеет свое начало, но не имеет конца.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: