Современный подход к разработке комплекса маркетинга не ограничивается концепцией, состоящей из 4P. Часто в него включаются дополнительные компоненты.
В расширенной модели к классической концепции product (продукт), price (цена), place (место продажи) и promotion (продвижение) добавлены еще три составляющие: people (люди), process (процесс покупки) и physical evidence (физическое окружение).
Люди (people) как элемент комплекса маркетинга
Этот элемент комплекса маркетинга изначально появился в компаниях, работающих в сфере услуг. Под термином подразумеваются люди, способные оказать влияние на восприятие вашего товара в глазах целевого рынка:
· работники, представляющие вашу компанию и ваш товар
· торговый персонал, который контактирует с целевым потребителем
· потребители, выступающие «лидерами мнений» в категории
· производители, которые могут оказать влияние на стоимость и качество товара
· важные группы потребителей – лояльные к вашей компании потребители и VIP-клиенты, генерирующие для компании значительный объем продаж
|
|
Люди, которые, так или иначе, представляют ваш бизнес, во многом определяют его успех или неудачу.
Важность этих людей вызвана тем, что они могут оказывать большое влияние на восприятие вашего товара в глазах целевого потребителя. Поэтому в маркетинговой стратегии очень важно отразить:
· программы, направленные на формирование мотивации, развитие необходимых навыков и компетенций у персонала компании
· методы работы с «лидерами мнений» и другими лицами, способными оказать влияние на мнение потребителей
· программы для лояльных покупателей и VIP-клиентов
· программы лояльности и образовательные программы для торгового персонала
· методы сбора обратной связи