[Кармапа] говорит:
Тогда у имеющего Тело-Пространство
Распускается цветок [благих] характеристик,
И хотя «Нечистая, недоочищенная и
Совершенно очищенная [Сущность Будды]
Описывается, соответственно, в тех стадиях -
Чувствующего существа, Бодхисаттвы и Татхагаты», —
Однако новый Будда не рождается.
«Какая раньше, такая и потом -
Неизменная» – вот Сущность Будды.
[Тем не менее], освободившаяся от изменяющихся загрязнений, она называется [ «новым Буддой»].
Когда [Бодхисаттва] освобождается от только что описанных загрязнений четырех видов цепляния к характеристикам, он входит в состояние Великого Покоя (zhi ba chen po) Дхармакаи и обретает Тело, свободное ото всех измышлений (spros pa, prapaňca) и подобное пространству. У [Будды], имеющего это Тело, распускается цветок главных признаков и малых черт, сияющий лучами света Знания, Любви и Силы. И тогда он при помощи двух Тел Формы действует во благо чувствующих существ. Так, в «Глубокой внутренней реальности» [Кармапа] говорит:
|
|
Победоносный [Будда], имеющий Тело-Пространство,
[Как лучи] из солнечного круга изначального осознавания
Являет Тела Формы во всем мире, во все десять сторон, до тех пор, пока круговорот самсары [не опустеет].
Этот Будда является (1) неочищенной от загрязнений стадией, (2) стадией, обладающей как чистотой, так и нечистотой, и (3) полностью очищенной стадией, и соответственно этому порядку описывается в виде трех стадий – «чувствующего существа, вращающегося в самсаре», «Бодхисаттвы, вступившего на путь» и «Будды, достигшего Таковости». Хоть так и говорится, но Пробуждение не является чем-то таким, чего раньше не было и что рождается как нечто новое. Как и в самом начале, так и потом оно остается одним и тем же, поскольку является той же самой неизменной природой (ngo bo gyur med) – Сущностью Будды. И, тем не менее, говорят о трансформации (gnas 'gyur ba), называя ее освобождением или избавлением от случайных загрязнений, а именно, от оков дуалистического восприятия.
Так в «Украшении сутр» сказано:
То, что прежде, не отличается от того, что потом;
Не омраченная никакими завесами
Та же самая [Таковость] считается Буддой. Она не является очищенной, не является и неочищенной.
Окончательное уяснение посредством ответов на возражения оппонентов
Здесь семь тем:
4.4.1. Краткое объяснение невозможности [Просветления] без причины и от внешней причины,
4.4.2. Чистое и нечистое умозрительное познание,
4.4.3. Сущность всеисполняющего изначального осознавания,
4.4.4. Активность, осуществляющая действия,
4.4.5. Сущность изначального осознавания равностности,
|
|
4.4.6. Характер постоянства Трех Тел,
4.4.7. Устранение неопределенности относительно этого.
4.4.1. Краткое объяснение невозможности [просветления] без причины и от внешней причины
[Кармапа] говорит:
Те, в кого проникли дурные взгляды, думают, что
Качества Будды не имеют причины,
Или же [считают], что отличные от самих [этих качеств] внешние
Причины и условия порождают их.